Иллюзии о дальнейшем уверенном росте рынка в России питают далеко не все

АвтоМирАвто

Все хуже, чем кажется

Позитивные итоги на рынке продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей за 2017 год обнадеживают. Но иллюзии о дальнейшем уверенном росте рынка в России питают далеко не все

Текст: Илья Фишер

Российские дилеры в 2017 году реализовали на 11,9% автомобилей больше, чем годом ранее – в 2016-м. Совокупный тираж всех брендов вырос на 169 946 единиц и составил 1 595 737 новых проданных автомобилей. Год стал переломным и показал уверенный рост продаж, пусть и достигших лишь уровня 2009 года, однако, насколько этот рост окажется продолжительным, пока большой вопрос. Позитивному тренду, разумеется, рады все участники рынка, но у многих из них остаются опасения, что прошлогодний успех – результат не столько макроэкономических подвижек, сколько «мгновенный» эффект от «впрыска» катализаторов – программ государственной поддержки дилеров и автопроизводителей. И опасения эти вполне основательны.

И все же разберемся, кто среди автопроизводителей на этот раз оказался в лидерах. В таблицах эта информация представлена более наглядно, но «словами» надежнее. Итак, Lada – уверенный лидер благодаря бойким продажам сразу нескольких моделей: Granta, Vesta, XRay и Kalina. Первые две из них вошли и в пятерку лучших бестселлеров года (2 и 3 места). Следом с изрядным отрывом встала Kia со своим главным бестселлером прошлого года – Rio. По итогам года это самая часто покупаемая модель в России. А вот Hyundai, обеспечив для Solaris и Creta сразу два места в пятерке бестселлеров, остался третьим в общем зачете. На четвертое место как обычно вырулила Renault, ее Logan и Duster в этом году изрядно претерпели от конкурентов. Если к легковушкам прибавить продажи коммерческих автомобилей, то пятерку замыкает Volkswagen. А на шестую строчку выкатилась Toyota. Любопытно, что в 2016-м они были пятыми, но японцам с позапрошлого года удалось сохранить за собой высокую долю рынка даже с нулевым ростом продаж, их тираж остался прежним. Постоянность – признак мастерства. И если бы Volkswagen не «стрельнул» вверх на 20%, статус-кво был бы сохранен.

Словом, загляните в таблицу и все поймете. А из примечательного можно отметить изрядный, по 45% у каждого, рост Mitsubishi и Ravon. И если популярность Ravon, реализовавшего более 15 тыс. автомобилей, удивления не вызывает, она зиждется на успехе хорошо знакомых моделей Chevrolet, то успех Mitsubishi, в линейке которой моделей раз, два и обчелся, стал приятной неожиданностью.

Укрепление рубля подкосило продажи автомобилей премиум-класса: Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover и Porsche. Зато BMW, Volvo и Infi niti сумели уйти в плюс

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за период январь – декабрь 2017/2016 гг (данные АЕБ)

* Продажи начались в марте 2016 года
** Продажи начались в октябре 2016 года

25 самых продаваемых моделей в России в январе – декабре 2017/2016 гг. (данные АЕБ)

Прорывы года

Двумя главными если не сенсациями, то как минимум прорывами года следует считать модель Lada Vesta, чьи продажи за 2017 год выросли по отношению к 2016 на 22 тыс. единиц, и кроссовер Hyundai Creta, который прибавил к прошлому тиражу 33 тыс. штук. Очень достойно выглядит динамика роста продаж отечественного кроссовера Lada XRay. Против проданных в 2016 году 20 тыс. автомобилей 2017-й показал результат 33 тыс. штук. Прибавка 13 тыс. налицо.

Недоразумения

Многие испытали разочарование в связи с потерей Hyundai Solaris ведущей позиции в рейтинге бестселлеров. По итогам года он лишь на четвертой позиции с общим результатом 68,6 тыс. штук (минус 21,7 тыс. к 2016 году). Почему? Однако ниже наш эксперт объясняет, что ничего сверх ожиданий производителя не произошло. Надеемся, не критично выглядят и потери Renault Duster, вызванные появлением конкурента Hyundai И все же разберемся, кто Сreta и соплеменника Renault Kaptur.

