Доверительные отношения
Новые стандарты для рынка автомобилей с пробегом
Генри Форду приписывают слова, что лучший автомобиль – это новый автомобиль. В идеальном мире, наверное, именно так. В реальной жизни несколько иначе. Чем выше цены на новые машины, тем чаще люди интересуются рынком автомобилей с пробегом. Но кое-что их останавливает на пути к покупке.
Рынок автомобилей с пробегом – важный экономический индикатор, смысл которого раскрывается при сравнении с рынком новых машин. Поясним примером. По итогам 2013 года в России было продано 2,54 млн новых легковых автомобилей и 5,75 млн автомобилей с пробегом. Соотношение примерно 1 к 2,3 в пользу вторичного рынка. В 2023 году объем рынка новых легковых машин составил 1,06 млн единиц. За десять лет более чем двукратное падение. А рынок «пробега» остался почти на том же уровне: на вторичном рынке в прошлом году было заключено 5,69 млн сделок. На одну новую машину пришлось 5,4 автомобиля с пробегом. Много? Конечно. Но в 2022 году соотношение было еще более драматическим. На одного счастливого обладателя «нулевой машины» приходилось 7,7 покупателя, нашедшего подходящий товар на вторичном рынке.
Смена фокуса
Почему так произошло? Почему вдруг потребители обратили свой взор в сторону автомобилей с пробегом? Очень просто. Большинство старых, привычных всем марок объявили о своем уходе с российского рынка. Цены на те машины, что остались на складах, улетели в космос. Новые игроки еще не развернулись. Куда податься покупателю? На вторичный рынок.
На нем есть практически все, от дедушкиной «Победы» до новейшего BMW, привезенного в рамках параллельного импорта. Кстати, с формальной точки зрения доставленный в частном порядке из-за границы автомобиль, не имеющий заводской гарантии, типичный «пробег». С главным вопросом к такому приобретению – кто будет отвечать за качество через месяц после покупки? Частный продавец к тому времени может стать «не абонентом», да и юридическое лицо с легкостью отправит вас по адресу завода-изготовителя.
Обиднее другое. Если человек, который три-четыре года назад имел 1,5–2 млн рублей и желание купить автомобиль Skoda Octavia или Kia K5, шел к официальному дилеру за новой машиной, только сошедшей с конвейера, то сегодня он, имея на руках ту же сумму, вынужден изучать десятки объявлений, продираясь через все эти «не бита, не крашена», «пушка-бомба», «сел и поехал», «не требует вложений», «перекупы мимо» и «мы, русские, не обманываем другу друга». Последнее, как вы, возможно, вспомнили, из фильма, где купленный с рук автомобиль сыграл короткую, но яркую роль.