Бутинизация патриотизма. Почему героизация Марии Бутиной опасна для общества и власти
Российский МИД обязан был защищать Марию Бутину — гражданку РФ — и вернуть ее домой. Общество должно было выразить сочувствие к девушке, отсидевшей в американской тюрьме и едва-едва избежавшей обвинения в шпионаже. Однако российские власти сделали большую ошибку, когда стали конструировать из Марии Бутиной образ национальной героини, невинно пострадавшей за Родину.
Не отворачиваемся от зеркала
Когда ведущих российских ток-шоу спрашивают, почему на экранах столько Украины — всякой, разной и порядком надоевшей, они отвечают очень просто. Украина, по их словам, является зеркалом для России. Мы смотрим на нее и понимаем, как делать не нужно и что будет со страной, если в ней делать то, что не нужно.
С этой логикой сложно спорить. Киев действительно является своего рода наблюдательным полигоном для конструкторов российской реальности. И тем удивительнее, что эти конструкторы иногда пренебрегают украинским зеркалом — например, отражением истории Надежды Савченко. Дамы, из которой киевские власти вылепили героиню, а потом об этом сильно пожалели. Сейчас в Москве идут по такому же пути — героизируют Марию Бутину. Россиянку, совершившую правонарушение в США (естественно, не такое страшное, как Савченко) и ставшую известной широкой публике лишь потому, что ее дело приобрело политический окрас.
Как выяснило американское следствие, Бутина занималась в США политической деятельностью под фактическим руководством Александра Торшина — бывшего сенатора, который затем занял пост зампредседателя Банка России (это, по крайней мере отчасти, признала и сама Бутина). Создавала в США сеть личных контактов среди высокопоставленных политиков и функционеров, в том числе и во влиятельнейшей американской лоббистской структуре «Национальная стрелковая ассоциация» (NRA). Работая в России, Бутина активно лоббировала упрощение процедур продажи и правил владения оружием, поэтому ей было о чем поговорить с американскими коллегами.
Кроме того, она устраивала встречи американских политиков с российскими коллегами и даже помогала организовать поездку российской делегации на Молитвенный завтрак в США в 2017 году. На первый взгляд — вполне невинные действия в рамках публичной дипломатии. Даже нужные (учитывая, как у России традиционно туго с «мягкой силой»). Однако по законам Соединенных Штатов вся эта активность госпожи Бутиной называется политической деятельностью. И если эта деятельность проходит, пусть даже частично, под руководством иностранного должностного лица (в данном случае господина Торшина), то она требует регистрации исполнителя в Минюсте в качестве «иностранного агента». Процедура весьма простая, однако Бутина ее не выполнила. Тем самым нарушила закон о регистрации иностранных агентов от 1938 года (FARA), за что ее американские спецслужбы сначала взяли на карандаш, а потом, в 2018 году, и задержали.