Что такое гидроусилитель руля и как он работает
Гидроусилитель руля сделал жизнь водителей проще. Он обеспечивает лучшую маневренность и степень контроля над автомобилем, делает поездки более легкими и комфортными
Гидроусилитель — это надежная и проверенная годами система, которая по-прежнему в почете у автопроизводителей, несмотря на наступающие электрические аналоги. Разбираемся с экспертами, что такое ГУР, как он работает и как правильно обслуживать систему, чтобы избежать поломок.
Эксперты в этом материале:
- Сергей Кутузов, инженер по подготовке кадров группы компаний «Обухов» — официального представителя марок Volvo, Geely, GAC, DFM и Changan
- Михаил Логинов, автоэксперт, руководитель и тренер детской команды по картингу
Что такое гидроусилитель руля
Гидроусилитель руля (ГУР) — это механическая система автомобиля, которая увеличивает усилие на руле. Благодаря гидроусилителю руль легко вращается, а водитель практически не ощущает сопротивления при повороте колес на низких скоростях и маневрировании.
ГУР перекочевал в легковой автопром с тяжелой грузовой техники в середине прошлого столетия. В наши дни усилитель руля есть на всех автомобилях: это может быть гидравлическая система или более продвинутая — электрическая.
С точки зрения комфорта самое очевидное, что делает усилитель руля, — помогает управлять авто с гораздо меньшим усилием, чем без него. Но есть у гидроусилителя и ряд других функций:
- подавление вибраций, которые водитель может ощущать на руле во время движения;
- уменьшение количества оборотов руля, благодаря чему улучшается маневренность и острота обратной связи от колес;
- повышение безопасности в случае аварийной ситуации, например при внезапном проколе колеса;
- снижение физической нагрузки водителя, особенно это актуально в условиях плотного городского трафика.
«С точки зрения конструкции, гидроусилитель — это довольно громоздкая система, но в то же время относительно дешевая в производстве. Им оснащают преимущественно бюджетные авто, но также и некоторые внедорожники», — говорит автоэксперт Михаил Логинов. Среди главных недостатков таких механизмов, по словам эксперта, можно выделить следующее:
- Риск перегрева масла в системе. Особенно когда колеса и руль удерживают в вывернутом до упора положении более пяти секунд.
- Необходимость регулярного обслуживания и проверки уровня жидкости, ее доливка.
- Отбор части мощности у мотора.
Устройство гидроусилителя руля
Гидроусилитель — это замкнутый контур, в котором под давлением циркулирует жидкость на масляной основе. В массовом сегменте распространение получили интегрированные системы, то есть встроенные в рулевой механизм, чаще реечный. В этом случае основные рабочие компоненты ГУР будут такими:
Расширительный бачок. Через него заливают жидкость и контролируют ее уровень. Для этого на корпус нанесены специальные риски, а с обратной стороны крышки прикреплен мерный щуп. Внутри бачка установлен фильтр, защищающий от попадания пыли и грязи.