До массового внедрения автопилота на дорогах остались считанные годы

АвтоМирАвто

Право

Ваш выход, водитель!

Автопроизводители уверяют, что до массового внедрения автопилота на дорогах остались считанные годы. Стоит ли им верить?

Кто из нас не мечтал оказаться на месте главного героя фантастического фильма, который садится в машину футуристического дизайна, сообщает навигатору нужный адрес и погружается в собственные сюжетные дела, пока умный автомобиль везет его в пункт назначения? Уверен, что писатели-фантасты и киносценаристы, рисуя картинку будущего, и сами не подозревали, что воображаемый сюжет может воплотиться в жизнь в самое ближайшее время. За последние годы разработки в области автоматизированного управления продвинулись далеко вперед, и вот уже почти все автопроизводители заявляют о готовности выпустить на дороги полноценные беспилотники. Не стала, кстати, исключением и наша страна: автобусы и грузовые КамАЗы без водителя – это вовсе не показуха, а вполне себе реальные опытные образцы, как говорят, не отстающие от зарубежных разработок. Давайте попробуем понять, насколько близко подкралось к нам будущее и не пора ли выбрасывать водительское удостоверение.

На сегодня автопроизводители добрались до третьего уровня автопилотирования – машины справляются с автобанами, но перестроению и проезду перекрестков их пока еще учат

На самом деле проблем у разработчиков беспилотных технологий еще предостаточно. Если говорить о технике, то правда жизни такова, что даже самый современный компьютер со всем своим быстродействием и возможностью одновременно обрабатывать миллионы параметров, пока не научился думать, видеть и чувствовать как человек. Он может вести машину в идеальных условиях, но впадает в ступор, если встречает нелогичное поведение других водителей или пешеходов. Даже математическое описание всех возможных «сбоев матрицы» – нарушений ПДД окружающими, дефектов дорожной инфраструктуры, программных сбоев и прочих проблем, вносящих смуту в логически выстроенный электронным мозгом алгоритм, – это уже непростая задача. А можно ли в принципе научить компьютер распознавать планы другого участника движения по его повадкам, что с легкостью делает человеческий мозг? Не забываем также и про информационную безопасность, ведь вышедший из-под контроля грузовик превращается в опасность для сотен окружающих и, как показывают недавние события, оружие террориста. Но далеко не все упирается в технологии. Есть еще и правовой аспект, который здорово мешает разработчикам и маркетологам продвигать свои технологии. Дело в том, что и в международном праве, и в национальном законодательстве практически всех государств закреплены нормы, возлагающие на водителя обязанность полностью контролировать свое транспортное средство. Причем это отнюдь не декларативное требование, ведь за ним кроется глубокий смысл: именно на водителя ложится все бремя ответственности за форс-мажор в процессе движения и его последствия. Но если мы говорим о беспилотнике, то эта взаимосвязь отнюдь не очевидна. В свое оправдание владелец совершенно резонно заметит, что он выполнил все строго по инструкции, а за недоработки производителя он отвечать не собирается. И ведь трудно с ним не согласиться. Но беда в том, что и автопроизводители брать на себя ответственность тоже не готовы, ведь определенные функции управления, включая возможность взять его полностью на себя, у водителя все-таки остаются. Ну а если последствия аварии драматичны и речь идет об уголовном преследовании? Едва ли программист, писавший программное обеспечение для одного из блоков управления, согласится сесть в тюрьму, даже если его ошибка будет доказана.

Наконец, есть еще и этический аспект, в отношении которого у идеологов беспилотных технологий также пока нет вразумительного мнения. Скажем, если автомобиль оказывается в безвыходной ситуации и ДТП не избежать, но остается выбор: повернуть колеса в сторону бетонного забора или направить их на тротуар с пешеходами. Что выберет компьютер, и кто потом встанет на защиту правильности выбора? Ну и нельзя забыть и про такой важный аргумент, как удовлетворение потребности в самостоятельном управлении автомобилем: на Земле до сих пор живет немало людей, которые получают удовольствие от процесса вождения и вовсе не готовы отдать его бездушной железке, даже несмотря на возможность потратить освободившееся время на что-то более полезное. Что ж, получается, несмотря на постоянное муссирование этой темы не только в промышленных, но и во властных кругах, а также жадных до сенсаций СМИ, с таким, казалось бы, близким будущим придется повременить? Видимо, придется…

Системы автопилотирования требуют установки огромного количества датчиков разного типа
Так выглядит графическое изображение работы радаров, камер и лазерных сенсоров на автомобилях Volvo

Осадок остался

Вообще-то идея «прописать» автопилот на автомобиле преследует конечную цель повысить безопасность на дорогах, поскольку компьютер лишен эмоций и в идеале сможет сократить аварийность практически до нуля. Однако в жизни все намного сложнее. В частности, первое смертельное ДТП, произошедшее с автомобилем «Тесла» в мае прошлого года, не только здорово подпортило репутацию компании Илона Маска, но и дискредитировало саму идею беспилотника. Напомним, тогда продвинутый электромобиль шел в режиме автопилота, который на фоне яркого неба не заметил белую фуру, перегородившую дорогу, а потому не активировал торможение. В результате «Тесла» на полном ходу врезалась в прицеп, погубив владельца. Однако результаты расследования, основанные на данных «черного ящика», показали, что автопилот несколько раз предупреждал водителя о необходимости взять управление на себя, однако водитель сообщения проигнорировал. Это позволило снять претензии с изготовителя, но, как говорится, осадочек остался. В любом случае этот факт заставил еще раз переосмыслить идею автопилота как способа повысить безопасность на дорогах.

