Что такое раздаточная коробка и для чего она нужна в автомобиле
Разбираемся, почему у некоторых машин в трансмиссии целых две коробки и зачем нужна вторая
Что такое раздаточная коробка
Раздаточная коробка (РК) — это узел, служащий для распределения крутящего момента между осями полноприводного автомобиля. В ряде случаев имеет возможность увеличения этого крутящего момента. Является промежуточным звеном между коробкой передач и межколесными дифференциалами.
Как работает раздаточная коробка
В классическом виде агрегат содержит набор шестерен и валов, связанных между собой либо непосредственно, либо (частично) с помощью цепи. На ведущий вал (или шестерню) РК передается крутящий момент от коробки передач. Посредником между ведущим валом и карданами служит демультипликатор, а также дифференциал или механизм жесткого подключения переднего моста. Про демультипликатор скажем далее.
Одной из задач РК на автомобилях повышенной проходимости, помимо подключения моста, является изменение передаточного отношения. При включении понижающей передачи (демультипликатора) выходные валы, связанные с карданами, будут вращаться медленнее, чем ведущий вал от коробки передач. Тем самым обеспечивается увеличение крутящего момента. Такой режим называют «ехать на понижайке» — это необходимо для преодоления труднопроходимых участков местности, а также движения в гору или с тяжелым грузом.
Устройство раздаточной коробки
Принципиально внутреннее строение классической РК можно разделить на два блока.
- Демультипликатор. Как выяснили выше, это механизм, отвечающий за понижение передаточного отношения. В современных «раздатках» внедорожников это планетарная передача, хотя встречаются и классические варианты, с обычными шестернями. При нажатии кнопки в салоне (или «втыкании» понижайки рычагом) специальная муфта задействует демультипликатор.
Некоторые РК имеют даже две понижающие передачи — обычно это грузовики и другая тяжелая техника.
- Система распределения тяги. В трансмиссиях Part-time (разберем далее) это механизм жесткого подключения переднего моста. В других случаях распределение момента берет на себя межосевой дифференциал.