Неизученная материя
Мир никогда не менялся так быстро как за последние 20 лет. Искусство чутко реагирует на перемены в обществе, вызванные новыми технологиями. В галерее Askeri Gallery художники и искусствоведы с разными взглядами дискутируют о цифровом будущем человечества. Живописец Павел Полянский и галерист Полина Аскери поделились своими взглядами…

Нa общeниe в сeти
Полина Аскери: Любые современные технологии могут быть как во вред, так и во благо. Для меня социальные сети — потрясающая опция, расширяющая границы, объединяющая людей вне зависимости от расстояний и часовых поясов.
С помощью социальных сетей я и мои кураторы находим новых художников и интересные проекты для сотрудничества, а еще информируем подписчиков о грядущих арт-событиях и знакомим с произведениями искусства.
Интернет для меня — мощный рабочий инструмент. Организация бизнес-процессов, дистанционное проведение лекций по искусству, формирование выставочного плана — все это возможно благодаря ему.
В прошлом году мы открывали в ММОМА выставку южнокорейского художника Кван Йонг Чана и запускали в печать каталог его работ. Все детали, вплоть до развески работ и создания уникальной инсталляции по мотивам его детских воспоминаний, обсуждались через почту и социальные сети. Для меня это весьма необычный опыт взаимодействия, доказавший, что в мире искусства расстояния — не помеха, а мотивация.

Павел Полянский: Общение в интернете — просто новая форма коммуникации между людьми. Оно открывает возможности для сотрудничества и отношений на расстоянии. Я, например, переписываюсь с людьми из деревни, и благодаря этому я знаю, какая там жизнь, — совсем не похожая на мою. Правда, я не очень люблю видеожанр: мне сложно общаться, видя собеседника на экране. В интернете я общаюсь скорее вынужденно и больше люблю разговаривать вживую. Была бы возможность, вообще не включал бы компьютер.
Интернет-общение создает ситуации, которые невозможно было представить еще 20 лет назад. Находясь в прекрасных местах, люди не обращают внимания на то, что их окружает, — они погружены в общение через телефон. Кажется, человек при этом упускает удовольствие от созерцания красоты перед ним. С другой стороны, он в этот момент живет настоящую жизнь и делится эмоциями с близкими, находящимися далеко. Этот сюжет лег в основу многих моих картин.
Я боюсь, что привычка быть всегда на удаленке несет некоторые риски. Люди могут отвыкнуть от живого общения, когда на слова и эмоции собеседника нужно реагировать «без подготовки».

Ha твоpчeство нейpoсетeй
Полина Аскери: В наши дни нейросети пытаются привлекать к созданию объектов интеллектуального труда — статьям, новостным заметкам и даже дипломным работам. Возможно, подобные вещи они научатся создавать безупречно. А вот в искусстве, на мой взгляд, рукотворный разум никогда не заменит человеческий.
Несмотря на это, произведение искусства, созданное ИИ, в прошлом году уже победило в художественном конкурсе. Картина под названием Théâtre D’opéra Spatial, якобы написанная президентом американской компании Incarnate Games Джейсоном Алленом, была очень высоко оценена критиками. Зато когда Аллен рассказал о способе создания «живописного полотна», на него обрушилась волна критики. А ведь мистификатор потратил на картину несколько недель: ему потребовалось сгенерировать десятки изображений и правильно поставить задачу перед машиной, подробно описав все детали. И все же настоящим искусством я это назвать пока не могу. Художник вкладывает в свои произведения определенные мысли и эмоции, вдохновляясь окружением и жизненным опытом. Ничего из этого у нейросети нет.