Все, что вы хотели знать о закулисье великой киносаги

CHIPСобытия

Секреты съемок «Звездных Войн»

Кино — это возможность визуализировать целые вымышленные миры. И вершины мастерства в этом достигли создатели киносаги «Звездные Войны». CHIP расскажет, как они снимались раньше и теперь.

Сейчас в это довольно сложно поверить, но космические корабли в классической трилогии саги Джорджа Лукаса не «летели», а оставались неподвижными — двигались только снимающие их камеры. Тогда это было отправной точкой рождения нового приема в кинематографе, однако и сейчас популярнейшей фантастической франшизе не занимать новаторства в использовании разнообразных визуальных эффектов. Давайте же заглянем на «кухню» съемочных площадок прошлого и будущего, ведь магия от этого не исчезнет, а просто станет понятней.

Тогда: Новаторы во всем!

Сага о космических баталиях, гиперпереходах, мужестве и борьбе со злом стала настолько успешной, что завоевала сердца миллионов людей на всей планете. Свидетельство тому — тонны сувенирной продукции с символикой Star Wars и присутствие персонажей из популярной вселенной в игрушках Lego, рекламных роликах, сериях брендовой одежды и т. д. Не в последнюю очередь эта популярность заслужена завораживающей и динамичной картинкой на экране, показывавшей зрителям совершенно фантастический мир.

Команда Джорджа Лукаса в работе над первым из трех «старых» эпизодов (4, 5 и 6) не только использовала самые передовые разработки в области визуальных эффектов по тем временам, но и создала множество новых и инновационных — ставших эталоном для производителей качественных фантастических лент 80-х и 90-х годов.

Многие сцены из «Новой надежды» и до сих пор не вызывают недоверия — например, кадры, где показывают дом опекунов Люка Скайуокера. Изначально для декораций использовалась самая обыкновенная хижина в одной из тунисских деревень, но едва ли зрители в те времена могли бы это определить. А съемка интерьера этого же дома происходила в эконом-номерах тунисской гостиницы, антураж которой приглянулся Лукасу. Именно поэтому все кадры так реалистичны, а интерьеры лишены «искусственности».

Джедаи сами себе не помогут. Для джедаев настали тяжелые времена. Но одна хрупкая девушка наверняка сможет все исправить, ведь с ней — Сила

Искусство задних планов и фона

Большую часть задних планов «Новой надежды» сняли при помощи так называемого Matte Painting. Суть этого приема состоит в том, что актеры играют свои сцены на монотонном фоне, удобном для монтажа, а художник тщательно воссоздает уменьшенную копию этого бэкграунда, потом кадры совмещаются. Это было хорошим вызовом мастерству художника, ведь органичность сочетания картинки фона и происходящей перед ней сцены всецело зависела от него.

Сейчас на основе этой техники вырос метод хромакеев — бэкграунд создается в компьютерной программе и может как добавить динамичности сцене, так и сделать ее более плавной.

Маски-шоу по-взрослому

Легендарную сцену в картине Мос-Эйсли снимали с использованием масок и грима. Все эти свиньи, сверчки, лягушки — всё было создано умелыми руками мастеров своего дела. Органичности этим сценам добавлял монтаж и искусная операторская работа.

Отдельная история со знаменитыми C-3PO и R2-D2. Поначалу их хотели сделать полноценными механизмами, но это было слишком дорого, и Лукасу пришлось идти на компромисс — создать пластиковые доспехи для C-3PO и контур-ведро для R2-D2. А сыграли их актеры Энтони Дэниелс (C-3PO) и Кенни Бейкер (R2-D2), отлично справившиеся с приданием роботам узнаваемых и поныне характеров.

Кенни Бейкер вспоминает, что из «ведра» тела R2-D2 он не мог выбраться самостоятельно и порой проводил там несколько часов, так как несколько раз персонал съемочной группы просто забывал о нем. Запомнился его золотой костюм и Энтони Дэниелсу, который повредил ногу пластинами своей «золотой брони» в первый же день съемки, настолько хрупким вышел реквизит. А еще он не мог ничего видеть, когда был облачен в свой костюм. Костюм Чубакки был пошит из натуральной шерсти, а сыграл этого персонажа Питер Мейхью, рост которого составлял 221 см. Ему приходилось на съемках тяжелее всех — представьте себе, каково в шерстяном костюме в невыносимой жаре пустыни.

