Дорога в облака
Официальный запуск сервиса CloudBound состоялся весной 2022 года. Его создатели готовили проект уже несколько месяцев и вовсе не ожидали, что он появится именно тогда, когда будет особенно уместен. В условиях, когда многие российские компании испытывают проблемы с качеством доступа в интернет, новые технологии позволяют им сохранить работоспособность и безопасность своих облачных сервисов и данных.
С точки зрения предпринимателей, программное обеспечение бывает трех видов: приложения для ведения бизнеса, обеспечения бизнеса и всего остального. Нарушение безопасности или проблемы с доступом к первым напрямую лишают компанию дохода: если вы торговая сеть, то не сможете пробить покупку и не получите выручку. Сбой в работе офисных приложений (второй группы) не так опасен, но тоже может обернуться проблемами. Прежде ответственность за исправность и безопасность и того и другого ПО несли IT-отделы компаний. Ведь все программы функционировали внутри предприятий, на компьютерах сотрудников или на корпоративных серверах. Однако в последние годы ситуация радикально изменилась, а многие предприниматели вовсе отказались от собственных IT-специалистов.
Все больше ресурсов и задач переносится в об - лака: компании уже не покупают серверы, а пользуются услугами провайдеров IaaS (Infrastructure as a Service), получая собственный виртуальный сервер и облачное хранилище, а все технические заботы перекладывают на сторонних специалистов. Услуги PaaS (Platform as a Service) обеспечивают работу корпоративных баз данных, а SaaS (Software as a Service) — систем управления продажами и маркетингом, бухгалтерским учетом и документооборотом. Рынок SaaS в России долго рос опережающими темпами по отношению к IT в целом*. В 2010 году выручка SaaS-провайдеров составляла 3,2 миллиарда рублей, а в 2020-м уже приблизилась к 74 миллиардам. Дополнительный импульс популярности SaaS дала пандемия COVID ‑19, массовый переход на удаленную работу и взрывной рост популярности онлайн-услуг.
* Согласно отчету CNews.
Закрытая альтернатива
Впрочем, любое новое решение создает новые трудности. Считается, что при развертывании облака у критических для работы бизнеса приложений могут возникнуть проблемы из-за самого факта передачи данных через публичные сети. В идеале задержка при обращении пользователя к облаку не должна превышать 25 миллисекунд. Однако в подавляющем большинстве случаев подключение происходит через интернет. Это значит, что трафик пересылается из частной сети в общедоступную и нередко даже покидает границы России, хотя физически и компания, и дата-центр с развернутой на его серверах SaaS-инфраструктурой могут находиться в пределах Московской области.
«Рынок SaaS растет, как и весь сегмент облачных сервисов, — объясняет заместитель генерального директора компании „Мастертел“ Владимир Елфимов. — Все это требует надежного и предсказуемого по характеристикам подключения, но при этом большинство компаний получают доступ к ним через публичные сети, невзирая на ухудшение надежности и безопасности в последнее время. Думаю, дело в том, что это уже сложившаяся модель потребления, и зачастую клиенты просто не знают об альтернативах и не рассматривают их». В самом деле, в мировой практике распространены как минимум три способа подключения к «корпоративному облаку».