В мировом масштабе

На сей раз в рейтинге крупнейших мировых авторынков России досталось не слишком почетное 12 место, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Единственное, что радует – впервые за последние как минимум четыре года наблюдается положительная динамика. По объему наш рынок нынче угнездился между Южной Кореей (сверху) и Мексикой (снизу). В 2017-м мексиканцы показали снижение продаж на 4,6% – до 1,53 млн автомобилей, благодаря чему нам и удалось их обойти. В целом же абсолютный лидер не поменялся. Им остается Китай, где автопроизводителям, по предварительным данным, удалось реализовать порядка 24 млн новых легковых автомобилей. И это, заметим, на 2,7% превышает показатели 2016 года. Вторыми уверенно идут США с 17,5 млн проданных автомобилей. Здесь падение на небольшие, в пределах погрешности, 1,9%. Третьи – немцы. В Германии в 2017 году продажи выросли на 2,7% – до 3,44 млн единиц. Четвертая позиция оказалась за Индией (3,2 млн, +8,7%), а замыкает пятерку лидеров Япония (2,94 млн, +5,1%). Следующая пятерка расположилась очень плотной группой. Неплохо дела обстоят у британцев (2,54 млн), чуть хуже продаются автомобили в Бразилии (2,17 млн), Франции (2,11 млн), Канаде (2,04 млн ед.) и Италии (1,97 млн ед.). На 11-м месте уже упомянутая Южная Корея с показателем 1,8 млн, а за ней уже показались мы.

Рыночное цунами

Эксперты российского рынка считают международные рейтинги не особенно показательными для нашей страны, поскольку мы знавали не только годы катастрофического 50-процентного (и более) падения, чего никогда не встретишь на рынках развитых стран, но и 100-процентного роста. Экономические цунами и антицунами, которые мы то и дело переживаем, способны не только обрушивать продажи, но и возносить их на ранее небывалые высоты. Сегодня, правда, и это очевидно всем, ждать невиданных взлетов не приходится. Последняя волна неурядиц за несколько лет «смыла в море» 50% прежней дилерской и значительную часть дистрибьюторской инфраструктуры, на восстановление которых потребуется не один год.

Чего ждать

Делать прогнозы в России – гадать на кофейной гуще. Пока у нас в любой момент может произойти все что угодно, поднаторевшие на предсказуемых и стабильных западных рынках эксперты высказываться не решаются. Специалисты АЕБ, вроде бы работающие у нас, а значит не понаслышке знакомые с нравами местной аудитории и прихватами «князей» от российской экономики, в рамках отчетной пресс-конференции не привели вменяемый рыночный прогноз на 2018 год. Да им, фактически, и сказать нечего. Слишком мало исходной информации. Нынешнее традиционное напутствие председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера выглядит очень неопределенным. Зафиксировав очевидный успех – рынок все же сменил вектор и пошел вверх – он признал, что подъем до былых высот окажется долгим, непростым и вообще видится неочевидным. Специалисты Ассоциации рассматривают показатель ближайшего роста в диапазоне от 5% до 10%, однако, пока «нет понимания по акцизам, никакие цифры озвучиваться не будут».

Так что переломить 5-летний негативный тренд – только полдела. Важно закрепить успех. Но на что будет опираться рост рынка? В текущем году Минпромторг вдвое снизил финансирование госпрограмм поддержки, а кроме того повышаются утилизационный сбор и акцизы на автомобили мощностью свыше 200 л.с. В нынешнем году на все программы господдержки бюджет выделит 35 млрд рублей против 64 млрд в прошлом году. При этом госпрограммы стимуляции спроса окажутся более адресными. Такими, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», оказавшимися сверхпопулярными в 2017-м. Ну а такие программы поддержки, как льготный лизинг, «Свое дело», «Российский фермер» или «Российский тягач» в большей степени адресованы приобретателям коммерческого транспорта и юрлицам. Иными словами, загадывать, что будет через год, эксперты и участники рынка не решаются. Ждем хотя бы понимания по акцизам. Да и вообще, ясности в экономике хотелось бы больше…

Снижения цен не будет

Еще в начале прошлого года в рамках VII ежегодной конференции «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы», участники рынка дали неприятные и все еще актуальные оценки ближайших перспектив. Тогда их наиболее удачно сформулировал Михаил Бахтиаров, президент одного из крупнейших автомобильных холдингов Major Auto. Главный негативный тренд – продолжение роста цен на автомобили. В связи с резким изменением курса рубля несколько лет назад производители очень долго терпели убытки, стараясь сдерживать катастрофический рост цен в кризисный период. А сегодня они все еще не вернулись на «ноль». И самое ужасное, что цены продолжат повышение вне зависимости от ситуации с курсом, а покупатели останутся в неведении, почему это происходит. В этом, считает менеджер, кроется главный тормоз для дальнейшего увеличения продаж и укрепления рынка. «Мы пытаемся выжить», говорит он.