Во время съемок «Новой надежды» использовали также модели из папьемаше и пластика около 30 разных роботов, большинство которых имели дистанционное управление.

Эпоха макетов и копий

Все фантастические ленты тех времен снимались с использованием технологии макетов. Так, город Мос-Эйсли в пустыне создавали с нуля. Декорации для него переправляли из США на самолетах. На возведение города, который органично смотрелся бы в пустыне, ушло более двух месяцев. А знаменитый корабль Хана Соло «Сокол Тысячелетия» был создан в натуральную величину и имел в длину 50 метров, а весил более двадцати тонн. Для него пришлось использовать один из самых больших съемочных павильонов в Англии. Все сцены на корабле снимались внутри этого макета, кроме сцен в рубке управления.

А сцену тряски во время обстрела для большего реализма снимали в отдельно сделанном макете рубки управления. Сам Лукас говорил: «Представьте себе, "Сокол" летит со скоростью света, в него стреляют, а вы это чувствуете, потому что сами стоите с героями на капитанском мостике». Клетку, в которую был помещен макет рубки, трясли вручную.

Краулер, на котором джавы охотились на роботов в пустыне, был сделан на гусеницах и механике экскаватора для карьерных работ. А для съемок крупных планов использовали его миниатюрный макет.

«Звезда Смерти» была и вовсе нарисована по описанной выше технологии Matte Painting. Но для съемки финальной сцены ее атаки пришлось серьезно попотеть и создать детальный макет размером 15 на 15 метров.

Динамичные кадры — новаторство 70-х годов

С помощью миниатюр в те времена создавали объемные и внушительные крупные планы, однако всем им не хватало одного — динамики. Эту-то проблему и решил Джон Дайкстра, глава студии спецэффектов ILM (Industrial Light & Magic), работающей над «Звездными Войнами». Они заставили зрителей пронестись между моделями кораблей и декорациями благодаря особой технологии автоматического управления камерами, которые двигались по заданным траекториям в специальных шахтах по рельсам. Таким образом камера могла совершать по заданной программе самые невероятные пролеты, чего не мог бы сделать человек-оператор. А сами объекты, которые она снимала, оставались неподвижными.

Это изобретение принесло Дайкстре «Оскар» за спецэффекты, а сама технология стала базой для развития жанра и запустила гонку вооружений между студиями, снимающими фантастические блокбастеры.

В следующих частях, «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая», все эти идеи были развиты и дополнены, что позволило еще выше поднять планку, установленную первой снятой Лукасом лентой.

Самое сокровенное. Фильмы не дают ответа на множество вопросов, но многочисленные литературные произведения помогают постичь картину в целом. Самое сокровенное — в дневниках принцессы Леи

Сейчас: Больше. Масштабнее. Глубже. Ярче

Трилогия из первой, второй и третьей частей стала введением в историю мира, о котором мы уже знали из «старых» эпизодов саги. И брать зрителя Джордж Лукас решил именно визуальной составляющей. Во многом этим он сгладил прохладную реакцию армии фанатов на новую часть межзвездных приключений.

Фильм «Атака клонов» сняли на цифровую камеру HDW-F900, разработанную Sony и Panavision и использующую высококачественную 24-кадровую цифровую систему. Сняли бы и «Скрытую угрозу», если бы на тот момент Sony успела выпустить достаточное количество камер. Однако «Атака клонов» стала вторым фильмом, полностью снятым на «цифру» после «Видока». А еще коммерческий успех картины окончательно утвердил мнение, что на цифровые камеры можно и нужно снимать масштабные проекты.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Космические Одиссеи Космические Одиссеи

Русский милиционер и американский двоечник провели на орбите Земли почти год

Esquire
Высокие отношения Высокие отношения

Где кататься зимой?

