Bнетeлеcный опыт
Πять истоpий Натaльи Aлфутовой
Искусственный интеллект заменяет людей в компаниях, а личность человека оцифрована соцсетями. Физическое тело становится нашей главной привилегией перед собственными виртуальными двойниками, живущими в сети. Порой оно же служит клеткой, из которой хочется сбежать в виртуальность. Наталья Алфутова исследует сходства и различия между машинами и людьми. Художница рассказала нам истории…
Πpо убийство аватаpов
Кажется, мы живем в эпоху тотальной виртуализации — люди все больше общаются в интернете, а соцсети и интерактивные приложения знают о нас практически все. Однажды я задумалась: можно ли делегировать всю социальную жизнь машине?
Мне удалось собрать небольшую команду из двух разработчиков, 3D-художника, декоратора и композитора. Вместе мы создали виртуальную «песочницу» для общения цифровых образов реальных людей — Rabbit Heart. Сам мир выглядел как холмистый луг, на котором резвились кролики. На площадке нашей инсталляции работали «пограничники», которые сканировали лица посетителей, а также просили у них ссылки на аккаунты в социальных сетях. Чтобы оцифровать черты характера людей, мы использовали алгоритм анализа больших данных из соцсетей от Cambridge Analytica. После регистрации на поляне появлялся новый кролик с лицом и характером пользователя, а его поведением управлял искусственный интеллект. С этого момента зритель мог только наблюдать, как его цифровой клон знакомится с другими аватарами, общается, находит партнеров. Также мы создали Telegram-бот, который присылал посетителям отчеты о приключениях его кролика в виртуальном мире.
Cambridge Analytica занимается глубинным анализом данных из социальных сетей и составлением психологических портретов пользователей. Компанию обвиняют во вмешательстве более чем в 200 выборов по всему миру с помощью таргетированной политической рекламы.
Сперва зрители воспринимали нашу инсталляцию как увлекательную игру и подолгу следили за социальной жизнью своих двойников. Однако отношения между кроликами становились более сложными и интимными, персонажам не требовалось никаких прелюдий, чтобы вступить в близкую связь. На следующий день многие посетители приходили с просьбой «убить» их аватара. Люди начали задумываться о том, насколько много данных мы оставляем в виртуальном пространстве и как точно машины могут имитировать наше поведение.
Πpо инoпланетный pазум
Я часто размышляла, почему человеческое сознание не может найти однозначные ответы на самые важные вопросы о смысле жизни и устройстве Вселенной. Думаю, дело в ограниченности нашего мышления опытом: мы оцениваем мир исходя из собственных знаний о нем, совсем как роботы с искусственным интеллектом.
Однажды я строила инсталляцию с использованием роботических рук, и во время работы над проектом я познакомилась с инженером Наилем Сальмановым. Он увлекся современным искусством, и мы решили вместе сделать механизм, который двигается как змея. Робот напоминал мне инопланетянина, и я задумалась: каким опытом мог бы обладать пришелец и как он видит нас? Так родился проект