В России запущена система выдачи электронных паспортов транспортных средств

АвтоМирАвто

ПТС стал цифровым

С 1 июля в России запущена система выдачи электронных паспортов транспортных средств – пока в экспериментальном режиме. Полноценный запуск, после которого бумажные ПТС уйдут в историю, уже неоднократно переносился – и сейчас назначен на 1 ноября 2019 года. Что изменится для водителей?

Текст Никита Варенов

Бланк ПТС содержит ограниченную информацию об автомобиле. В электронный документ планируется вносить значимые данные о машине – к примеру, информацию о пройденных ТО, о пробеге, о случившихся ДТП с указанием полученных повреждений. Это ставит под угрозу существования теневого сектора в торговле подержанными машинами

Существующий стандарт бумажных паспортов транспортного средства (ПТС) утвержден в 1993 году – тогда же сформировался весь основной пакет документов, подтверждающих право собственности и допуск к управлению автомобилем. ПТС содержит регистрационные данные и технические характеристики машины, а также информацию обо всех ее владельцах, и хранится дома у актуального собственника. Кроме того, на автомобиль оформляется свидетельство о регистрации – его необходимо иметь при себе, находясь за рулем. Также у водителя с собой обязательно должен быть полис ОСАГО. А вот диагностическую карту, на основании которой он выписывается, возить с собой нет необходимости.

Опись преимуществ

Замена бумажного носителя ПТС электронным выглядит как безусловное благо – с этим соглашаются собеседники «АвтоМира» из числа страховщиков, автодилеров и представительств автопроизводителей. Перенос всех ПТС в единый электронный реестр, во-первых, позволит обеспечить целостность и сохранность данных. Право на их внесение в систему получит широкий круг организаций, но все они будут подкреплять внесенные изменения электронной подписью. Во-вторых, бумажные ПТС за годы своего существования стали содержать существенно больше данных, однако остаются ограниченными в физическом объеме. Электронные ПТС могут содержать любой объем информации, в частности, данные об «Одобрении типа транспортного средства» (ОТТС) для сертифицированных к продаже в России автомобилей и «Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства» (СБКТС) для всех остальных. Причем вноситься в ЭПТС эти данные могут в автоматическом режиме на основании идентификационного номера (VIN) автомобиля, что позволит уйти от ошибок ручного написания, например, названий марок и моделей машин.

Производители и импортеры автомобилей ожидают, что система электронных ПТС будет окончательно отлажена и заработает не раньше осени. Пока на машины выдаются традиционные паспорта

Аварии тоже считаются

Также предполагается, что электронные ПТС будут содержать достоверные данные о значимых происшествиях с участием автомобиля, включая информацию о пройденных ТО и случившихся ДТП – с указанием произведенных работ, полученных повреждений и, например, пробега автомобиля на указанную дату. Это ставит под угрозу существование огромного теневого сектора в продаже подержанных автомобилей. Наконец, электронные паспорта транспортных средств – совместная инициатива государств-участников Евразийского экономического союза, объединяющего Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению. Единая система автомобильного учета в этих странах способна в том числе упростить жизнь импортеров – например, тех, кто собирается продавать в России автомобили белорусской сборки.

«Электронный ПТС невозможно потерять или подделать. Число собственников в нем может быть сколь угодно большим. Существенным моментом будет прозрачность истории собственников и внесение в ЭПТС дополнительных сведений – таких, например, как информация о залоге, страховании, ДТП, ремонтах и прочее», – перечислил в беседе с «АвтоМиром» преимущества новой системы директор филиала «Авилон. Воздвиженка» Ренат Тюктеев. Впрочем, он же отметил, что, хотя «плюсов у инициативы много, куда важней сделать процесс ее реализации максимально простым и понятным».

Страховка по распечатке

С внедрением пока есть трудности, впрочем, участники рынка сходятся во мнении, что они временные, и признают, что государство предпринимает существенные шаги по устранению возможных проблем.

Одна из них – необходимость предъявления бумажного ПТС при оформлении полиса ОСАГО в страховой компании, как того требует пункт 3 статьи 15 закона об ОСАГО в редакции 2002 года. В информационном письме Центробанка от 13 июля текущего года содержатся разъяснения о том, что теперь бумажный носитель может быть заменен распечаткой из существующего электронного.

Пресс-секретарь Группы «Ренессанс страхование» Анна Кочеткова рассказала «АвтоМиру», что клиентов с электронными ПТС у компании до настоящего времени нет ни по продукту ОСАГО, ни по каско.