Добрые советы
Выживает хитрейший Выживает хитрейший

Как разные существа приспосабливаются к жизни в пустыне?

Зеркало Мира
Белый снег, синий лед Белый снег, синий лед

Скалы, водопады и пляжи Исландии стоят того, чтобы приезжать сюда вновь и вновь

GEO
Андроид, который меня соблазнил Андроид, который меня соблазнил

Робосексуальность уже далеко не фантастика

Мир Фантастики
Будущее наступило или нет Будущее наступило или нет

Когда у нас будут квантовые компьютеры?

РБК
Хороший, плохой, злой Хороший, плохой, злой

Как справиться с детской агрессией?

Домашний Очаг
Ниже некуда! Ниже некуда!

О чем говорит пониженная температура

Лиза
Lada Vesta SW Cross Lada Vesta SW Cross

Lada вошла в десятку любимейших автомобильных брендов наших соотечественников

Quattroruote
Богомолов Богомолов

Мы обсудили с режиссером Константином Богомоловым фобии и комплексы

Esquire
5 продуктов, опасных для красоты 5 продуктов, опасных для красоты

Мы то, что мы едим. Это непреложная истина. И вроде бы все уже знают, что вредно, а что полезно, но все равно включают в рацион продукты, употребление которых негативно сказывается на внешности.

Psychologies
Ураганная энергия Ураганная энергия

Как направить в мирное русло энергию ураганов

Популярная механика
Honda Pilot Honda Pilot

Десять квадратных метров внутреннего пространства

АвтоМир
Женщина на грани Женщина на грани

Актриса Юлия Пересильд согласилась остаться без формы

Esquire
Дон Кихот должен победить Дон Кихот должен победить

Почему швейцарцы верят на слово владельцу армавирского завода

Русский репортер
Париться правильно! Париться правильно!

Тепло, вода, пар, запахи трав… Зимой это особенно соблазнительно

Psychologies
Зачем ты паришься? Зачем ты паришься?

Как сделать поход в парную максимально полезным для здоровья и красоты

Cosmopolitan
Робот по имени Федор Робот по имени Федор

Как магнитогорская «Андроидная техника» создала робота по имени Федор

РБК
Реально ли планировать время в большом городе? Реально ли планировать время в большом городе?

Учащенное сердцебиение, то жар, то холод, несмолкающий рой мыслей в голове: «Почему ты не могла выйти на 10 минут пораньше?!», «Ну как так можно?», «Боже, как стыдно!..» Именно так многие из нас чувствуют себя при опозданиях. Можно ли предотвратить такие ситуации? Как научиться трезво оценивать свой список задач и успевать намного больше?

Psychologies
Не вся овсянка одинаково полезна! Не вся овсянка одинаково полезна!

Какую кашу выбрать

Домашний Очаг
Громкое дело Громкое дело

Зачем мы повышаем голос во время ссоры

Добрые советы
Городские цветы Городские цветы

Домашние растения помогут нам легче пережить зиму, если мы сначала поможем им

Добрые советы
“Я развелась, чтобы служить своему счастью” “Я развелась, чтобы служить своему счастью”

Она вышла замуж по любви, родила 11 детей и развелась

Psychologies
Правила отцовского клуба Правила отцовского клуба

О том, как быть отцом тройни

GQ
Покорители стен: ледолазы Покорители стен: ледолазы

Не выпускать ледоруб из рук: потеряв инструмент, спортсмен сходит с дистанции

Популярная механика
Решительные меры Решительные меры

Как делать только правильный выбор, мы рассказываем в этой статье

Cosmopolitan
Папа может Папа может

В декабре Джуду Лоу исполняется 45

Лиза
Вам бы там побывать Вам бы там побывать

Места, которые мы рекомендуем посетить в наступающем году

GEO
Я соперничаю с женщинами Я соперничаю с женщинами

Если речь не о любовном треугольнике, казалось бы, зачем нам вступать в борьбу

Psychologies
Intel против AMD: ПК на любой бюджет Intel против AMD: ПК на любой бюджет

На каком ЦП лучше собрать нужную именно вам систему

CHIP
Открыть в приложении