Теоретики сформулировали 5 уровней автономного вождения. Первый – когда водитель в любой момент должен быть готов взять управление, перехватив его, на пример, у адаптивного круиз-контроля. Пятый подразумевает, что водителю нужно только запустить систему и указать пункт назначения

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Nissan, Volvo


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Санкционная политика Санкционная политика

Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

АвтоМир
Почему женщины выбирают мужчин с криминальным прошлым: объясняет психолог Почему женщины выбирают мужчин с криминальным прошлым: объясняет психолог

По каким причинам девушки выбирают парней с криминальным прошлым?

VOICE
Срединный путь Срединный путь

Бюджетный кроссовер DFSK 500 пока на уровне топ-версий

Автопилот
Юродивый из Лефортова Юродивый из Лефортова

Почему смерть рэпера обсуждала вся страна и что не так с молодежной политикой?

Монокль
Эхо прошедшей войны Эхо прошедшей войны

Это после Великой Отечественной они стали народными актерами, но на фронте...

Коллекция. Караван историй
Культурный виноград появился на Сардинии больше трех тысяч лет назад Культурный виноград появился на Сардинии больше трех тысяч лет назад

Самый ранний культурный виноград выращивали на Сардинии

N+1
5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт 5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт

Подборка полезной и надежной техники для ремонта

CHIP
Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты

Как «матюки» во время физических нагрузок помогают превзойти свои возможности

Maxim
Куда приводят мечты инженеров Куда приводят мечты инженеров

Маршрут выходного дня по Калужской области

Weekend
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Новое прочтение Новое прочтение

Современная архитектура и продуманный классический интерьер: дом в Подмосковье

SALON-Interior
Всё в цвету Всё в цвету

Обсудили с экспертом, как защитить чувствительную кожу в сезон пыльцы

Лиза
Эффект рататуя Эффект рататуя

Как вкусы из детства могут формировать наш характер и модель поведения

Grazia
В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен

Разбираем все, что нужно знать о вариабельности сердечного ритма

РБК
От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад

Оригинальные проекты, переосмысливающие классические сказки в неожиданном ключе

Правила жизни
День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ

Что такое драфты и почему они вообще существуют?

Forbes
Соединительный Союз Соединительный Союз

Спортивные события последнего года Великой Отечественной войны

Ведомости
«Сейчас период повышения внутренней эффективности» «Сейчас период повышения внутренней эффективности»

Дмитрий Фосман — о перспективах развития экспорта и работе по привлечению кадров

Агроинвестор
На борту затонувшего средневекового китайского судна нашли сосуды из-под алкогольных напитков На борту затонувшего средневекового китайского судна нашли сосуды из-под алкогольных напитков

Находки, собранные во время раскопок средневекового судна «Наньхай №1»

N+1
Интернет высокого полета Интернет высокого полета

Когда в России заработает сеть низкоорбитальных спутников связи

Эксперт
Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х

Самые необычные игровые консоли

CHIP
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
3 сильные стороны интровертов, которые помогут им стать успешными 3 сильные стороны интровертов, которые помогут им стать успешными

Интроверты наделены множеством суперспособностей — нужно просто знать их

Inc.
Рене Зеллвегер. В поисках счастья Рене Зеллвегер. В поисках счастья

Хелен Филдинг решила на этот раз не фантазировать, а списать с жизни самой Рене?

Караван историй
Какие были парфюмы в Древней Греции? Узнайте интересные факты! Какие были парфюмы в Древней Греции? Узнайте интересные факты!

Мир ароматов в Древней Греции был куда богаче, чем может показаться

ТехИнсайдер
Трактор заедет в конкурентную нишу Трактор заедет в конкурентную нишу

Производство тракторов во Владимире: инвестиции, технологии, команда

Монокль
«Издательский проект Петра Первого: Илья Копиевский и новые русские книги» «Издательский проект Петра Первого: Илья Копиевский и новые русские книги»

Как был устроен перенос научно-технических знаний на русский язык

N+1
А как у них? А как у них?

6 рецептов пасхальных куличей из разных стран

Лиза
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Искусство кино Искусство кино

О представительницах мира кино, без которых кинематограф был бы совсем другим

Grazia
Открыть в приложении