Краски автомобильной рекламы до 1917 года

АвтопилотАвто

В цвете давних событий

Краски автомобильной рекламы до 1917 года

Иван Баранцев

Дореволюционная Россия обычно представляется нам каким-то черно-белым миром, поскольку знаем мы о ней благодаря черно-белым фотографиям и такой же кинохронике. О том, какой тогда была жизнь в цвете, мы можем судить разве что по живописи, костюмам и другим разным артефактам той поры, наподобие плакатов и журнальной рекламы. В том числе и автомобильной.

Реклама фабрики «Руссия» из Риги, выпускавшей резиновые шины для велосипедов, мотоциклов, экипажей и автомобилей – все эти транспортные средства видны на рисунке. Под таким названием фабрика существовала с момента основания в 1897 году и до 1910 года, когда стала акционерным обществом «Каучук».

Недавно ученые исследовали восприятие черно-белой и цветной рекламы, конечно же, с целью правильного планирования рекламных кампаний. Оказалось, что при просмотре черно-белой рекламы потребители больше обращают внимание на ключевые, наиболее важные преимущества рекламируемого продукта, а вот цветная реклама заставляет замечать только отдельные детали, причем даже не самые важные. К примеру, посмотрев на черно-белую рекламу автомобиля, потенциальные покупатели запомнят тип кузова и расход топлива, а цветная реклама обратит внимание, например, на форму передней консоли.

Фабрика «Дукс» была одним из первых в России производителей «самодвижущихся экипажей», а эта реклама – одна из первых цветных на автомобильную тематику. Очевидно, в плакате использовался готовый шаблон, поскольку рисунки велосипеда, парового и бензинового автомобилей просто вписаны в заранее предусмотренное пустое пространство. Теоретически такой шаблон позволял рекламировать все что угодно. Примерное время создания – самое начало ХХ века.

Журнал «Автомобилист» начал выходить в Москве в 1908 году. Конечно же, он был черно-белым, не считая того, что обложки печатались на серой бумаге. Но один номер, посвященный Международной автомобильной выставке, сделали с обложкой красного цвета, причем текст с информацией о стенде журнала выполнили синим. На обложке присутствует изображение Московского манежа, где проходила выставка, и реклама автомобильного магазина «Г. Марк и К».

У продавцов автомобилей в дореволюционной России, естественно, были те же задачи, хотя подобных исследований тогда никто не проводил. Да и печатные издания в те времена были почти все сплошь черно-белые, и лишь изредка встречались цветные изображения, преимущественно рисунки.

Товарищество «Братья Нобель» занимало первое место в дореволюционной России по добыче и переработке нефти. К 1916 году по всей стране работало 434 склада, где можно было купить бензин первого или второго сорта, более 70 сортов масла, графитную мазь, солидол, вазелин, парафин и другие продукты, получаемые из нефти. Плакат начала десятых годов ХХ века изображает главных потребителей – автомобиль, аэроплан и моторную лодку, причем автомобиль явно доминирует.

Поэтому наше исследование автомобильной рекламы проходило в обратном порядке. Известно, что сохранилось несколько плакатов, а также подшивки прессы – петербургский журнал «Автомобиль» и московский «Автомобилист», причем уровень полиграфии последнего был намного выше столичного. И это тоже один из признаков времени. Кроме специализированных изданий, реклама автомобилей встречалась в спортивных, авиационных и военно-патриотических журналах.

Реклама резиновой мануфактуры «Проводник» из журнала «Автомобилист» за 1911 год – еще один пример привлечения внимания простым добавлением одного цвета, в данном случае – красного. Из продукции изображена только одна покрышка модели «Колумб» с рисунком-елочкой, хотя под таким названием выпускались также шины с гладким протектором или заклепками. «Елочка» здесь еще тонкая, впоследствии линии станут толще, а сами выступы – больше.

Рассматривая старые плакаты и листая журналы, мы постарались не только найти цветные картинки, но и выявить какие-то характерные приемы и закономерности, присущие рекламе тех лет. Спланировать современную рекламную кампанию на основании этой информации вряд ли получится, но пригодиться может.

