Фабрика всего
Кампус Московского института стали и сплавов (НИТУ «МИСиС») находится в центре Москвы, неподалеку от парка Горького. Всем его студентам, сотрудникам и гостям знакома местная достопримечательность — стеклянная пирамида у входа в институт. Но мало кто бывал под ее куполом.

Мы стоим здесь, и свет, падающий сквозь стекло, с трудом достигает дальних углов большого помещения. Сейчас оно пусто, но еще недавно здесь стоял целый локомотив.
«Мы можем собрать тут что угодно — хоть вертолет, хоть небольшую подводную лодку», — говорит Владимир Пирожков. Промышленный дизайнер с мировым именем, работавший для Citroen и Toyota, сегодня он возглавляет Инжиниринговый центр прототипирования высокой сложности «Кинетика», универсальное производство, действующее буквально под ногами у студентов и гостей МИСиС. «Я выстроил свою судьбу так, что у меня все было хорошо. Большим трудом удалось добиться всего, о чем, казалось бы, можно мечтать. Жизнь в Ницце, а если хочется на сноуборде, то полчаса — и Средиземноморские Альпы, — рассказал нам Владимир. — Но в какой-то момент я понял, что все это становится рутинным и скучным. Не было масштабных задач. Именно за такими задачами я вернулся в Россию».
Открывшаяся в 2016 году «Кинетика» занимает 3500 квадратных метров под главной площадью МИСиС. Таких центров прототипирования не так много во всем мире. Как правило, они организуются для нужд той или иной отрасли — будь то автомобиле- и судостроение, энергетика, авиация — или для производства бытовой техники. Прежде чем запустить такую сложную продукцию в серию, требуется построить первый функциональный образец, провести его испытания и отработать технологии. «Между научными разработками и готовым изделием всегда есть определенная дистанция, и именно ее покрывают центры прототипирования, они же центры инжиниринга», — объясняет Владимир Пирожков.
В отличие от большинства аналогов центр «Кинетика» — мультиотраслевой. Здесь создаются проекты конвертопланов и обтекателей для космических ракет, экзоскелеты для военных, речной транспорт и даже пулеметы. Для этого под той самой пирамидой собралась команда из 14 человек и почти полусотни роботов, которые способны с нечеловеческой точностью обрабатывать практически любые материалы — от дерева до высокомолекулярного полиэтилена, углепластика и сверхтвердого карбида бора, «искусственного алмаза». Центр прототипирования — это фактически небольшая универсальная фабрика.
Такое производство не предназначено для серий, зато позволяет реализовать почти любую технологию, которая применяется в промышленности, и изготовить что угодно — от глушителя для пистолета до морского судна, — лишь бы оно уместилось в помещении. «У нас развернуто около 80 процентов всех существующих производственных технологий, за некоторыми исключениями, — объясняет Владимир Пирожков. — Например, мы не производим экспериментальную электронику и не ведем литье металлов. Литье — слишком масштабное и горячее производство, а с электроникой работать очень дорого. Но все это можно заказывать у поставщиков».