Двигатель Ванкеля возвращается на конвейер

АвтопилотАвто

Команда «Ротор»

Двигатель Ванкеля возвращается на конвейер

Валерий Чусов

Когда Mazda перестала выпускать модель RX-8, многие подумали, что автомобильная экзотика, которой во все времена считали РПД, навсегда ушла в историю. Но в нынешнем январе японская компания вновь удивила: представила кроссовер MX-30 e-Skyactiv R-EV с роторно-поршневым двигателем. На этот раз РПД используется для привода генератора, заряжающего батарею или питающего электромотор. При таком применении двигатель работает в оптимальном режиме, что помогает снизить расход топлива и, соответственно, выбросы отработавших газов – то есть решить проблему, которая вынудила Mazda в середине 2012 года прекратить производство упомянутого спорткупе.

Mazda RX-8 выпускали с февраля 2003 по июнь 2012 года и сделали 193 094 экземпляра. Ее заднее сиденье рассчитано на двоих взрослых, и для доступа туда появились дополнительные створки, которые можно распахнуть, когда открыты основные двери.

В свое время появление РПД было встречено с энтузиазмом и потенциальными покупателями, и производителями. Однако в Западной Европе лишь две компании выпускали серийные автомобили с РПД. В Америке роторно-поршневой двигатель так и не был запущен в производство. И лишь Mazda в течение целых 45 лет сохраняла верность этой конструкции. Но не только: в Тольятти с апреля 1974 по 2004 год работало специальное конструкторское бюро роторно-поршневых двигателей. В нем разрабатывали и строили небольшими сериями двигатели Ванкеля, и автомобили с ними даже поступали в свободную продажу. Почему же ВАЗ не пошел по пути Mazda и не купил лицензию, позволяющую выпускать такие моторы серийно? Нам об этом известно буквально из первых рук. Но сначала – немного истории.

Mazda MX-30 e-Skyactiv R-EV первый автомобиль с роторным двигателем после июня 2012 года. Здесь РПД служит дополнительным источником энергии. Кузов у гибрида такой же, как у электромобиля MX-30 – с «полуторными» дверями в стиле RX-8.

Спайдермен

Роторно-поршневой двигатель разработал немецкий инженер Феликс Ванкель. Идея замены поршней с кривошипношатунным механизмом на вращающийся ротор-поршень пришла ему в голову еще в двадцатые годы XX века. Она обещала много преимуществ – в таком двигателе не было не только поршней и шатунов, но и клапанов. Сокращение числа деталей позволяло улучшить многие параметры двигателя. Отсутствие возвратно-поступательного движения снижало вибрации. РПД получался компактнее и легче традиционного двигателя той же мощности. Идея выглядела гениально простой… Но вот с воплощением возникли проблемы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении