Что стало с участниками «Антверпенской шестерки»
Что делают люди, 30 лет назад перевернувшие моду.
Тяжело, скучно, праздность, жир, тщета разговоров», – писал в дневнике 3 июля 1890 года Лев Толстой. Кажется, что этой цитатой вполне можно описать современную моду, в которой все время принято кого-то хоронить: критику, тейлоринг, хороший вкус, новизну или, наоборот, хайп и культуру fast-fashion. Что ни Неделя моды, то тяжелые вздохи: это мы уже видели у Рафа (Симонса), то уже было у Хельмута (Ланга). И конечно, ни один разговор о временах, когда трава была зеленее, а дизайнеры – талантливее, не обходится без упоминания легендарной «Антверпенской шестерки», которая определила развитие моды на годы вперед. Группа из шести выпускников Королевской академии изящных искусств в Антверпене прославила бельгийскую моду во времена, когда бал правили японцы с их торжеством деконструктивизма.
Дрис ван Нотен, Анн Демельмейстер, Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Марина Йи и Дирк ван Сане не были творческим объединением – у каждого было свое видение, за каждым стоял свой бренд. Они даже из Академии выпускались в разное время: Биккембергс в 1982-м; ван Нотен, Ий, Демельмейстер и ван Сане – в 1981-м. Еще годом раньше закончил учиться ван Бейрендонк, одновременно с Мартином Маржелой – еще одной легендой бельгийской моды, которого к шестерке не причисляют, но его дух всегда где-то поблизости.
Единым целым же этот разношерстный коллектив стал в 1986 году с легкой руки британских журналистов, которым не давались сложные бельгийские фамилии. Эту историю пересказывали столько раз, что она уже стала легендой. В первый день выставки до последнего этажа в выставочном зале «Олимпия», где базировались дизайнеры, не дошел никто. Пришлось раздавать листовки на улице, чтобы привлечь к себе внимание. Им это удалось – к третьему дню на Неделе моды к ним заглянули байеры из Barney’s. Прорыв бельгийского дизайна случился стремительно: броские коллекции Walter Van Beirendonck, черно-белая минималистичная эстетика Ann Demeulemeester, дерзкие показы Dirk Bikkembergs определили как минимум последующее десятилетие и породили Хайдера Акерманна, Криса ван Аша и того же Рафа Симонса.