Практика > Самостоятельный ремонт
Ремонтировать воспрещается
Мобильные устройства уже пломбируются таким образом, чтобы и замена батареи была невозможной без участия специалиста. Если же кто-то попытается справиться сам, то он утратит право на гарантийное обслуживание. Как бы не так! И у потребителей есть права.
Ни одно электронное устройство не сталкивается с таким количеством рисков, как наши верные мобильные спутники. Мы кладем их в нагрудные и брючные карманы, крутим в руках, стоя на платформе метро, оставляем на гладком краю раковины, когда моем руки, или прячем под полотенцем прямо в пляжном песке. И если потом разъем для наушников забивается ворсинками, объектив камеры оказывается поцарапанным, экран трескается или смартфон и вовсе тонет в унитазе, то вместе с испугом и гневом появляется и перспектива крупных трат. По данным актуального статистического опроса, подавляющее большинство владельцев смартфонов предпочло бы самостоятельно отремонтировать повреждения, но им это «запрещено» делать разработчиком. При каждой презентации нового продукта производители не устают повторять, насколько внимательно они на этот раз учли пожелания потребителей, но при этом намеренно игнорируют проблему доступности ремонта. Вместо этого устройства запаиваются, запечатываются, оснащаются какими-то необыкновенными специальными винтиками или потайными защелками. И только авторизованный специалист получает тайное знание и особые инструменты, чтобы можно было безопасно открыть гаджеты.
Например, какое техническое обоснование можно привести тому, что в iPhone 7 компания Apple использует несколько различных типов винтов: помимо двух пятиконечных Pentalobe (Р2) внутри в основном находятся обычные винты с крестообразным шлицем (РН00), но в некоторых местах стоят винты с трехлопастным шлицем Tri-Wing (Y000)? У других производителей дело обстоит не лучше. Например, в августе 2013 года Институт надежности и микроинтеграции имени Фраунгофера (IZM) протестировал 21 модель планшетов и исследовал их пригодность к вторичному использованию и ремонту. Помимо прочего, исследователи пришли к следующему выводу: «Ремонт большинства устройств силами потребителей невозможен без повреждения деталей устройства».
Сами потребители, и не в последнюю очередь СМИ, поддерживают эту тенденцию. Ведь даже если определенный производитель, как, к примеру, год назад LG со своим G5, пытается популяризировать смартфон модульного типа, где по меньшей мере аккумулятор можно заменить без использования инструмента, то такая запчасть плохо продается в рознице. А отчеты об испытаниях, предоставляемые специализированными журналами и интернет-порталами, подробно рассматривают производительность, оснащение и время работы от аккумулятора, а вот о пригодности для ремонта, не говоря уже о вторичном использовании компонентов, в них не содержится не слова.
Ремонтопригодность не лоббируется
Низкая общественная значимость такого вопроса, как пригодность к ремонту мобильных устройств, может объясняться и отсутствием единой системы оценки. В этом отношении всеобщую известность получили только баллы за пригодность к ремонту iFixit (https://www.ifixit.com/Info/Repairability) для смартфонов и планшетов. Данная компания, основанная в 2003 году в калифорнийском округе Сан-Луис-Обиспо, намеревается создать самое большое в мире руководство по ремонту. В лучших традициях «Википедии» ее сотрудники и просто многочисленные добровольцы выкладывают доступные инструкции по ремонту мобильной электроники и даже автомобилей. Для популярных моделей смартфонов и планшетов инженеры iFixit оценивают их пригодность к ремонту на основании каталога, включающего в себя пятнадцать вопросов. Поскольку здесь присутствует и влияние субъективных оценок, например, в отношении продолжительности полного демонтажа, результаты являются сопоставимыми только тогда, когда оценщики обладают приблизительно равной технической компетенцией. Внутри команды iFixit это еще имеет место, но, к сожалению, невозможно разом перенести то же самое на все общество, что понимает и Маттиас Хискен, директор iFixit GmbH.