Человек уткнувшийся: всё о смартфонозависимости в печальных фактах, неожиданных цифрах и полезных советах
«Опять уткнулся в свой телефон!» Что может быть скучнее этой фразы? Уткнулся и уткнулся, все так делают. А раз все так делают, значит, это нормально. Или нет?
Бесконечное взаимодействие со своим смартфоном — явление настолько новое, что только сейчас начинаются поиски границы между пользованием и пагубной зависимостью, между употреблением и злоупотреблением. Не слишком ли часто ты утыкаешься в смартфон? Почему нас тянет это делать без необходимости? Стал ли ты уже рабом своего мобильного? И если да, то как спасаться?
Новое сообщение
Проверь телефон, пока не успел увлечься статьей. Наверняка на одной из иконок замироточила цифра «1». Пришло письмо с ответом «ОК», в «Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» на тебя подписался салон маникюра для веганов, в «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» зовут на фестиваль плавленых сырков в честь «Дня независимости от Конституции». Каждое напоминание по отдельности — мусор, но в совокупности это информационный эфир, в котором мы проводим свободное от сна время.
Раньше мир для нас делился на реальный и виртуальный. Мы говорили: «Я зайду в Интернет и посмотрю». Потом садились за компьютер, запускали браузер, вводили адрес, открывали сайт. Но десять лет назад Стив Джобс показал iPhone.
Пока все спорили, будет ли продаваться телефон, если нельзя переслать рингтон по Bluetooth, iPhone разделил эпоху Интернета на «до» и «после». Весь ритуал входа в Интернет свелся к одному действию — свайпу по экрану влево, Slide to Unlock. Через пару лет появились магазин приложений и оповещения, и теперь не пользователь входит в Интернет, а Интернет входит в него.
Существовать без смартфона возможно, но бессмысленно: это банк, пицца, такси, фотостудия, личная жизнь, да еще и звонить можно. Гарвардский ученый Лесли Перлоу утверждает в книге «Спать со своим смартфоном», что для 70% активных граждан телефон — первая вещь, к которой они прикасаются утром. И это данные 2012 года. Да ты сам все знаешь и с большой долей вероятности читаешь этот текст с маленького экрана.
Частота раздражения
Цифровая эпоха наступила быстрее, чем мы успели к ней адаптироваться, пишет в своей книге профессор психологии из Калифорнийского университета Ларри Розен. Он провел исчерпывающий эксперимент над своими студентами и установил две важные цифры. Во-первых, мы используем телефон примерно 3—3,5 часа в день, и в этом нет ничего плохого. Это время мы позаимствовали у чтения книг, просмотра телевидения и общения с людьми, но, оказывается, мы делаем то же самое, только на смартфоне.
Второе число смущает сильнее: в среднем американский студент разблокирует смартфон 200—220 раз в день. Если вычесть из длительности суток время сна, то получается, что на смартфон он отвлекается каждые 8—10 минут, что не оставляет никаких шансов сконцентрироваться на другом занятии. Выводы Ларри Розена дополняет компания Deloitte: 50% молодых людей 18—24 лет проверяют уведомления на смартфоне даже ночью, если внезапно проснулись.
Тогда профессор Розен решил доказать, что такая зависимость пагубна и влечет реальные физиологические последствия. Одной группе молодых людей смартфоны положили в осязаемой близости, другой — на расстоянии 1—2 метров. Пока группы проходили несложные тесты на логику, на телефоны присылали уведомления. У обеих групп наблюдалась эмоциональная реакция на загоревшийся экран телефона. Но первые, прочитав уведомление, успокаивались, а вторые продолжали нервничать, их пульс учащался, при этом когнитивные навыки ослабевали.
Во второй части эксперимента испытуемым перестали присылать уведомления. Первая группа сама стала регулярно проверять собственные смартфоны, а вторая, даже не получая никаких сигналов, все равно нервничала так же, как и в первой части эксперимента. Поведение оказалось похожим на любую другую зависимость, например курение. Правда, против курильщиков давно уже действует геноцид. А смартфон в большом городе есть буквально у каждого. Лежит в кармане, ожидая, когда ты протянешь к нему руку. И тогда капкан захлопнет свои челюсти.
Капкан номер один: принцип голубя
Примерно 70 лет назад Беррес Фредерик Скиннер, один из самых известных психологов XX века, ставил эксперимент на голубях. В первой фазе он запер птицу в клетке и установил кнопку, при нажатии на которую выдавалось определенное количество пищи. Голубь вел себя предсказуемо и расслабленно: захотел поесть — нажал кнопку.
Во второй фазе Скиннер сделал функцию кнопки непредсказуемой: подача корма срабатывает не всегда, объем порции различается. Это приводит к истеричному поведению птицы: она раздражена и нажимает на кнопку постоянно, даже когда сыта.
Ученый назвал такой подход непереводимым термином intermittent variable ratio reinforcement schedule, написал книгу про игроков в Атлантик-Сити и стал великим.
Смартфонозависимость в цифрах