Какими могли быть советские автомобили

АвтопилотАвто

Фантазии Молчанова

Какими могли быть советские автомобили

Иван Баранцев • Рисунки и фотографии из архива НАМИ

Тебя не надо, а ты есть – драма многих талантливых людей в СССР, которых система обрекла на невостребованность, самое ужасное наказание для творческой личности. Когда все, что делаешь – не нужно, не актуально, не своевременно. Такой была жизнь и автомобильного художника Молчанова.

Эдуард Романович Молчанов родился в 1930 году и умер в 1975-м, прожив всего 45 лет. Даже не понять, полных или нет, поскольку точные даты рождения и смерти в общедоступных источниках отсутствуют. Википедия называет местом его рождения город Барановск Средневолжского края, но такого города на карте нет – был только Барановский район, упраздненный в 1956 году. Родители происходили из служащих и в 1932 году переехали в Хабаровск, откуда двадцатитрехлетний Эдуард отправился на учебу в столицу – поступать в Московский автомеханический институт.

Получив диплом, Молчанов последовательно работал в НАМИ, в СХКБ, на АЗЛК – везде нарисовал множество самых разных автомобилей, но почти все они так и остались на бумаге. В лучшем случае строились один-два прототипа. Руководители заводов и чиновники из министерства без обиняков заявляли художнику, что такие автомобили никто и никогда выпускать не будет, что все это оторвано от производства и от нужд советского народа.

Несмотря на такие вердикты, Молчанов продолжал творить, создавая на рисунках автомобили, опережающие время. Он и жил как настоящий гений – с чувством внутренней свободы, неустроенным бытом, пониманием несовершенства жизни и, конечно же, острым языком и саркастическим юмором. Всем окружающим казался чудаком. Много зарабатывал на рисунках для журналов, но деньги тратил без счета, чем пользовались многочисленные «друзья». Автомобили рисовал импульсивно и вдохновенно. Работая на АЗЛК, Молчанов мог по пути с работы к станции метро «Волгоградский проспект» случайно заметить, как отражается закатное солнце на хроме бампера какого-нибудь автомобиля, тут же сесть на асфальт и начать зарисовывать эту картинку, а потом вернуться на рабочее место и рисовать дальше там, пока не выгонит охрана. Впрочем, бессемейный Эдуард Романович и без отражений в бамперах часто засиживался на работе допоздна.

Когда он рисовал, то за спиной нередко собирались коллеги – посмотреть на сотворение чуда. Особое восхищение вызывало то, как Молчанов чертит эллипс рулевого колеса – сразу и без поправок. Многие признавали, что это божий дар. Когда рисовал, то беспрестанно курил одну сигарету за другой. А от осознания ненужности и неисправимости своей жизни пил, и тоже много. За год до смерти бросил автомобили и ушел на Московский вертолетный завод имени Миля, где занимался рекламными проспектами и брошюрами. Где похоронили Молчанова – тоже неизвестно.

«Белка» с колесом

В 1955 году двадцатипятилетний Эдуард Молчанов начал работать в НАМИ, куда его пригласил Юрий Долматовский – конструктор автомобилей, занимавшийся в те годы вагонной компоновкой, которая тогда считалась настолько перспективной, что казалось вот-вот вытеснит, наконец, классическую.

Под руководством Долматовского в НАМИ создавались большая модель НАМИ-013 и маленькая ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка». Автором внешнего облика обоих автомобилей был Владимир Арямов, но по сути над ними работал весь коллектив. Так, молодой художник Валентин Кобылинский – его, кстати, тоже пригласил Долматовский – предложил сделать поворотники «Белки» в виде стилизованной белочки.

Задание от Долматовского – представить «Белку» в варианте такси. Молчанов убрал поворотники в виде белочки, добавил на задних крыльях «кили» в стиле американского аэродизайна, поместил на крышу радиоантенну, а кузов окрасил в два цвета – так такси «Белка» стало бы более заметным в потоке.

Молчанову доверили более серьезное дело – сельскохозяйственный вариант «Белки» с открытым кузовом простых форм. Для испытаний построили два прототипа – закрытый и открытый, но в серийное производство ни один из них так и не пошел. Вместо «Белки» простым и доступным автомобилем для советских граждан стал ЗАЗ-965 «Запорожец», скопированный с итальянского Fiat 600.

Два прототипа «Белки» – с закрытым и открытым кузовом. Необычное решение на сельскохозяйственном варианте – запасное колесо между передними фарами. Кузов сделан без дверей и с легким тентом. Для колхозов и совхозов – идеальный автомобиль.
Помимо самого сельскохозяйственного варианта, Молчанов нарисовал и его усовершенствованную версию с жесткой съемной крышей и дверцами-чайками, открывающимися вверх, как на купе Mercedes-Benz 300SL. Рисунок датируется 1956 годом, но и такая «Белка» осталась лишь на бумаге.

Пространства – вагон

Наряду с такси – сельскохозяйственным вариантом, Молчанов представил заднемоторную «Белку» и в виде двухместного спорткара. Это уже фантазия художника в чистом виде, поскольку никто такой автомобиль в СССР не то что не собирался производить, но даже постройка прототипа была бы под вопросом.

