Как Рембрандт передает ощущение близости смерти

ArzamasКультура

Чтение на 15 минут: «Предприятие Рембрандта. Мастерская и рынок»

В издательстве Ad Marginem вышла книга историка искусств Светланы Алперс «Предприятие Рембрандта. Мастерская и рынок» в переводе Веры Ахтырской. Arzamas публикует отрывок — о том, что такое «грубая манера» Рембрандта, как он передает ощущение близости смерти и почему его картины — это театральное зрелище, разворачивающееся на наших глазах

Академия искусств. Гравюра Корнелиса Корта по оригиналу Яна ван дер Страта (Иоганнеса Страдануса). 1578 год. The Metropolitan Museum of Art

Книга Светланы Алперс «Предприятие Рембрандта» вышла в 1988 году. В ее основе — лекции, прочитанные Алперс незадолго до этого в амери­канском колледже Брин-Мор и дополненные суммирующим заключением — четвертой главой исследования. В ней формулируется основной посыл: Рембрандт Харменс ван Рейн, величайший живописец Западной Европы, помимо всего прочего, был ловким дельцом и умелым организатором производственного процесса в своей мастерской, то есть в конечном счете художником-предпринимателем, предвидевшим рыночное будущее искусства.

Для своего времени этот тезис был очень смелым и навлек на Алперс немало едкой критики со стороны ревнителей традиционного «знато­ческого» искусствознания. Они увидели в этом подходе пренебрежение основным объектом своей науки — живописью, а также преувеличение значимости социально-экономического контекста для ее оценки. Так, влиятельный рецензент Хилтон Креймер причислил «Предприятие Рембрандта» к деконструктивному1 (в его глазах просто-напросто деструктивному) направлению и назвал книгу признаком катастрофы в гуманитарных науках. Сегодня очевидно, что это исследование свиде­тельствовало не о катастрофе, а о повороте в сторону социальной истории искусства, которую позднее ждал бурный расцвет. Сейчас «Предприятие Рембрандта» — классика современного искусствознания, в частности рембрандтоведения, открывшая новую область для изучения творчества художника.

1Деконструкция — понятие современной философии и искусства, означающее пони­мание посредством разрушения стереотипа или включения в новый контекст.

В этом фрагменте Светлана Алперс опровергает еще один романтический миф о Рембрандте, которого долгое время считали мастером сочувственно-реалистического изображения городской бедноты.

Алексей Шестаков. Искусствовед, шеф-редактор издательства Ad Marginem

Цель настоящей главы — показать, как повествование о жизни Рембрандта приводит нас в его мастерскую, где, как ни странно, все опять-таки вращается вокруг самой жизни. Всё приводят в движение художник и его модель (моде­ли). В случае Рембрандта категория модели, натурщика оказывается очень широкой. Возьмем, например, рисунок, на котором запечатлен нищий2. Глядя на это изображение, мы привычно задаемся вопросом, создано ли оно с нату­ры, смотрел ли Рембрандт, работая над этим образом, на реального нищего? Обыкновенно вопрос звучит так:

«Неужели Рембрандт выходил на улицу и рисовал нищих?»

2Возможно, не нищий, а торговец; см.: P. Schatborn. Drawings by Rembrandt. His Anonymous Pupils and Followers. Amsterdam, 1985.

Человек с сумой на поясе. Рисунок Рембрандта ван Рейна. Около 1629 года. Rijksmuseum

Чаще всего на него отвечают отрицательно, предполагая, что Рембрандт, как свидетельствуют парные офорты по оригиналам Бехама, обращался в поисках материала к целому арсеналу произведений искусства, бывшему в его распоря­жении, и вдыхал в них новую жизнь. Но что, если нищего действительно при­вели к нему в студию? Если так, то нарисовать нищего «с натуры», в сущности, означало нарисовать специально позирующего художнику натурщика в мастер­ской. Мне кажется, в своей повседневной художественной практике Рембрандт так и поступал: видимость работы «с натуры» возникает, когда он впускает в свою мастерскую эту «натуру», живую жизнь. Но как он это делал?

Хогстратен3 приводит (а Хаубракен4 повторяет) забавный случай, произошед­ший, когда они с братом находились в Вене; возможно, эта история проливает свет на обсуждаемую проблему. По-видимому, брат Хогстратена захотел изо­бразить отречение апостола Петра, и ему понадобился натурщик плебейской наружности, с которого он мог бы написать святого. Он отправился на рынок и нашел нищего, которого убедил пойти с ним. Нищий, вероятно рассчиты­вая получить милостыню, последовал за ним, не подозревая, что его ждет. Он вошел в мастерскую — и от увиденного его охватил ужас. (Выполненная Яном ван дер Стратом [Страданусом] гравюра с изображением академии художеств, хотя она сильно преувеличивает инфернальность облика мастерской, все же дает представление о том, что мог узреть нищий)

3Самюэл Диркс ван Хогстратен (1627–1678) — голландский живописец, график, литератор и теоретик искусства.

4Арнольд Хоубракен (1660–1719) — нидерландский художник, писатель, историк искусства.

Черепа, безголовые манекены и тому подобные обычные атрибуты ремесла живописца нагнали на него неописуемый страх. Ему помнилось, что его привели пред очи Смерти или самого Дьявола. Он умолял отпустить его и согласился остаться только после долгих уговоров (и обещания возна­гра­ждения). Однако бедняга по-прежнему не мог успокоиться. Потому и пози­ровал для святого Петра в неослабевающем страхе и тревоге. Хогстратен включает эту правдоподобную историю в главу своего трактата, посвященную тому, как следует показывать человеческие чувства в живописи. А свое пове­ствование завершает, заметив, что испуганный нищий оказался идеальным натурщиком, таким же встревоженным и смятенным, как святой Петр

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Археологи обнаружили в скифской «Долине царей» составную витую гривну Археологи обнаружили в скифской «Долине царей» составную витую гривну

Ученые продолжили исследования кургана Туннуг-1

N+1
«Не верь глазам своим» «Не верь глазам своим»

Порой даже через десятилетия картина продолжает жить с неверным названием

Дилетант
Самые яркие «Анны Каренины»: актрисы, которым пришлось броситься под поезд Самые яркие «Анны Каренины»: актрисы, которым пришлось броситься под поезд

Кто в истории кино играл Анну Каренину

VOICE
Выбираем фитнес-браслет правильно: какие функции наиболее важны Выбираем фитнес-браслет правильно: какие функции наиболее важны

Главные функции фитнес-браслетов и их отличиях от смарт-часов

CHIP
Исследование: работа женщины на посту CEO или в правлении способствует большему разнообразию в компании Исследование: работа женщины на посту CEO или в правлении способствует большему разнообразию в компании

Репрезентация женщин на постах СЕО влияет на гендерное разнообразие в компаниях

Inc.
Астрофизики впервые напрямую измерили магнитное поле ультраяркого рентгеновского источника Астрофизики впервые напрямую измерили магнитное поле ультраяркого рентгеновского источника

Астрофизики измерили напряженность магнитного поля вблизи нейтронной звезды

N+1
«Черные считались язычниками»: история рабства, рассказанная бывшим невольником «Черные считались язычниками»: история рабства, рассказанная бывшим невольником

Глава из книги Букера Вашингтона «Восставая из рабства»

Forbes
«Завтра я всегда бывала львом»: история человека, вылечившегося от шизофрении «Завтра я всегда бывала львом»: история человека, вылечившегося от шизофрении

Норвежка Арнхильд Лаувенг — психолог, но не обычный

Psychologies
Между порнографией и хоррором Между порнографией и хоррором

Приключения Бэмби в реальном мире

Weekend
Как видят мир дальтоники, и почему они по-разному воспринимают цвета Как видят мир дальтоники, и почему они по-разному воспринимают цвета