На начальном этапе автомобильные компании, ввозящие машины из-за рубежа, столкнулись с рядом сложностей. Они связаны с тем, что не все из задействованных в процессе сторон в одинаковой степени готовы к работе с новой системой. Ожидается, что через несколько месяцев все шероховатости будут сглажены

Увидим не раньше осени

По словам Рената Тюктеева, Российский союз автостраховщиков (РСА) и АО «Электронный паспорт» (оператор проекта, входит в Госкорпорацию «Ростех») уже согласовали механизм оформления полисов ОСАГО на автомобили с ЭПТС, однако реальным опытом продаж автомобилей с оформлением ЭПТС, несмотря на запуск инициативы с 1 июля, пока не обладает ни одна дилерская группа. «Импортеры и некоторые дилеры напрямую согласовывают с Минпромторгом списки уполномоченных организаций, имеющих право работать в системе ЭПТС. Дилеры, в свою очередь, получают ключи для работы в ней», – пояснил он. По словам представителя «Авилона», первые автовладельцы с электронными ПТС появятся в России не раньше сентября.

Руководитель отдела по связям с общественностью ООО «Субару Мотор» Наталия Руденко рассказала, что электронные паспорта пока не получают и импортеры автомобилей. По ее словам, сейчас производители, ввозящие автомобили из-за рубежа, столкнулись с рядом сложностей из-за различной стадии готовности к работе с базой данных ЭПТС со стороны АО «Электронный паспорт», МВД, ФТС и дилеров. Впрочем, представитель Subaru уверена, что к ноябрю 2019 года ЭПТС будет полностью готов для полноценной работы с ним без существенного изменения бизнес-процессов для импортеров. Аналогично ситуацию описали в пресс-службах Volvo и Nissan – у последней компании есть производство в России, и для внутренних продаж ситуация существенно не отличается от импортных.

Госдума 25 июля 2018 года на пленарном заседании приняла в третьем окончательном чтении закон о регистрации транспортных средств, вводящий возможность оформления машин без посещения ГИБДД. В числе прочего законом разрешается использование электронных паспортов: если машина ставится на учет по такому документу, его бумажный аналог представлять не нужно.

Госдума приняла закон о регистрации транспортных средств, допускающий их постановку на учет без посещения ГИБДД. В нем же описана возможность использования электронных ПТС: при наличии такого документа предоставлять бумажный аналог не нужно.

Внеси и сохрани

Открытым остается вопрос хранения персональных данных в системе ЭПТС. Закон, регламентирующий порядок использования персональной информации граждан, действует в России с 2006 года. Одно среди прав, которое он дает потенциальным владельцам автомобилей с ЭПТС, есть отказ от предоставления персональных данных для внесения в документ. Это специфическая ситуация, фактически позволяющая любому завладеть транспортным средством до того, как данные о владельце будут переданы в страховую компанию при оформлении полиса ОСАГО. Злоумышленникам достаточно угнать автомобиль, оформить на него договор купли-продажи и поставить на учет в ГИБДД. Ответственность за последствия решения об отказе от предоставления персональных данных для ЭПТС в этом случае целиком ложится на собственника машины.

Закон об ОСАГО от 2002 года упоминает паспорт транспортного средства как документ, который требуется предъявить при оформлении полиса. Центробанк разъясняет, что с внедрением электронного паспорта достаточно будет предоставить страховщику его распечатку

Обмен – дело добровольное

Впрочем, полностью в небытие бумажные паспорта транспортного средства уйдут еще нескоро. Предполагается, что 1 ноября 2019 года станет днем, когда новый паспорт на физическом носителе получить станет невозможно – если, конечно, не будет очередного переноса сроков. При этом в любом случае замена ПТС на новые электронные для владельцев уже поставленных на учет автомобилей останется добровольной процедурой. По прогнозам АО «Электронный паспорт», в ближайшие 10 лет ЭПТС обзаведутся только 75% автомобилей.

Система электронных паспортов транспортного средства будет действовать не только в России. Она внедряется на всей территории Евразийского экономического союза, включающего Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию

Когда переоформление ПТС обязательно?

  • если бумажный вариант ПТС утрачен
  • если бумажный вариант ПТС пришел в негодность
  • если в ПТС не осталось места для внесения изменений

Кто будет оформлять ЭПТС?

  • Заводы-производители, выпускающие новые автомобили на территории стран Евразийского экономического союза
  • Таможенные органы для импортных автомобилей
  • Органы ГИБДД при постановке автомобиля на учет

Сколько стоит переоформление электронного ПТС?

  • 250 рублей – для автопроизводителей и уполномоченных организаций
  • 600 рублей – для граждан России

Фото: DepositPhotos/Fotodom.ru; ShutterStock/Fotodom.ru; Вадим Жернов/ТАСС; Валерий Матыцин, Петр Ковалев/ТАСС, Иван Владимиров

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Винтокрылые гиганты: самые большие вертолеты мира Винтокрылые гиганты: самые большие вертолеты мира

Самые большие вертолеты, созданные в наши дни

Популярная механика
Разрешите себе себя Разрешите себе себя

Как часто мы не доверяем жизни, которая может нам предложить так много?

