Колыбель прогресса
Дрон-рейсинг напоминает «Формулу-1» 1970‑х годов: за рулем болидов горячие головы, а революционные изобретения и прорывные технологии рождаются в гаражах, чтобы после «уйти в народ». Именно такая творческая атмосфера создает плавильный котел идей, которые меняют целые индустрии
Технология: бесколлeктopные двигaтeли
Сферы применения: грузовые и пассажирские коптеры, электромобили, роботы
Гоночный квадрокоптер весом около 550 грамм разгоняется от 0 до 200 километров в час всего за 2 секунды — гораздо быстрее, чем автомобиль «Формулы‑1». Пилот контролирует полет аппарата с точностью до сантиметра: дрон может влететь в форточку на скорости 100 км/ч, развернуться практически на месте и вылететь в окно. Секрет потрясающей динамики и маневренности кроется в огромной тяговооруженности: силовая установка квадрокоптера создает в 10–15 раз больше тяги, чем весит сам аппарат.
В электродвигателях гоночных дронов нет щеток. Ток между обмотками переключается не механически, как обычно, а с помощью цифровых регуляторов. Благодаря этому решению мотор состоит всего из трех деталей: ротора, статора и вала. Корпуса двигателей делают из легких сплавов алюминия и магния, в конструкции ротора используют мощные неодимовые магниты. Четыре мотора диаметром по 2,5 сантиметра имеют суммарную мощность около 5 лошадиных сил — больше, чем у 50-кубового мопеда. Скорость вращения пропеллера достигает 40 000 оборотов в минуту.
Евгений Буфетчиков, руководитель Всероссийской лиги дрон-рейсинга RDR: «Главная задача пилота во время гонки — преодолеть определенный маршрут как можно за меньшее время. Чтобы обозначить трассу, мы устанавливаем на полигоне ворота и флаги. Сам полет длится всего две минуты, за это время пилоты пролетают около 600 метров. На большую дистанцию не хватает ни заряда аккумуляторов, ни выдержки гонщиков. Во время полета нельзя ни на секунду расслабиться, отпустить стики аппаратуры управления, нужно постоянно быть на пределе возможностей. После нескольких минут на трассе пилоты выходят с дрожащими руками».
Технология: точный рaсчeт элeктpовooружeнности
Сферы применения: каршеринг, дроншеринг и все виды общественного электротранспорта
Литий-полимерные аккумуляторы — это топливные баки дронов. Спортивные батареи отличаются от тех, что стоят в смартфонах и ноутбуках, способностью быстро отдавать большие токи моторам, когда пилот толкает вверх ручку газа. Аккумулятор дрона состоит из 4–6 соединенных литий-полимерных ячеек, поэтому напряжение в бортовой сети достигает 24 вольт.
Масса батареи прямо пропорциональна ее емкости. Чтобы добиться лучшей динамики, пилоты стремятся брать на борт как можно меньше «топлива»: ровно столько, чтобы хватило на гонку. Параллельно идет борьба за повышение экономичности двигателей.
Технология: легкие и дешeвые рaсхoдные мaтepиaлы
Сферы применения: бытовая техника, туристическое снаряжение, личный транспорт
Также как команды «Формулы‑1» выбирают подходящие шины для каждого заезда, пилоты FPVдронов постоянно экспериментируют с пропеллерами. В зависимости от количества лопастей и их угла атаки аппарат может либо развивать большую максимальную скорость ценой потери «резкости» управления, либо, наоборот, становиться более медленным, но отзывчивым.