Эту точку зрения дополняют статистикой эксперты «Автостата». Выясняется, что 71% россиян свободны от кредитов, при этом у 51% нет и сбережений. «Фактически, две трети населения страны живет от зарплаты до зарплаты, не имея возможности ни отложить на покупку машины, ни взять кредит. При этом почти половина респондентов (47%) этого даже не планируют, ожидая, что худшие времена еще впереди», – заключает глава «Автостата» Сергей Целиков.

Подводя итог, можно смело утверждать, что в такой ситуации ожидать быстрого восстановления авторынка до высот, скажем, пятилетней давности, не имеет смысла. В любом случае его окончательное выздоровление, равно как и возвращение покинувших его брендов и моделей, в первую очередь зависит от общей ситуации в экономике и роста доходов населения, поскольку ожидать снижения стоимости автомобилей никто из экспертов категорически не советует. А такие факторы, как изменение цен на нефть и растущий уровень потребительской и предпринимательской уверенности, в нашем случае, увы, уже не «играют». Снижения цен все равно не будет.

От первого лица

Алексей Калицев, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ»

В прошлом году нам удалось продать в России около 160 000 автомобилей, что позволило удержать долю рынка в 10%, поэтому нашими продажами в 2017-м мы довольны. Да и рынок целиком оправдал наши ожидания, показав рост в 12%. Прошлый год стал переломным, надеемся, что положительная тенденция сохранится и в текущем году, а рост зафиксируется в диапазоне вокруг 10%. Планы Hyundai неизменны – удержание доли рынка. Планируем продать порядка 175 000 автомобилей.

Среди факторов, сыгравших в пользу увеличения рынка, в прошлом году оказались субсидированные государством программы поддержки. Такие как «Трейд-ин», «Льготный кредит» и программа «Утилизации». Жаль, что в 2018-м часть программ не возобновится. Но рынок пошел вверх, а государство возобновило свою прошлогоднюю инициативу – льготные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». С их помощью мы рассчитываем продавать до 1,5 тыс. автомобилей в месяц. Отвечая на вопрос о потере моделью Solaris лидерства среди бестселлеров, могу сказать следующее. Уход модели с ведущей позиции был ожидаемым. Для корректности сравнения результатов стоит учитывать, что первое поколение машины продавалось в двух кузовах. На долю хэтчбека приходилось порядка четверти продаж модели. На данном этапе мы считаем, что хэтчбек нам не интересен. Его аудиторию удерживает моноприводная Creta в простых комплектациях. Так что падением мы это не считаем. Скорее, это можно назвать перераспределением продаж.

Фото: ЗShutterStock/Fotodom.ru; ОАО «АВТОВАЗ»; Киа Моторс РУС; Hyundai Motor Company; Ассоциация европейского бизнеса

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

С высоты птичьего полета С высоты птичьего полета

Расскажем о Рио то, что не пишут в путеводителях, а рекомендуют местные жители

АвтоМир
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Русская Ниагара Русская Ниагара

На семиместном кроссовере Geely в поисках нашего Окаванго

Автопилот
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Черноногие» «Черноногие»

Существует несколько версий того, откуда появилось выражение «черноногие»

Дилетант
Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться

Что делать, когда реакция организма на перемены становится чрезмерной?

Psychologies
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки Сказка о нарезанном времени: 4 урока тайм-менеджмента от моей бабушки

Вы часто сетуете, что в сутках всего 24 часа? Хронически ничего не успеваете?

Psychologies
Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!» Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!»

Если хоккей перестанет существовать, мир никогда не забудет Суперсерию 1972 года

Коллекция. Караван историй
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
Гений места Гений места

Интересные российские гиды — Алтай и Мончегорск

Новый очаг
Игра или проблема Игра или проблема

Что такое квадробинг и как реагировать родителям на эту субкультуру?

Лиза
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
Российский сорт в открытом и закрытом грунте Российский сорт в открытом и закрытом грунте

Сколько лет потребуется отечественной селекции для увеличения доли семян овощей

Агроинвестор
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото Обзор Geely Tugella: плюсы и минусы, комплектации, фото

Купе-кроссовер Geely Tugella: что стоит знать о нем

РБК
Плюс в карму Плюс в карму

Как влиять на свою судьбу и менять ход событий

Лиза
Молодые годы Колчака Молодые годы Колчака

Александр Колчак — не только военный, но и ученый-океанограф

Знание – сила
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Открыть в приложении