Дальтонизм тоже бывает разный

TechInsider
Дивование Дивование

Выставка современных художниц в Каргополе

Собака.ru
Палеогенетики прочитали старейший геном домашней лошади из Америки Палеогенетики прочитали старейший геном домашней лошади из Америки

Первые домашние лошади Нового Света происходили с Пиренейского полуострова

N+1
«Медовые дни» Эшколя Нево: роман о приключениях пожилых репатриантов из России «Медовые дни» Эшколя Нево: роман о приключениях пожилых репатриантов из России

Отрывок из романа «Медовые дни» — о том, что никогда не поздно

Forbes
Богатство России будет прирастать… опилками Богатство России будет прирастать… опилками

На основе опилок можно сделать много важного и полезного

Наука и жизнь
Как мы дожили до инстаграма? Краткая история фотографии Как мы дожили до инстаграма? Краткая история фотографии

Сделать селфи в XIX веке стоило намного больших усилий, чем сейчас

TechInsider
Гимнастки и теннисистки: какие виды спорта позволяют женщинам зарабатывать больше Гимнастки и теннисистки: какие виды спорта позволяют женщинам зарабатывать больше

Гендерный дисбаланс в спорте постепенно выравнивается

Forbes
5 самых необычных снарядов, которыми стреляли из пушек 5 самых необычных снарядов, которыми стреляли из пушек

На протяжении веков пушки были одним из важнейших элементов войны

TechInsider
Шкалик Шкалик

Анатолий живет очень скромно и пишет роман про старый газетный лист

Правила жизни
Телескопы, звезды и темная материя: 5 женщин, которые изменили астрономию Телескопы, звезды и темная материя: 5 женщин, которые изменили астрономию

Космические открытия, сделанные героинями этой подборки

Forbes
Смазанный эффект ВТО Смазанный эффект ВТО

Россия не смогла воспользоваться всеми преимуществами членства в ВТО

Агроинвестор
Как не нужно заниматься фитнесом: 10 ошибок, которые делает каждый второй во время тренировок Как не нужно заниматься фитнесом: 10 ошибок, которые делает каждый второй во время тренировок

Эти ошибки популярны среди тех, кто только начинает заниматься спортом

TechInsider
Мамины помощники: почему домохозяйки 1950-х сидели на транквилизаторах Мамины помощники: почему домохозяйки 1950-х сидели на транквилизаторах

Отрывок из книги «Нездоровые женщины» — как гендерные стереотипы мешали лечению

Forbes
«Каменный цветок» среднерусских лесов «Каменный цветок» среднерусских лесов

Молодило русское и молодило шароносное — «спартанцы» растительного мира

Наука и жизнь
«Матка блуждает по телу и удушает»: почему врачи прошлого стеснялись женского тела — это стоило жизни миллионам! «Матка блуждает по телу и удушает»: почему врачи прошлого стеснялись женского тела — это стоило жизни миллионам!

Отрывок из книги Элинор Клегхорн “Нездоровые женщины”

VOICE
Как после развода одеваются бывшие жены самых богатых мужчин мира Как после развода одеваются бывшие жены самых богатых мужчин мира

Женам самых состоятельных мужчин на планете иногда не хватает... Развода!

VOICE
«А вдруг люди подумают»: что такое социофобия и почему мы так боимся общения «А вдруг люди подумают»: что такое социофобия и почему мы так боимся общения

Социофобия — расстройство, которое выражается в страхе взаимодействия с людьми

Forbes
Как создать стикеры в Телеграме: пошаговая инструкция Как создать стикеры в Телеграме: пошаговая инструкция

Рассказываем, как сделать стикеры в Телеграме и поделиться своим стикерпаком

CHIP
Что нам стоик Что нам стоик

Как при помощи стоической философии избавиться от боли

Правила жизни
«Начальники тоже люди»: они устают тащить на себе выгоревших сотрудников и, выгорая следом, массово увольняются «Начальники тоже люди»: они устают тащить на себе выгоревших сотрудников и, выгорая следом, массово увольняются

Почему руководители массово покидают свои посты и чем это грозит?

VC.RU
Открыть в приложении