Телематические системы для автомобилей

АвтоМирАвто

Телематические системы для автомобилей: как это работает, зачем нужно водителям сегодня и чем может грозить уже завтра?

Михаил Анохин, исполнительный директор «Лаборатории умного вождения»

Беседовала Екатерина Квашенкина

Михаил, сегодня все чаще мы слышим термин «телематика» применительно к автомобилям. Что же это такое? Речь о системах, которые призваны облегчить жизнь автовладельца. В современном автомобиле более ста различных процессоров, блоков управления, каждый из которых отвечает за отдельные функции, но все они связаны через CAN-шину. И на основе данных, которые передаются через шину, можно получать огромное количество информации и аккумулировать ее, например, в мобильном приложении. Тогда становится возможным удаленное управление автомобилем, его запуск, сбор статистики по передвижению, чтобы, например, получать скидки от страховых компаний. Автовладелец может удаленно диагностировать автомобиль, получать все сведения об ошибках и на основе этих данных через дилера или самостоятельно принимать решения о ремонте. Также возможен анализ стиля вождения. Мы, например, даем водителям обратную связь, как улучшить свой стиль управления автомобилем. Также у нас есть и различные системы для корпоративных клиентов, обеспечение для умного лизинга – они индивидуально адаптируются под потребности компаний. Например, с одним из клиентов у нас реализована программа, которая подразумевает, что если водитель компании в течение недели нарушал скоростной режим больше определенного количества раз, то в выходные он лишается права управления корпоративным автомобилем. Так компания мотивирует своих сотрудников ездить более безопасно. Или, например, клиент из транспортных или таксомоторных компаний может захотеть ввести рейтинг по качеству вождения, чтобы водители не совершали резкие маневры. «Лаборатория Умного Вождения» заточена как раз на различные умные продукты.

Сколько людей в России пользуются телематикой и сколько компаний работает в этой сфере?

Сегодня около 10 компаний занимаются телематикой в России. А будут пользоваться этим рано или поздно все водители, так как и системой «ЭРА-ГЛОНАСС» будут пользоваться все. Она активно развивается, на базе этой системы появляется все больше коммерческих сервисов. Через некоторое время в том или ином виде телематические устройства будут установлены на каждом автомобиле. На текущий момент порядка 60% покупателей новых автомобилей покупают различные охранные телематические системы. Некоторые автопроизводители, в том числе российские, уже внедрили штатные телематические системы. Телематика позволяет производителю конкурировать при помощи сервисов, при этом не сильно увеличивая цену на автомобиль. Сегодня для автопроизводителя внедрить качественную телематическую систему возможно на любом этапе жизненного цикла автомобиля, будь то конвейер или дилер.

А как в других странах – телематические системы автопроизводителям тоже поставщики делают или компании их сами разрабатывают?

Основой для фирменных систем зарубежных автопроизводителей очень часто становятся маленькие команды, которые разрабатывают телематику – автопроизводители их просто покупают. Но есть много других вариантов. Кто-то пускает к себе таких «монстров», как Apple или Google.

Как вы думаете, в будущем люди станут покупать телематические продукты отдельно от автомобиля у разных разработчиков по своему выбору или мы ждем развития штатных систем connected car у автопроизводителей?

Одно другому не мешает, и есть целый ряд нюансов на разных рынках. Например, автопроизводителю, чтобы предоставлять сервис по страхованию с телематикой своим клиентам, нужно самому договориться со страховыми о скидках. Это достаточно сложно, поэтому производитель может просто подготовить автомобиль, шину, архитектуру, инжиниринг, чтобы использовать телематику, но для каждого рынка будут искать отдельного поставщика, который возьмет на себя не только разработку продукта, но и интеграцию его с сервисами, существующими в конкретной стране. И давайте не забывать, что на разных рынках разные тренды. В России очень важна безопасность, исторически востребован противоугонный функционал. У нас охранные системы «тянут» за собой телематику – и все игроки рынка принимают это. Так, мы сделали сервис по безопасности, а компании, которые занимаются безопасностью, сделали телематический сервис. На других рынках все иначе – где-то системы автозапуска «двигают» прогресс телематики, где-то страхование.

О страховании: верите, что телематика в ОСАГО будет в 2020 году?

Инициатива Минфина по этому поводу, конечно, хорошая, но пока есть много вопросов, я не уверен, что к 2020 году они будут решены. Когда-то это, конечно, будет. Но прежде чем реализовывать эту инициативу, надо многое продумать. Например, кто оплатит трафик? Минфин говорит о получении информации об агрессивном стиле вождения. Для этого нужно будет постоянно передавать данные – это, допустим, 5 мегабайт в месяц. Представьте, даже если всего 10 млн машин будут постоянно генерировать данные, это порядка 600 млн рублей в год. Помимо этого, остается множество юридических вопросов. Например, водитель должен быть согласен, чтобы его стиль вождения постоянно отслеживали. Технически «ЭРА-ГЛОНАСС» подходит для такой задачи, но я не думаю, что уже с 2020 года это можно реализовать.

Не знаете, ГИБДД не задумывает реализовать что-то с телематикой?