Дизайн откровенно навеян американским аэростилем, но вот парадокс: на рисунке стоит дата 28 февраля 1957 года, а задняя часть «Белки» чем-то напоминает Cadillac 1959 года – такие же круглые «сопла» и хромированная решетка между ними. Еще более смелыми выглядят плавники с задними фонарями и «спойлером» между ними. Кстати, в этот «спойлер» Молчанов еще и вписал антенну радиоприемника.

Рисунок изображает спорткар «Белка» сзади, а вот каков этот вариант спереди – неизвестно. Возможно, это только поиск решений для задней части, а может быть, рисунок с видом спереди просто не сохранился. Эдуард Молчанов не собирал архива своих работ, поэтому многие из его рисунков или пропали, или пока еще не обнаружены.

Футуристичности автомобилю добавляет и стеклянный колпак крыши, разделенный на две части, поскольку посадка в спорткар осуществлялась через откидывающуюся переднюю часть кузова, как на обычной «Белке». На рисунке виден и салон спорткара с необычным рулем, который Молчанов нарисовал с тонкими V-образными спицами и таким же тонким внутренним ободком.

Еще одно известное изображение спорткара «Белка», но в виде графического рисунка. Здесь можно увидеть переднюю часть с четырехфарным освещением и фальшрадиаторной решеткой, но «плавники» на задних крыльях Молчанов изобразил другими, более умеренными, и с изображением белочки на законцовках.
Разные «Белки» на берегу реки. Тут и базовые версии, и спорткар, и родстер, и даже амфибия. Это не просто мечты Молчанова о большом модельном ряде «Белки» – это видение будущего, в котором победила вагонная компоновка. И это все осталось только в мечтах, запечатленных на рисунках.

«Белка», «Муравей» и «Москвич»

Конец пятидесятых и начало шестидесятых – время расцвета таланта Эдуарда Молчанова. На рисунках того периода можно увидеть самые разные автомобили: компактные спорткары с двигателями 500 и 900 куб. см, автобус представительского класса, седан в стиле французских и итальянских моделей.

Проект-предложение двухместного спортивного купе с двигателем объемом 500 куб. см, о чем сообщает шильдик на переднем крыле. Рисунок датируется 1959 годом, очевидно, очередной вариант для производства на одном из мотоциклетных заводов.
Рисунок автобуса представительского класса – альтернатива ЗИЛ-118 «Юность», созданного на базе лимузина ЗИЛ-111. Рисунок датируется 1959 годом, когда работы над «Юностью» только начинались, и выглядит намного современнее эскизов того же времени авторства Эрика Сабо – автора окончательной версии, запущенной в производство.
Еще один эскиз к проекту легкового автомобиля в классе 500 куб. см, также выполненный в 1959 году. Заметна одна типично молчановская черта – короткие молдинги или поворотники на верхней части переднего крыла. В дальнейшем их можно будет увидеть на многих рисунках.

Но уже в то время у Молчанова начинает зарождаться ощущение невостребованности и ненужности – число автомобилей его авторства, ставших серийными, можно сосчитать по пальцам одной руки. Да и то они созданы в соавторстве. Это «Москвич-408» – совместная работа Эдуарда Молчанова и Бориса Иванова, а также купе «Спорт-900» или КД, над которым трудились сразу три автомобильных художника.

«Спорт-900» или КД – спортивное купе на базе агрегатов «Запорожца», собранное партией из шести автомобилей в период с 1963 по 1969 год. Над внешним обликом работали сразу три художника: Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев и Феликс Хайдуков.

Отдельная история – самодельный автомобиль «Муравей», ставший своеобразной вариацией на тему «Белки». Автомобиль сконструировал и построил инженер Ивченко, внешним обликом занимался Молчанов. Благодаря многочисленным публикациям в прессе «Муравей» был широко известен, но серийным так и не стал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хлебное ухо Хлебное ухо

Сибирь. Рецепт необычных пельменей

Вокруг света
Записки отельера: как разобраться с гостями, по ошибке поселившимися в одном номере Записки отельера: как разобраться с гостями, по ошибке поселившимися в одном номере

История будней гостиницы «Гельвеции», почти как из фильма Георгия Данелии

Правила жизни
Автосохранение Автосохранение

Проекты советских гаражей столетней давности

Автопилот
Финансовые платформы уже давно не выбор новаторов, а новый образ жизни Финансовые платформы уже давно не выбор новаторов, а новый образ жизни

Как сохранять вовлеченность клиентов в условиях повышенной волатильности

Деньги
История стирки: как в разных странах справлялись с грязной одеждой до появления стиральной машины История стирки: как в разных странах справлялись с грязной одеждой до появления стиральной машины

Раньше для стирки люди использовали камни, мыло из животного жира и керосин

ТехИнсайдер
По любви По любви

История безответной любви – для думающих людей, которые прожили жизнь

Grazia
«Меня постоянно бросают»: как построить надежные отношения «Меня постоянно бросают»: как построить надежные отношения

Что делать, если ты влюбляешься в мужчин, а они все время тебя бросают?

Psychologies
Богини в огне: как в Индии обожествляли женщин Богини в огне: как в Индии обожествляли женщин

Глава из книги «Случайные боги» Анна Делла Субин — о людях, которых обожествляли

Forbes
Схема мироздания Схема мироздания

Что объединяет орнамент, тело человека, элементарные частицы и земной шар?

Вокруг света
6 важных документалок в жанре true crime: что они рассказывают нам о серийных убийцах и как влияют на полицейские расследования 6 важных документалок в жанре true crime: что они рассказывают нам о серийных убийцах и как влияют на полицейские расследования

Документальные фильмы о маньяках, которые обнажают болевые точки социума

Правила жизни
Сколько секса нужно для счастья? Сколько секса нужно для счастья?

Насколько часто нужно заниматься сексом?

Лиза
Трюки капитализма! Вот почему вы тратите в супермаркетах больше денег, чем планировали Трюки капитализма! Вот почему вы тратите в супермаркетах больше денег, чем планировали

Вы идете за хлебом, а выходите из магазина с двумя сумками продуктов?

ТехИнсайдер
Стареющий мозг имеет свои преимущества, наверно, это и есть мудрость Стареющий мозг имеет свои преимущества, наверно, это и есть мудрость

Изменение белого вещества может стать маркером развития болезни Альцгеймера

ТехИнсайдер
Буллинг не пройдет! Буллинг не пройдет!

Какие бывают виды травли и почему некоторым так нравится издеваться над другими

Лиза
Возможно, подледные океаны есть на карликовых планетах на окраине Солнечной системы Возможно, подледные океаны есть на карликовых планетах на окраине Солнечной системы

Гидротермальную активность обнаружили на ледяных карликовых планетах

ТехИнсайдер
Изменить будущее: что такое трансформационные игры и почему стоит их попробовать Изменить будущее: что такое трансформационные игры и почему стоит их попробовать

Трансформационные игры — просто забава или способ поменять свою жизнь?

VOICE
Крутые перцы Крутые перцы

Многие ассоциируют перец с яркой остротой, но это не так — разновидностей много

Bones
Энергетический баланс: 4 совета для восстановления сил Энергетический баланс: 4 совета для восстановления сил

Что делать, если энергия пропала, а на ее место пришла хроническая усталость?

Psychologies
Кому из автовладельцев придется заплатить налог на роскошь. Ответ ФНС Кому из автовладельцев придется заплатить налог на роскошь. Ответ ФНС

Кому скоро придется платить за свою машину больше, объяснили в ФНС

РБК
10 ошибок при организации кухни, которых следует избегать: мнение экспертов 10 ошибок при организации кухни, которых следует избегать: мнение экспертов

Что можно скорректировать, сделав кухню гораздо удобнее и красивее

VOICE
Палеогенетики впервые выявили древнего человека с синдромом Эдвардса Палеогенетики впервые выявили древнего человека с синдромом Эдвардса

Первый случай, когда синдром Эдвардса выявили у древнего человека

N+1
TikTok для работодателя: зачем платформа для поиска работы Handshake копирует соцсети TikTok для работодателя: зачем платформа для поиска работы Handshake копирует соцсети

Как приложение Handshake меняет представление о платформах для поиска работы

Forbes
Берлинале-2024: как Руни Мара попала на «Кухню» Берлинале-2024: как Руни Мара попала на «Кухню»

Какими приемами пользуются режиссеры и как их воспринимают зрители?

РБК
5 фильмов для Дня всех Влюбленных 5 фильмов для Дня всех Влюбленных

Фильмы, которые помогут поддержать романтическую атмосферу

ТехИнсайдер
Одиночество или романтические отношения? Ученые назвали преимущества жизни без партнера! Одиночество или романтические отношения? Ученые назвали преимущества жизни без партнера!

Одинокая жизнь не всегда связана с грустью и печалью

ТехИнсайдер
Как реагировать на бытовую грубость и самому не стать хамом? Как реагировать на бытовую грубость и самому не стать хамом?

Как с честью справиться с бытовым хамством?

Psychologies
Герметично и надежно: как правильно упаковать жидкость в чемодан Герметично и надежно: как правильно упаковать жидкость в чемодан

Как упаковать жидкости в путешествие максимально надежно

ТехИнсайдер
Украшение для окон Украшение для окон

Какие шторы сейчас в моде: персиковый цвет, природные мотивы и другие тренды

Лиза
Смотрите это немедленно: 5 любимых телепередач о моде Смотрите это немедленно: 5 любимых телепередач о моде

Даже в эпоху интернета телевизионная мода все еще приковывает внимание

Правила жизни
Как «Рецепт любви» с Жюльет Бинош ищет формулу личного и профессионального счастья Как «Рецепт любви» с Жюльет Бинош ищет формулу личного и профессионального счастья

Как романтическая драма утоляет эмоциональный голод

Forbes
Открыть в приложении