Psychologies
Кадровая политика Кадровая политика

Эксперты по фуд-фотографии о том, как сделать сочный снимок для «Инстаграма»

Cosmopolitan
Компания-владелец «ВКонтакте» и «ОК» попросила Госдуму амнистировать осужденных за лайки и репосты Компания-владелец «ВКонтакте» и «ОК» попросила Госдуму амнистировать осужденных за лайки и репосты

Mail.ru Group воззвала к Верховному суду, Минюсту и Татьяне Москальковой

Maxim
Рукава на зависть: 20 идей образов с пышными рукавами из Instagram Рукава на зависть: 20 идей образов с пышными рукавами из Instagram

Комбинируем драпировки в дворцовом стиле с узкими солнечными очками

Cosmopolitan
Законная регистрация Законная регистрация

Приняты новые правила регистрации транспортных средств

АвтоМир

Как избежать излишних реверансов и вымученных шаблонов в деловой переписке

Esquire
Я объявляю вам войну Я объявляю вам войну

Анджелина Джоли и Брэд Питт не в состоянии ничего решить полюбовно

StarHit
Конфликт: почему не нужно его бояться и как получить желаемый результат? Конфликт: почему не нужно его бояться и как получить желаемый результат?

Конфликт: почему не нужно его бояться и как получить желаемый результат?

Psychologies
Дорога к счастью Дорога к счастью

Чтобы понять Уругвай, сюда надо приехать хотя бы на пару недель

Psychologies
7 занимательных подробностей о фильме «Побег из Шоушенка» 7 занимательных подробностей о фильме «Побег из Шоушенка»

Поначалу «Побег из Шоушенка» почти не заметили...

Maxim
Спей до дна Спей до дна

10 вопросов о стиле для Антона Лаврентьева

Robb Report
Почему быть милым — опасно Почему быть милым — опасно

Обратная сторона безграничной приветливости и дружелюбия

Psychologies
Опасные технологии: как распознавание лица на смартфоне может привести к глобальной катастрофе Опасные технологии: как распознавание лица на смартфоне может привести к глобальной катастрофе

Как распознавание лица на смартфоне может привести к глобальной катастрофе

Forbes
Профессия — режиссер Профессия — режиссер

Успешные красавицы-актрисы, ставшие режиссерами, не редкость в мировой практике

OK!
Охота на леопарда: с чем носить Охота на леопарда: с чем носить

Чтобы выбрать самые стильные вещи сезона, ориентируйся на наши советы

Cosmopolitan
Самый SOK: миллиардер Игорь Рыбаков расширяет сеть коворкингов Самый SOK: миллиардер Игорь Рыбаков расширяет сеть коворкингов

Миллиардеры верят в будущее смарт-офисов

Forbes
Психолог из Казани предложил в Сети нарисовать велосипед. И был обвинен в сексизме Психолог из Казани предложил в Сети нарисовать велосипед. И был обвинен в сексизме

Отважная редакция MAXIM подключилась к эксперименту!

Maxim
Как сделать классные фото на мобильный: советы модели и фотографа Как сделать классные фото на мобильный: советы модели и фотографа

Простые правила съемки на мобильный телефон

Cosmopolitan
Большие каникулы в Сен-Тропе Большие каникулы в Сен-Тропе

Игрушечные пистолеты против карманников и незавидная судьба шиншилл

StarHit
Вспомнить все Вспомнить все

Как за пару недель научиться не забывать важное

StarHit
Как приучить ребенка к дисциплине Как приучить ребенка к дисциплине

Метод, который разрешит затруднения и поможет договориться с ребенком

Psychologies
Как ошибки помогают найти себя Как ошибки помогают найти себя

Совершенные ошибки могут подсказать, чего мы хотим на самом деле

Psychologies
1960: Локальное потепление 1960: Локальное потепление

Страна оттаивает в лучах хрущевской оттепели

Esquire
25 ярких и небанальных идей летнего маникюра под любой образ 25 ярких и небанальных идей летнего маникюра под любой образ

Летом можно позволить себе отойти от привычных классических вариантов маникюра

Cosmopolitan
«Не навредить» детям: возможно ли это? «Не навредить» детям: возможно ли это?

Как вырастить ребенка, не нанеся ему ни одной травмы

Psychologies
Максим Виторган: «Ксюша помогла мне снять оковы» Максим Виторган: «Ксюша помогла мне снять оковы»

Максим Виторган раскрыл «СтарХиту» секрет, как избегает скандалов с супругой

StarHit
Экзамен для бизнесмена: три вопроса, которые должен задать себе каждый Экзамен для бизнесмена: три вопроса, которые должен задать себе каждый

Знание ключевых метрик своего бизнеса критически важно при оценке положения дел

Forbes
Прививка или смерть Прививка или смерть

Создание эффективной вакцины против ВИЧ заняло почти 40 лет

Популярная механика
Что естественно – то и безобразно: почему женская физиология – табу Что естественно – то и безобразно: почему женская физиология – табу

Почему нам приходится скрывать от мужчин естественные физиологические моменты

Cosmopolitan
Открыть в приложении