Мы не общались с представителями полиции на эту тему. Но в мире есть примеры, когда, например, тем, кто несколько раз был наказан за превышение скорости, выдается специальное контролирующее устройство. Более известна история с алкозамками – они тоже совмещаются с телематическими решениями. А мы, в частности, сейчас накапливаем статистику и изучаем, как по манере вождения отличить трезвого водителя от пьяного. У нас есть специальное подразделение, где ученые помимо Big Data занимаются скорингом для страховых компаний. С его помощью можно по простому анкетированию оценить будущую убыточность клиента-водителя. Это выгодно и страховой компании, так она сможет сформировать хороший безубыточный портфель, и клиенту, если его скоринг предскажет его будущую безубыточность. В Англии такие системы существуют уже несколько лет.

Если человек не боится, что у него угонят автомобиль, не покупает каско и не нуждается ни в каких скидках, не пользуется автозапуском, потому что его машина стоит в глухом гараже – зачем ему вообще нужна телематика?

А дети у него есть?

Предположим, что да.

Вот исполнится его ребенку 18 лет, можно его за руль будет посадить и наблюдать, где он ездит и как водит. Также в целях безопасности можно получать информацию о местонахождении членов семьи. Или, например, машину на парковке искать. Ну и, наконец, если у вас есть телематическая система, вы можете оформлять ДТП по европротоколу без участия инспекторов. Наша система, в частности, соответствует всем требованиям, мы прошли все тестирования в РСА.

Как работает телематика в России?

Телематические системы перестают быть прерогативой автомобилей премиального сегмента – как штатное оборудование их можно увидеть и на машинах Lada, и на Lifan. При помощи телеметрических датчиков система фиксирует буквально каждое перемещение автомобиля. Траектория движения накладывается на актуальные и постоянно обновляемые карты. Приложение фиксирует время, продолжительность поездки, расход топлива, манеру вождения и соблюдение дорожных правил. Базовый пакет программы позволяет определить уровень зарядки аккумулятора, состояние двигателя. Кликами по экрану можно открыть или закрыть автомобиль, при наличии блока автозапуска – завести.

Фото: «Лаборатория умного вождения», Вячеслав Крылов

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Печальные цифры Печальные цифры

Опубликован очередной рейтинг российских регионов с самыми опасными дорогами

АвтоМир
Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров

В чем феномен популярности передачи «Следствие вели…»?

Правила жизни
Задорный спортсмен Задорный спортсмен

Бренд Changan в России знают немногие, а зря

ТехИнсайдер
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Сохрани в тайне свою женитьбу… Сохрани в тайне свою женитьбу…

Александра Иосифовна умоляла императора подождать с публичностью в новом браке

Дилетант
Обычные подозревающие Обычные подозревающие

10 главных параноиков мирового кино

Weekend
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать Какие бывают огнетушители для автомобиля, какой лучше, и как его выбрать

Все об автомобильных огнетушителях: выбор, требования ГИБДД, сравнение

РБК
Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть

Как потребности более высокого уровня влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Темная лошадка Темная лошадка

Нейросеть — это программа, поведение которой определяется коэффициентами

Цифровой океан
Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм Жизнь после: 6 фильмов о преодолении психологических травм

Фильмы о людях, которые смогли примириться со своими психологическими травмами

Psychologies
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Приятель Гая Ричи, партнер Кортни Кокс и враг Дэдпула: все фильмы Дэвида Бекхэма Приятель Гая Ричи, партнер Кортни Кокс и враг Дэдпула: все фильмы Дэвида Бекхэма

Актерская карьера экс-футболиста Дэвида Бекхэма

Forbes
Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга

Существует ли любовная телепатия?

Psychologies
Восточная Сибирь: С северной теплотой Восточная Сибирь: С северной теплотой

Сибирь сурова, сдержанна и холодна. Это правда. Но не вся

Цифровой океан
Жизнь с приставкой «супер» Жизнь с приставкой «супер»

Технологическое ноу-хау — первый корпоративный суперапп «Суперника»

Цифровой океан
8 мужских ролей, доставшихся актрисам 8 мужских ролей, доставшихся актрисам

Боевики, фантастика и триллеры — мужская вотчина, в которую ворвались женщины

Maxim
Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт Даже простейшие морские организмы склонны к индивидуализму! Вот что это значит: интересный факт

Почему все организмы стремятся к ведению быта на основе индивидуальных ритмов?

ТехИнсайдер
50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы 50 000 подносов и рязанская Венеция: кто и как возрождает народные промыслы

Кто развивает традиционные промыслы и как пытается на этом заработать

Forbes
Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны

Как Фарман Салманов изменил Сургут?

Forbes
6 книг, которые помогут «прокачать» мозг 6 книг, которые помогут «прокачать» мозг

Книги, которые помогут расширить представление о природе сознания

Psychologies
Платон, синхротрон и миллионы долларов Платон, синхротрон и миллионы долларов

Нечитаемые свитки из Геркуланума наконец-то смогли прочитать, не разворачивая

Цифровой океан
Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает

Как и почему сериал о сталкинге «Олененок» завоевал так много поклонников

Psychologies
Открыть в приложении