Фотограф Анатолий Сухонос – карспоттер из эпохи СССР

АвтопилотАвто

Советский спот

Фотограф Анатолий Сухонос – карспоттер из эпохи СССР

Иван Баранцев

Американский Ford Galaxie 500 Sedan 1972 года на фоне самого популярного коммунистического лозунга «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи». Снимок сделан в Москве 1 августа 1978 года – почти все свои снимки Анатолий Филиппович Сухонос подписал с точностью до дня.

Словом «карспоттер», еще не особо прижившимся в русском языке, называют фотографа, снимающего редкие и необычные автомобили на улицах. Термин car spotter произошел от слов car и spotting, а корень последнего spot переводится как «увидеть, заметить, обнаружить, определить». То есть надо еще и определить, что за автомобиль был сфотографирован – в эпоху интернета это проще простого, а вот в СССР это было доступно лишь интеллектуалам и эрудитам.

Седан BMW 2000 в Москве на Проспекте Калинина, а сейчас улице Новый Арбат. Здание на заднем плане легко узнается – это кинотеатр «Октябрь», не менявший своего названия с момента постройки в 1967 году. Модель BMW 2000 с необычными для баварской марки прямоугольными фарами – ровесница кинотеатра, выпускалась с 1966 по 1972 год. Фото сделано 23 августа 1975 года, кстати, номерной знак «18-39 ммо» выдан в том же году, так что перед нами счастливчик, недавно ставший владельцем иномарки, хоть и не новой.

Очевидно, первым советским карспоттером имеет полное право именоваться московский фотограф Олег Федулов, начавший целенаправленно снимать автомобили на улицах в начале пятидесятых. В основном в его объектив попадали машины дипломатов – посольские «Кадиллаки», «Мерседесы» и «Роллс-Ройсы». Он же отснял и все автомобили на Американской выставке в Сокольниках 1959 года, не забыв при этом пощелкать и те, что припарковались перед входом в парк – там можно было встретить не менее занятные экземпляры. К слову, Олег Федулов работал штатным фотографом «Автоэкспорта» и по долгу службы снимал еще и советские автомобили – эти его работы можно увидеть в рекламных буклетах и проспектах. Другой советский карспоттер – Александр Новиков – хорошо известный в автомобильно-историческом сообществе персонаж. Начав снимать в 1964 году, Новиков занимался этим несколько десятилетий, сумев запечатлеть чуть ли не все интересные автомобили в стране. Примечательно, что, как настоящий карспоттер, он подписывал все отснятые пленки – дату, место съемки, марку и модель, а также вел журнал, где все это регистрировалось. Счет сделанных Новиковым снимков идет на десятки, если не сотни тысяч. Были в СССР и другие фотографы-карспоттеры, но о них известно мало. В большинстве случаев они обнаруживаются случайно и после смерти, как и герой этой заметки – петербуржец Анатолий Филиппович Сухонос, занимавший должность штатного фотографа Пулковской обсерватории. На сайте «Авито» продавался его архив, приобрести который целиком ввиду огромного количества фотографий представлялось невозможным, поэтому мы ограничились самими лучшими образцами его редкого хобби. Теми, где любопытно разглядывать не только сам автомобиль, но и задний план, где можно оценить ракурс или построение кадра – то, что всегда привлекает зрителя в снимках профессионального фотографа.

18 августа 1975 года, Ленинград, Невский Проспект напротив Гостиного двора. Толпа зевак рассматривает Ford Torino Fairlane 500 Coupe 1970 года с финскими номерами. Туристы из соседней страны чем-то так загрузили багажник «Форда», что задние колеса ушли под арки. На месте кондитерской в доме 40 сейчас находится музей-кофейня «Абрикосов», поскольку до революции здесь же находился кондитерский магазин Абрикосова – за сто с лишним лет заведение не меняло своего профиля.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении