Какими могли быть советские автомобили

АвтопилотАвто

Фантазии Молчанова

Какими могли быть советские автомобили

Иван Баранцев • Рисунки и фотографии из архива НАМИ

Тебя не надо, а ты есть – драма многих талантливых людей в СССР, которых система обрекла на невостребованность, самое ужасное наказание для творческой личности. Когда все, что делаешь – не нужно, не актуально, не своевременно. Такой была жизнь и автомобильного художника Молчанова.

Эдуард Романович Молчанов родился в 1930 году и умер в 1975-м, прожив всего 45 лет. Даже не понять, полных или нет, поскольку точные даты рождения и смерти в общедоступных источниках отсутствуют. Википедия называет местом его рождения город Барановск Средневолжского края, но такого города на карте нет – был только Барановский район, упраздненный в 1956 году. Родители происходили из служащих и в 1932 году переехали в Хабаровск, откуда двадцатитрехлетний Эдуард отправился на учебу в столицу – поступать в Московский автомеханический институт.

Получив диплом, Молчанов последовательно работал в НАМИ, в СХКБ, на АЗЛК – везде нарисовал множество самых разных автомобилей, но почти все они так и остались на бумаге. В лучшем случае строились один-два прототипа. Руководители заводов и чиновники из министерства без обиняков заявляли художнику, что такие автомобили никто и никогда выпускать не будет, что все это оторвано от производства и от нужд советского народа.

Несмотря на такие вердикты, Молчанов продолжал творить, создавая на рисунках автомобили, опережающие время. Он и жил как настоящий гений – с чувством внутренней свободы, неустроенным бытом, пониманием несовершенства жизни и, конечно же, острым языком и саркастическим юмором. Всем окружающим казался чудаком. Много зарабатывал на рисунках для журналов, но деньги тратил без счета, чем пользовались многочисленные «друзья». Автомобили рисовал импульсивно и вдохновенно. Работая на АЗЛК, Молчанов мог по пути с работы к станции метро «Волгоградский проспект» случайно заметить, как отражается закатное солнце на хроме бампера какого-нибудь автомобиля, тут же сесть на асфальт и начать зарисовывать эту картинку, а потом вернуться на рабочее место и рисовать дальше там, пока не выгонит охрана. Впрочем, бессемейный Эдуард Романович и без отражений в бамперах часто засиживался на работе допоздна.

Когда он рисовал, то за спиной нередко собирались коллеги – посмотреть на сотворение чуда. Особое восхищение вызывало то, как Молчанов чертит эллипс рулевого колеса – сразу и без поправок. Многие признавали, что это божий дар. Когда рисовал, то беспрестанно курил одну сигарету за другой. А от осознания ненужности и неисправимости своей жизни пил, и тоже много. За год до смерти бросил автомобили и ушел на Московский вертолетный завод имени Миля, где занимался рекламными проспектами и брошюрами. Где похоронили Молчанова – тоже неизвестно.

«Белка» с колесом

В 1955 году двадцатипятилетний Эдуард Молчанов начал работать в НАМИ, куда его пригласил Юрий Долматовский – конструктор автомобилей, занимавшийся в те годы вагонной компоновкой, которая тогда считалась настолько перспективной, что казалось вот-вот вытеснит, наконец, классическую.

Под руководством Долматовского в НАМИ создавались большая модель НАМИ-013 и маленькая ИМЗ-НАМИ-А50 «Белка». Автором внешнего облика обоих автомобилей был Владимир Арямов, но по сути над ними работал весь коллектив. Так, молодой художник Валентин Кобылинский – его, кстати, тоже пригласил Долматовский – предложил сделать поворотники «Белки» в виде стилизованной белочки.

Задание от Долматовского – представить «Белку» в варианте такси. Молчанов убрал поворотники в виде белочки, добавил на задних крыльях «кили» в стиле американского аэродизайна, поместил на крышу радиоантенну, а кузов окрасил в два цвета – так такси «Белка» стало бы более заметным в потоке.

Молчанову доверили более серьезное дело – сельскохозяйственный вариант «Белки» с открытым кузовом простых форм. Для испытаний построили два прототипа – закрытый и открытый, но в серийное производство ни один из них так и не пошел. Вместо «Белки» простым и доступным автомобилем для советских граждан стал ЗАЗ-965 «Запорожец», скопированный с итальянского Fiat 600.

Два прототипа «Белки» – с закрытым и открытым кузовом. Необычное решение на сельскохозяйственном варианте – запасное колесо между передними фарами. Кузов сделан без дверей и с легким тентом. Для колхозов и совхозов – идеальный автомобиль.
Помимо самого сельскохозяйственного варианта, Молчанов нарисовал и его усовершенствованную версию с жесткой съемной крышей и дверцами-чайками, открывающимися вверх, как на купе Mercedes-Benz 300SL. Рисунок датируется 1956 годом, но и такая «Белка» осталась лишь на бумаге.

Пространства – вагон

Наряду с такси – сельскохозяйственным вариантом, Молчанов представил заднемоторную «Белку» и в виде двухместного спорткара. Это уже фантазия художника в чистом виде, поскольку никто такой автомобиль в СССР не то что не собирался производить, но даже постройка прототипа была бы под вопросом.

Дизайн откровенно навеян американским аэростилем, но вот парадокс: на рисунке стоит дата 28 февраля 1957 года, а задняя часть «Белки» чем-то напоминает Cadillac 1959 года – такие же круглые «сопла» и хромированная решетка между ними. Еще более смелыми выглядят плавники с задними фонарями и «спойлером» между ними. Кстати, в этот «спойлер» Молчанов еще и вписал антенну радиоприемника.

Рисунок изображает спорткар «Белка» сзади, а вот каков этот вариант спереди – неизвестно. Возможно, это только поиск решений для задней части, а может быть, рисунок с видом спереди просто не сохранился. Эдуард Молчанов не собирал архива своих работ, поэтому многие из его рисунков или пропали, или пока еще не обнаружены.

Футуристичности автомобилю добавляет и стеклянный колпак крыши, разделенный на две части, поскольку посадка в спорткар осуществлялась через откидывающуюся переднюю часть кузова, как на обычной «Белке». На рисунке виден и салон спорткара с необычным рулем, который Молчанов нарисовал с тонкими V-образными спицами и таким же тонким внутренним ободком.

Еще одно известное изображение спорткара «Белка», но в виде графического рисунка. Здесь можно увидеть переднюю часть с четырехфарным освещением и фальшрадиаторной решеткой, но «плавники» на задних крыльях Молчанов изобразил другими, более умеренными, и с изображением белочки на законцовках.
Разные «Белки» на берегу реки. Тут и базовые версии, и спорткар, и родстер, и даже амфибия. Это не просто мечты Молчанова о большом модельном ряде «Белки» – это видение будущего, в котором победила вагонная компоновка. И это все осталось только в мечтах, запечатленных на рисунках.

«Белка», «Муравей» и «Москвич»

Конец пятидесятых и начало шестидесятых – время расцвета таланта Эдуарда Молчанова. На рисунках того периода можно увидеть самые разные автомобили: компактные спорткары с двигателями 500 и 900 куб. см, автобус представительского класса, седан в стиле французских и итальянских моделей.

Проект-предложение двухместного спортивного купе с двигателем объемом 500 куб. см, о чем сообщает шильдик на переднем крыле. Рисунок датируется 1959 годом, очевидно, очередной вариант для производства на одном из мотоциклетных заводов.
Рисунок автобуса представительского класса – альтернатива ЗИЛ-118 «Юность», созданного на базе лимузина ЗИЛ-111. Рисунок датируется 1959 годом, когда работы над «Юностью» только начинались, и выглядит намного современнее эскизов того же времени авторства Эрика Сабо – автора окончательной версии, запущенной в производство.
Еще один эскиз к проекту легкового автомобиля в классе 500 куб. см, также выполненный в 1959 году. Заметна одна типично молчановская черта – короткие молдинги или поворотники на верхней части переднего крыла. В дальнейшем их можно будет увидеть на многих рисунках.

Но уже в то время у Молчанова начинает зарождаться ощущение невостребованности и ненужности – число автомобилей его авторства, ставших серийными, можно сосчитать по пальцам одной руки. Да и то они созданы в соавторстве. Это «Москвич-408» – совместная работа Эдуарда Молчанова и Бориса Иванова, а также купе «Спорт-900» или КД, над которым трудились сразу три автомобильных художника.

«Спорт-900» или КД – спортивное купе на базе агрегатов «Запорожца», собранное партией из шести автомобилей в период с 1963 по 1969 год. Над внешним обликом работали сразу три художника: Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев и Феликс Хайдуков.

Отдельная история – самодельный автомобиль «Муравей», ставший своеобразной вариацией на тему «Белки». Автомобиль сконструировал и построил инженер Ивченко, внешним обликом занимался Молчанов. Благодаря многочисленным публикациям в прессе «Муравей» был широко известен, но серийным так и не стал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Охотники за головами Охотники за головами

Все чаще у людей диагностируют расстройства, о которых раньше слышали единицы

Cosmopolitan
Горькая правда Горькая правда

«Я узнала, что муж изменяет, абсолютно случайно». Истории читательниц

Лиза
Автосохранение Автосохранение

Проекты советских гаражей столетней давности

Автопилот
Марина Орлова: «Мне интересно делать то, чего еще не было» Марина Орлова: «Мне интересно делать то, чего еще не было»

Топ-менеджер Марина Орлова — об управлении и устойчивом развитии

Bones
10 советов, как определить, что человек врет 10 советов, как определить, что человек врет

Как понять, что собеседник пытается вас обмануть

Inc.
Сказке конец Сказке конец

Как порой из-за одной нелепой мелочи рушатся крепкие отношения с близкими людьми

Лиза
Люди из разных стран сочли низкие голоса более привлекательными Люди из разных стран сочли низкие голоса более привлекательными

Как люди воспринимают высоту голоса у других людей?

N+1
Как стартап по внедрению ИИ в МРТ-диагностику для богатых биохакеров привлек $21 млн Как стартап по внедрению ИИ в МРТ-диагностику для богатых биохакеров привлек $21 млн

Как стартап Ezra пытается донести важность МРТ и есть ли в этом смысл

Forbes
Как детские травмы влияют на то, какой вы родитель: 8 последствий Как детские травмы влияют на то, какой вы родитель: 8 последствий

То, что вы сами пережили в детстве, может негативно отражаться на ваших детях

Psychologies
Харассмент в медицине: почему женщинам-врачам и медсестрам так сложно себя защитить Харассмент в медицине: почему женщинам-врачам и медсестрам так сложно себя защитить

Женщины-врачи и медсестры в России регулярно сталкиваются с домогательствами

Forbes
Как спасти машину, заглохшую на переезде: 5 разных сценариев Как спасти машину, заглохшую на переезде: 5 разных сценариев

Что делать, если автомобиль заглох на переезде?

ТехИнсайдер
Солонку в сторону! Продукты, содержащие наибольшее количество скрытой соли Солонку в сторону! Продукты, содержащие наибольшее количество скрытой соли

Сколько соли – это много, как это влияет на здоровье и как ее сократить?

Лиза
Бейсджампинг, родео и стритлагинг: 10 самых травмоопасных видов спорта Бейсджампинг, родео и стритлагинг: 10 самых травмоопасных видов спорта

Экстремальные виды спорта, которые наиболее опасны для вашего здоровья

ТехИнсайдер
Какой должна быть яркость экрана смартфона, чтобы изображение всегда было хорошо видно Какой должна быть яркость экрана смартфона, чтобы изображение всегда было хорошо видно

Пиковая яркость — реальная характеристика или маркетинговый термин?

CHIP
5 причин, почему мы не говорим о насилии 5 причин, почему мы не говорим о насилии

Почему люди не обращаются за помощью, получив травму или пережив насилие?

Psychologies
«Я никогда не думал, что живу в свинцовые годы» «Я никогда не думал, что живу в свинцовые годы»

Режиссер Михаил Богин о своей жизни до и после эмиграции

Weekend
ДНК с троса краболовки помогла определить экотип запутавшейся и погибшей косатки ДНК с троса краболовки помогла определить экотип запутавшейся и погибшей косатки

Зоологи установили происхождение косатки, хотя не имели ничего, кроме снасти

N+1
Банки зажимают ставки Банки зажимают ставки

Ставки все равно гораздо меньше ключевой, а банки получают рекордную маржу

Монокль
Почему некоторые люди едят, что хотят, и не толстеют? Узнайте ответ экспертов! Почему некоторые люди едят, что хотят, и не толстеют? Узнайте ответ экспертов!

В чем секрет всеядных людей, которые не толстеют?

ТехИнсайдер
Хангерфордская трагедия: первое массовое убийство в истории Британии Хангерфордская трагедия: первое массовое убийство в истории Британии

В 12:30 утра из пистолета Майкла Райана раздался первый выстрел

ТехИнсайдер
Времена меняются Времена меняются

Центральные банки должны изменить политику и подходы, чтобы быть эффективными

Деньги
Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников

Как компании помогают своим сотрудникам справляться с негативными эмоциями?

Inc.
Гонка за деньгами: почему мы на нее ведемся и как выйти из этого токсичного «соревнования» Гонка за деньгами: почему мы на нее ведемся и как выйти из этого токсичного «соревнования»

Как достигаторство влияет на тело и психику человека?

Psychologies
Чувство локтя: как братья Константин и Владимир Маковские создавали русский стиль Чувство локтя: как братья Константин и Владимир Маковские создавали русский стиль

Братья Маковские: как различить творчество двух братьев?

Forbes
Эксперт не стала скрывать, почему в кинотеатрах так много «плохих фильмов» Эксперт не стала скрывать, почему в кинотеатрах так много «плохих фильмов»

Действительно ли качество фильмов в кинотеатрах ухудшилось?

ТехИнсайдер
«Черный вторник»: биржевой крах на Уолл-Стрит 1929 года «Черный вторник»: биржевой крах на Уолл-Стрит 1929 года

Рассказываем о биржевом крахе, произошедшем на Уолл-Стрит 29 октября 1929 года

ТехИнсайдер
7 триллеров и детективов для интеллектуалов 7 триллеров и детективов для интеллектуалов

Книги из жанра тру-крайм, которые все еще способны вас удивить

Maxim
Как отказаться от достигаторства и начать жить: 6 советов Как отказаться от достигаторства и начать жить: 6 советов

Как начать ценить свое время и свою жизнь вне карьеры?

Psychologies
Михaил Барышников Михaил Барышников

Тиара-невидимка и другие волшебные артефакты: Posié

Собака.ru
Шуршание, постукивание, причмокивание: что такое АСМР Шуршание, постукивание, причмокивание: что такое АСМР

АСМР: что это такое, кто к нему восприимчив и есть ли от него польза?

Psychologies
Открыть в приложении