Цветной плакат резиновой мануфактуры «Треугольник», кстати главного конкурента «Проводника», рекламирует не только покрышки, но и камеры. Автомобильная резина в те годы была не однообразно-черной, как сейчас, а разноцветной – белой, красной, серой и других цветов. Именно это и отобразил художник, нарисовав красную камеру и серые покрышки. К сожалению, он не оставил своего автографа, как это принято у художников, поэтому кто автор, остается только гадать.
Красный цвет в рекламе Mercedes из журнала «Автомобилист» за 1911 год выделяет только самые главные слова в тексте. Бесклапанные моторы в то время были в моде, поскольку работали бесшумно за счет применения гильзового газораспределения вместо клапанов с пружинами и распределительного вала. Наличие собственного отделения завода тоже считалось преимуществом, поскольку будущий автовладелец покупал «Мерседес» сразу у производителя, а не у посредника.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда твой друг — перс Когда твой друг — перс

Иран сегодня основной стратегический союзник России на Ближнем Востоке

Монокль
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Золотые гривы Золотые гривы

Как в Ивашкове появилось ранчо с золотогривыми лошадьми

Отдых в России
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика

Почему мы считаем родительские убеждения устаревшими и обесцениваем их опыт

Psychologies
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Еда с повышенным содержанием расходов Еда с повышенным содержанием расходов

Что толкает цены на продовольствие вверх

Эксперт
Как научиться принимать комплименты Как научиться принимать комплименты

Почему бывает трудно принимать комплименты и как с этим справиться

Inc.
Петр Ануров: Это волнующе и рискованно Петр Ануров: Это волнующе и рискованно

Как продюсер Петр Ануров выбирает проекты и собирает звёздные составы

Ведомости
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
Лошади стали прекрасными бегунами из-за генетической ошибки Лошади стали прекрасными бегунами из-за генетической ошибки

Мутация, из-за которой лошади должны были вымереть, но стали отличными бегунами

ТехИнсайдер
Прививка от аллергии АСИТ — как она работает? Прививка от аллергии АСИТ — как она работает?

Вместо того чтобы смягчать симптомы аллергии, можно устранить причину

СНОБ
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Блеск и несчастья «Великого Гэтсби» Блеск и несчастья «Великого Гэтсби»

Краткая история главного американского произведения 1920‑х

Weekend
Соль земли Соль земли

Зимнее путешествие по Пермскому краю: ледяная пещера, Чердынь и виды Колвы

Отдых в России
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная» «Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»

О работе самого большого промышленного холдинга страны, госкорпорации «Ростех»

Эксперт
Индейка на взлете Индейка на взлете

Российское производство мяса индейки выросло почти на 4%

Агроинвестор
На высшей точке На высшей точке

В чем причины холодности женщины и как сделать наслаждение ярким

Лиза
Следите за словами Следите за словами

Каких фраз нужно избегать, чтобы сохранить гармонию в союзе с любимым мужчиной?

Лиза
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Развитие вместо красивых отчетов Развитие вместо красивых отчетов

Как Intelligence Top 100: Global NOC & IOC отражает работу нефтегазовых компаний

Эксперт
Центральное звено Центральное звено

Какой должна быть роль институтов развития в новом мирохозяйственном укладе

Эксперт
Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики

Как перовскитные солнечные элементы сделают энергетическую систему экологичнее?

Наука и техника
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
Сарацинка, воительница, христианка Сарацинка, воительница, христианка

В эпоху джахилийи у разных племен бедуинов положение женщин различалось

Знание – сила
В Госдуму внесли законопроект о запрете выгула опасных собак пьяными людьми и детьми В Госдуму внесли законопроект о запрете выгула опасных собак пьяными людьми и детьми

Госдума хочет внести изменения в нормы об ответственном обращении с животными

Forbes
Город нереализованных генпланов Город нереализованных генпланов

Нижний Новгород — лоскутное одеяло из обрывков больших проектов

Weekend
Открыть в приложении