Обслуживание компьютера < Практика
Решаем проблемы с ПК
В работе любого компьютера время от времени возникают сбои. Однако путем систематического анализа можно снова наладить работу любой системы
Когда компьютер перестает делать то, что от него требуется, хороший совет всегда к месту. Особенно если классическое «выключение-включение» не помогает или помогает лишь временно. К тому же для любой проблемы можно в конечном счете найти решение, вплоть до переустановки операционной системы или покупки нового компьютера. Однако, чтобы не выйти за рамки бюджета, необходим систематический подход (см. схему слева).
Первый вопрос — в чем загвоздка: ПК не загружается? Зависает? Происходят сбои? Или он работает слишком медленно? С каждым из этих пунктов следует разобраться максимально тщательно, чтобы сузить круг возможных причин. Для каждой проблемы мы опишем различные способы решения, от самых простых до более сложных. Если вам ничего не помогает или проблема не подпадает ни под одну из категорий, обратите внимание на пункт «Другие проблемы», где вы найдете советы о дальнейших действиях.
Не загружается
1. Отсутствие реакции (кулер, светодиодные индикаторы остаются выключенными)
2. ПК работает, дисплей остается выключенным или выдает сообщение «No signal detected» («Сигнал не обнаружен»)
3. UEFI/BIOS зависает/проблемы с конфигурацией
4. Windows не запускается: сбой загрузки
5. Не удается войти в систему Windows: вход в систему невозможен
Аварийные отказы
6. Отказ операционной системы при чрезмерной нагрузке: сбои в работе системы охлаждения
7. Аварийный отказ вызывают определенные действия
8. Сбой возникает уже при запуске программы
9. Случайные аварийные отказы: не поддаются воспроизведению
Сбои
10. Сеть не работает
11. Проблемы с USB: не работает аппаратное обеспечение
12. Удалены файлы или разделы диска
13. Неправильная установка даты и времени: вызывает другие проблемы
Медленная работа
14. «Хромает» процесс загрузки
15. Затруднен запуск программ
16. Медленно работают программы
17. Тормозит сеть
Другие проблемы
18. Файлы повреждены
19. Другие неисправности
20. Не подходит ни под одну категорию
Компьютер не загружается
Сбои при включении компьютера могут происходить на разных стадиях, каждая из которых указывает на различные источники проблемы — от расшатанного разъема и неправильной конфигурации до повреждения материнской платы.
1. Отсутствие реакции
Если после нажатия кнопки включения ПК не издает ни звука, вентиляторы не крутятся, а светодиодные индикаторы не светятся, прежде всего, произведите внешний осмотр источника питания, а именно проверьте, надежно ли провод питания соединен с розеткой и разъемом в блоке, а также находится ли выключатель блока питания в положении «ВКЛ».
Далее проверьте, не расшатались ли провода питания в разъемах материнской платы, что может произойти у настольных ПК при проведении манипуляций непрофессионалами или при сильных вибрациях. Сначала откройте крышку корпуса слева и посмотрите, правильно ли подключены кабели от блока питания к материнской плате. Отсоедините широкий 24-контактный разъем и 12-вольтовый четырех- или восьмиконтактный разъем дополнительного питания процессора и осмотрите их. В случае выявления обгорания контактов дело может быть в скачке напряжения или в неисправности блока питания. Вполне возможно, что это затронуло все компоненты системы, что может СОФТ НА DVD повлечь за собой покупку нового компьютера (см. п. 20). Если со стороны источника питания все в порядке, проверьте, правильно ли подключены кнопки питания и перезагрузки на корпусе к материнской плате и имеют ли они легкий ход — маленькие двухконтактные разъемы должны быть прочно подсоединены к контактным выводам. Отключите кнопку «Reset» и попробуйте включить компьютер (если это сработает, значит, кнопка перезагрузки неисправна и должна оставаться отключенной). Если же это не поможет, отсоедините кнопку питания. Далее, если систему удастся запустить путем замыкания обоих контактов, например, при помощи скрепки, значит, неисправна кнопка питания. В данной ситуации подключите кнопку перезагрузки и используйте ее в дальнейшем как переключатель «ВКЛ/ВЫКЛ». В противном случае вам придется отнести системный блок в мастерскую на диагностику.
