Краски автомобильной рекламы до 1917 года

АвтопилотАвто

В цвете давних событий

Краски автомобильной рекламы до 1917 года

Иван Баранцев

Дореволюционная Россия обычно представляется нам каким-то черно-белым миром, поскольку знаем мы о ней благодаря черно-белым фотографиям и такой же кинохронике. О том, какой тогда была жизнь в цвете, мы можем судить разве что по живописи, костюмам и другим разным артефактам той поры, наподобие плакатов и журнальной рекламы. В том числе и автомобильной.

Реклама фабрики «Руссия» из Риги, выпускавшей резиновые шины для велосипедов, мотоциклов, экипажей и автомобилей – все эти транспортные средства видны на рисунке. Под таким названием фабрика существовала с момента основания в 1897 году и до 1910 года, когда стала акционерным обществом «Каучук».

Недавно ученые исследовали восприятие черно-белой и цветной рекламы, конечно же, с целью правильного планирования рекламных кампаний. Оказалось, что при просмотре черно-белой рекламы потребители больше обращают внимание на ключевые, наиболее важные преимущества рекламируемого продукта, а вот цветная реклама заставляет замечать только отдельные детали, причем даже не самые важные. К примеру, посмотрев на черно-белую рекламу автомобиля, потенциальные покупатели запомнят тип кузова и расход топлива, а цветная реклама обратит внимание, например, на форму передней консоли.

Фабрика «Дукс» была одним из первых в России производителей «самодвижущихся экипажей», а эта реклама – одна из первых цветных на автомобильную тематику. Очевидно, в плакате использовался готовый шаблон, поскольку рисунки велосипеда, парового и бензинового автомобилей просто вписаны в заранее предусмотренное пустое пространство. Теоретически такой шаблон позволял рекламировать все что угодно. Примерное время создания – самое начало ХХ века.

Журнал «Автомобилист» начал выходить в Москве в 1908 году. Конечно же, он был черно-белым, не считая того, что обложки печатались на серой бумаге. Но один номер, посвященный Международной автомобильной выставке, сделали с обложкой красного цвета, причем текст с информацией о стенде журнала выполнили синим. На обложке присутствует изображение Московского манежа, где проходила выставка, и реклама автомобильного магазина «Г. Марк и К».

У продавцов автомобилей в дореволюционной России, естественно, были те же задачи, хотя подобных исследований тогда никто не проводил. Да и печатные издания в те времена были почти все сплошь черно-белые, и лишь изредка встречались цветные изображения, преимущественно рисунки.

Товарищество «Братья Нобель» занимало первое место в дореволюционной России по добыче и переработке нефти. К 1916 году по всей стране работало 434 склада, где можно было купить бензин первого или второго сорта, более 70 сортов масла, графитную мазь, солидол, вазелин, парафин и другие продукты, получаемые из нефти. Плакат начала десятых годов ХХ века изображает главных потребителей – автомобиль, аэроплан и моторную лодку, причем автомобиль явно доминирует.

Поэтому наше исследование автомобильной рекламы проходило в обратном порядке. Известно, что сохранилось несколько плакатов, а также подшивки прессы – петербургский журнал «Автомобиль» и московский «Автомобилист», причем уровень полиграфии последнего был намного выше столичного. И это тоже один из признаков времени. Кроме специализированных изданий, реклама автомобилей встречалась в спортивных, авиационных и военно-патриотических журналах.

Реклама резиновой мануфактуры «Проводник» из журнала «Автомобилист» за 1911 год – еще один пример привлечения внимания простым добавлением одного цвета, в данном случае – красного. Из продукции изображена только одна покрышка модели «Колумб» с рисунком-елочкой, хотя под таким названием выпускались также шины с гладким протектором или заклепками. «Елочка» здесь еще тонкая, впоследствии линии станут толще, а сами выступы – больше.

Рассматривая старые плакаты и листая журналы, мы постарались не только найти цветные картинки, но и выявить какие-то характерные приемы и закономерности, присущие рекламе тех лет. Спланировать современную рекламную кампанию на основании этой информации вряд ли получится, но пригодиться может.

Цветной плакат резиновой мануфактуры «Треугольник», кстати главного конкурента «Проводника», рекламирует не только покрышки, но и камеры. Автомобильная резина в те годы была не однообразно-черной, как сейчас, а разноцветной – белой, красной, серой и других цветов. Именно это и отобразил художник, нарисовав красную камеру и серые покрышки. К сожалению, он не оставил своего автографа, как это принято у художников, поэтому кто автор, остается только гадать.
Красный цвет в рекламе Mercedes из журнала «Автомобилист» за 1911 год выделяет только самые главные слова в тексте. Бесклапанные моторы в то время были в моде, поскольку работали бесшумно за счет применения гильзового газораспределения вместо клапанов с пружинами и распределительного вала. Наличие собственного отделения завода тоже считалось преимуществом, поскольку будущий автовладелец покупал «Мерседес» сразу у производителя, а не у посредника.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Казус Донского Казус Донского

Как завещание Дмитрия Донского привело к междусобице на Руси

Дилетант
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Новогодний сюрприз Новогодний сюрприз

Борис Николаевич Ельцин был горазд на сюрпризы

Дилетант
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
«Астероиды: рожденные пламенем» «Астероиды: рожденные пламенем»

Как ученые научились анализировать состав астероидов

N+1
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
«Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы «Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы

«Мадагаскар»: след в истории и головокружительный успех

Правила жизни
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция

Как искусственный белок реагирует на повышение концентрации ионов кальция

N+1
Короткая ответственность Короткая ответственность

Почему короткие страховки ОСАГО остаются непопулярными?

Ведомости
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов

Почему компании активно приглашают на стажировки студентов?

Inc.
Открыть в приложении