Без бензина. Тест-драйв электромобиля Ora 03
Обозреватель «Сноба» Владимир Фокин выяснил, комфортно ли пользоваться электромобилем в городе в 2024 году.
Российский рынок электромобилей по итогам 2023 года показал пятикратный рост относительно 2022 года. Так, в прошлом году на нашем рынке было реализовано 14 089 новых электромобилей, что, с одной стороны, выглядит довольно внушительно, но на фоне машин с классическим ДВС это как капля в море: последних за 2023 год было продано чуть более одного миллиона.
Несмотря на популярность электротранспорта во всем мире, в нашей стране продажи электрокаров хотя и растут, но не сильно, и все здесь упирается не только и не столько в доступность автомобилей на электротяге, сколько в развитие инфраструктуры для них в России. За последние несколько лет со стороны государства были сделаны попытки популяризации электромобилей, была выстроена программа развития инфраструктуры для данного типа транспорта — и она действительно появилась, но не везде и не в тех объемах, которые хотелось бы получить. Попробую выяснить, можно ли на начало 2024 года спокойно жить с электромобилем в Москве или все это больше сводится к выживанию.
В качестве тестового образца выбрал электромобиль Ora 03 от китайского автоконцерна Great Wall Motors, его хорошо знают по таким маркам, как Haval и Tank. Бренд Ora был выделен автопроизводителем специально для развития электромобилей, к тому же он в конце прошлого года вышел не только на наш рынок, но и на рынок Европы. Последнее положительно повлияет и на российский опыт, так как автомобиль уже полностью оптимизирован под европейские стандарты, в нем присутствует наиболее распространенный и у нас разъем быстрой зарядки CCS2. А также немаловажным является момент безопасности, так как перед презентацией в Европе Ora 03 протестировали по стандартам Euro NCAP, где электромобиль получил пять звезд из пяти возможных.
Кроме проекта развития инфраструктуры для электромобилей правительство стимулирует повышение спроса на данный тип транспорта еще и дополнительными льготами. Так, на сегодня владелец полноценного электромобиля освобождается от уплаты транспортного налога. Стоит помнить, что это не относится к последовательным гибридам, у которых двигатель внутреннего сгорания служит генератором. В Москве электромобили могут бесплатно парковаться на платных общественных парковках, за исключением тех, которые находятся за шлагбаумом. Причем парковка автоматически становится бесплатной для электромобиля сразу после постановки транспортного средства на учет и получения регистрационного знака. Но, например, в Санкт-Петербурге владельцу электрокара еще надо получить специальное разрешение, чтобы бесплатно вставать на платных общественных парковках.