Отсутствие изображения на экране может быть вызвано неисправностью монитора, ПК или кабеля между ними
2. ПК работает, но монитор остается выключенным
Если кулеры и светодиодные индикаторы работают, но изображение на экран монитора не выводится и он остается черным, проверьте его источник питания, а также убедитесь, что экранное меню настройки дисплея выводится при нажатии соответствующей клавиши. Если нет, значит, монитор неисправен — это можно проверить путем временного подключения другого дисплея (или телевизора с помощью HDMI-кабеля).
Если экранное меню выводится, попереключайте входы при помощи расположенной на мониторе кнопки Source или соответствующего пункта в меню, пока не выставится нужный подключенный вход. Затем попереключайте режимы вывода на включенном ПК путем удерживания клавиши «Win» и двойного нажатия «P» — это позволяет переключиться на следующий из четырех режимов. Подождите несколько секунд и переключитесь в общей сложности четыре раза, чтобы проверить, выводится ли изображение в одном из режимов. Если эти действия не принесут результатов, замените кабель для монитора и попробуйте другой доступный интерфейс (например, HDMI или VGA вместо DVI) с целью исключения неисправности разъемов или кабеля.
Наконец, наиболее трудоемкий способ — проверить, поможет ли установка или замена видеокарты (для начала это может быть старая или одолженная на время видеокарта). Если все эти попытки не увенчаются успехом, вероятно, имеет место какая-то другая проблема с аппаратным обеспечением, которую вы можете диагностировать при помощи следующих действий.
3. BIOS не запускается/зависает
Мигающий курсор на экране при старте ПК или зависание при инициализации BIOS могут указывать на различные проблемы с аппаратным обеспечением. В первую очередь проверьте, все ли разъемы (например, кулера центрального процессора) правильно подключены к материнской плате и все ли кулеры работают. В случае необходимости замените неисправные. Спикер материнской платы в определенных случаях выдает важную информацию в виде звуковых сигналов, значение каждого из которых объяснено в руководстве пользователя материнской платы. Однако для этого необходимо, чтобы этот маленький динамик был правильно подключен к разъему «Speaker» материнской платы (удостоверьтесь в этом или используйте специальную POST-карту для диагностики).
Описанные признаки могут указывать и на некорректные настройки BIOS Setup — эту проблему легко устранить путем сброса настроек до заводских. Процедура описана в руководстве к материнской плате. В большинстве случаев для этого необходимо при выключенном компьютере установить перемычку с надписью «Clear CMOS» на плате в положение сброса на несколько секунд, а затем переставить обратно.
Следующий подозреваемый — ОЗУ: проверьте каждый модуль в отдельности (если установлен только один, попробуйте вставить его другой слот) и при необходимости замените неисправный.
Затем отключите все аппаратное обеспечение, не являющееся принципиальным для работы ПК, от USB-, PCIe- и других разъемов компьютера. Если после этого он запускается, постепенно подключите все обратно — и пробуйте до тех пор, пока не найдете виновника.
Если так ничего и не помогло, вероятно, материнская плата и/или центральный процессор повреждены, и вам нужно готовиться к приобретению новых устройств (см. с пункта 18).
4. Windows не запускается
Компьютер проходит стадию инициализации BIOS, но выдает сообщение о том, что загрузочный диск не найден? Первым делом проверьте, правильно ли подключены кабель питания SATA и кабель передачи данных вашего жесткого диска или твердотельного накопителя. Затем попробуйте подключить диск посредством другого кабеля и к одному из других портов. Если он не появляется в BIOS Setup/UEFI (чтобы проверить, нажмите «Del» при загрузке компьютера, перейдите в раздел «Advanced Chipset Features» и или другой аналогичный, и посмотрите, распознается ли диск на одном из каналов SATA), попробуйте подключить HDD через интерфейс SATA или в USB-кейсе к другому компьютеру. Если и это не сработает, значит, диск поврежден, и, скорее всего, восстановить данные сможет только профессиональная служба за достаточно высокую цену.