Привлекательный и доступный 4К-контент
Современные мониторы и ТВ, а также компьютеры и плееры уже вовсю поддерживают 4K-контент. Дело осталось за малым — где взять это видео? CHIP расскажет, где найти ролики супервысокой четкости и как подготовить их самому.
Магазины электроники и бытовой техники переполнены панелями и мониторами с разрешением 4К. Картинка на демо-роликах действительно впечатляет, да и цена на технику перестала быть «космической». Но не рано ли покупать 4К? CHIP проанализировал ситуацию и готов помочь с подбором 4К-контента, а также расскажет, как еще можно использовать суперчеткий телевизор.
Что такое 4K
В разных контекстах 4К называют разрешения, имеющие по горизонтали около 4000 пикселей. Это может быть и 4096х3072, и 4096х1716, и 3996х2160 точек. Однако применительно к телевидению и телевизионному контенту обычно подразумевается формат 3840х2160 точек (16:9), утвержденный CES в 2012 году. Этот формат и получил маркетинговое название Ultra HD (то есть на самом деле UHD и 4К — не одно и то же).
Строго говоря, Ultra High Definition (Ultra HD, или UHD) не определяет параметры панели однозначно. Для использования этого обозначения характеристики ТВ-панели или иного устройства должны быть не хуже некоего «обязательного минимума», прописанного CES: помимо минимального разрешения и соотношения сторон, там указаны способность масштабировать HD-контент до большего разрешения, наличие как минимум одного входа HDMI, поддерживающего передачу видео с частотой кадров 60 fps, а также описаны особенности работы с цветом. Таким образом, в перспективе панели 8K также могут быть отмечены логотипом UHD.
Чтобы не создавать путаницу, далее в статье и под 4K, и под UltraHD мы будем подразумевать ТВ-формат 3840x2160 точек (16:9) с соответствующей поддержкой цвета (HDR).
В свое время компания Toshiba прогнозировала, что 4К станет основным разрешением в телевизионной индустрии. С точки зрения продаж таких моделей, наверное, это так. Но с точки зрения контента пока все совсем не так здорово, и об этом далее.
Нужен ли 4K, если есть HD?
Потребность в разрешении 4К — это не дело вкуса или дань моде. В первую очередь она определяется геометрией. Большое разрешение нужно там, где размеры панели или расстояние просмотра таковы, что Full HD недостаточно — в таком случае зритель на красивой картинке различает в ее составе отдельные пиксели.
На графике справа внизу наглядно показано, как определить расстояние просмотра, с которого видно все детали изображения, но не сами пиксели. Также можно оценить, стоит ли смотреть в сторону Ultra HD при вашем обычном расстоянии просмотра и бюджете. Например, средств у нас хватает только на 50 дюймов, а расстояние до дивана — три метра. Используя график, получаем, что у 4К нет преимуществ и Full HD будет достаточно.
Исходя из этих соображений, еще совсем недавно считалось, что покупать панели 4K с диагональю менее 50 дюймов бессмысленно. Но тут все зависит от деталей. Если интерьер позволяет подвинуть диван (кресла) поближе, то почему бы и не перейти на картинку нового качества.
От себя добавлю, что подобные графики строятся для людей со среднестатистическим зрением. Это стоит учитывать тем, кто носит очки или, наоборот, обладает уникальными глазами (в последнем случае расстояние, с которого действительно видно разницу, будет выше).
Вторая причина покупки 4К-телевизора — HDR, или широкий динамический диапазон, то есть больший охват цветового спектра. Картинка на таком телевизоре будет выглядеть насыщеннее. Если вернуться к точности идентификации, HDR не является обязательным приложением 4K, но входит в понятие Ultra HD.
4К — это как мода на 3D?
Довольно часто приходится слышать, что разрешение 4К — это такой же маркетинговый «пузырь», как и 3D. Однако это не так. 3D — нишевое решение, в первую очередь из-за того, что зритель вынужден надевать специальные очки. Не для всех это комфортно — многие жалуются на усталость от дополнительного устройства, боль в голове из-за некачественного контента и т. п. Это подтвердило исследование специалистов факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, проведенное в 2015 году (подробнее можно почитать здесь geektimes.ru/ post/247422). Существуют технологии демонстрации трехмерного контента без очков, например автостереоскопические дисплеи, однако пока их развитие сдерживается недостаточными мощностями встроенных процессоров.