Что можно узнать о смерти и горе из мультфильма «Тайна Коко»?
Ровно 5 лет назад на экраны вышел мультфильм «Тайна Коко». Одержав победу в 67 номинациях в разных премиях, он среди прочего получил и «Оскара» в категории «Лучший анимационный фильм». Сюжет картины строится вокруг мексиканского праздника Дня мертвых, что уже кажется необычным для ее жанра и возрастного рейтинга. Еще удивительнее то, какие сложные вопросы она поднимает, — предлагаем изучить их вместе с доулой смерти.
О чем рассказывается в «Тайне Коко»? Главный герой мультфильма — 12-летний Мигель, который живет в небольшой мексиканской деревне. У его семьи, где все работают сапожниками, есть одно правило — никакой музыки. Дело в том, что когда-то муж прапрабабушки Мигеля, Имельды, оставил семью, чтобы исполнить свою мечту — стать известным музыкантом. Но не вернулся. С тех пор музыка в их доме считается проклятием. И только Мигель решился нарушить семейный закон, увлекшись игрой на гитаре по примеру своего кумира — известного исполнителя Эрнесто де ла Круса.
Перед очередным празднованием Дня мертвых Мигель случайно заметил, что на фотографии на алтаре памяти, где изображена его бабушка Коко с Имельдой и тем самым ушедшим прапрадедушкой (чьего лица не видно, так как снимок порван), видна гитара, принадлежавшая де ла Крусу. Мальчик решил, что музыкальная легенда и есть его прапрадед. С этого момента начались его приключения — он случайным образом попал в Мир мертвых, познакомился с умершими родственниками и нашел себе компаньона в лице забытого всеми духа по имени Гектор…
Это если пересказывать сюжетные события. Но гораздо важнее то, что рассказывается как бы между прочим и местами теряется за атмосферной картинкой и трогательными песнями.
Сила воспоминаний
Мы живы, пока живы те, кто хранит воспоминания о нас. В мультфильме эта идея транслируется буквально — через два мира, живых и мертвых. Мертвые в них «живы», пока о них помнят живые, последние же стремятся рассказывать и передавать истории про старшие и уже умершие поколения, чтобы те как можно дольше оставались в памяти живых и молодых.
О похожем пишет Ирвин Ялом в своих книгах: память о нас жива, пока жив последний человек, хранящий воспоминания о нас. В книге «Вглядываясь в солнце» доктор Ялом также размышляет о концепции «волнового эффекта»: касаясь людей и оставляя воздействие от этого касания, мы создаем воспоминания о себе. Личным ли контактом, произведениями искусства, результатами нашей работы… Для многих людей осознание, что после их смерти «круги на воде» никуда не денутся и, даже наоборот, будут продолжать расходится все шире, дает ощущение успокоения.
Традиции и ритуалы
В мультике четко показана ритуализация взаимодействия мира живых с миром мертвых. Есть особый день памяти мертвых — Dia de los Muertos, которого все очень ждут. Этот день полон света, радости памяти и воображаемой встречи с умершими близкими. Для них готовят угощения, строят алтарь памяти, показывают им путь домой, усыпая дорогу лепестками цветов, чтобы они не потерялись. Это красиво, тепло и, по ощущениям от мультика, лишено тяжести и страха вокруг смерти.