В России запущена система выдачи электронных паспортов транспортных средств

АвтоМирАвто

ПТС стал цифровым

С 1 июля в России запущена система выдачи электронных паспортов транспортных средств – пока в экспериментальном режиме. Полноценный запуск, после которого бумажные ПТС уйдут в историю, уже неоднократно переносился – и сейчас назначен на 1 ноября 2019 года. Что изменится для водителей?

Текст Никита Варенов

Бланк ПТС содержит ограниченную информацию об автомобиле. В электронный документ планируется вносить значимые данные о машине – к примеру, информацию о пройденных ТО, о пробеге, о случившихся ДТП с указанием полученных повреждений. Это ставит под угрозу существования теневого сектора в торговле подержанными машинами

Существующий стандарт бумажных паспортов транспортного средства (ПТС) утвержден в 1993 году – тогда же сформировался весь основной пакет документов, подтверждающих право собственности и допуск к управлению автомобилем. ПТС содержит регистрационные данные и технические характеристики машины, а также информацию обо всех ее владельцах, и хранится дома у актуального собственника. Кроме того, на автомобиль оформляется свидетельство о регистрации – его необходимо иметь при себе, находясь за рулем. Также у водителя с собой обязательно должен быть полис ОСАГО. А вот диагностическую карту, на основании которой он выписывается, возить с собой нет необходимости.

Опись преимуществ

Замена бумажного носителя ПТС электронным выглядит как безусловное благо – с этим соглашаются собеседники «АвтоМира» из числа страховщиков, автодилеров и представительств автопроизводителей. Перенос всех ПТС в единый электронный реестр, во-первых, позволит обеспечить целостность и сохранность данных. Право на их внесение в систему получит широкий круг организаций, но все они будут подкреплять внесенные изменения электронной подписью. Во-вторых, бумажные ПТС за годы своего существования стали содержать существенно больше данных, однако остаются ограниченными в физическом объеме. Электронные ПТС могут содержать любой объем информации, в частности, данные об «Одобрении типа транспортного средства» (ОТТС) для сертифицированных к продаже в России автомобилей и «Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства» (СБКТС) для всех остальных. Причем вноситься в ЭПТС эти данные могут в автоматическом режиме на основании идентификационного номера (VIN) автомобиля, что позволит уйти от ошибок ручного написания, например, названий марок и моделей машин.

Производители и импортеры автомобилей ожидают, что система электронных ПТС будет окончательно отлажена и заработает не раньше осени. Пока на машины выдаются традиционные паспорта

Аварии тоже считаются

Также предполагается, что электронные ПТС будут содержать достоверные данные о значимых происшествиях с участием автомобиля, включая информацию о пройденных ТО и случившихся ДТП – с указанием произведенных работ, полученных повреждений и, например, пробега автомобиля на указанную дату. Это ставит под угрозу существование огромного теневого сектора в продаже подержанных автомобилей. Наконец, электронные паспорта транспортных средств – совместная инициатива государств-участников Евразийского экономического союза, объединяющего Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению. Единая система автомобильного учета в этих странах способна в том числе упростить жизнь импортеров – например, тех, кто собирается продавать в России автомобили белорусской сборки.

«Электронный ПТС невозможно потерять или подделать. Число собственников в нем может быть сколь угодно большим. Существенным моментом будет прозрачность истории собственников и внесение в ЭПТС дополнительных сведений – таких, например, как информация о залоге, страховании, ДТП, ремонтах и прочее», – перечислил в беседе с «АвтоМиром» преимущества новой системы директор филиала «Авилон. Воздвиженка» Ренат Тюктеев. Впрочем, он же отметил, что, хотя «плюсов у инициативы много, куда важней сделать процесс ее реализации максимально простым и понятным».

Страховка по распечатке

С внедрением пока есть трудности, впрочем, участники рынка сходятся во мнении, что они временные, и признают, что государство предпринимает существенные шаги по устранению возможных проблем.

Одна из них – необходимость предъявления бумажного ПТС при оформлении полиса ОСАГО в страховой компании, как того требует пункт 3 статьи 15 закона об ОСАГО в редакции 2002 года. В информационном письме Центробанка от 13 июля текущего года содержатся разъяснения о том, что теперь бумажный носитель может быть заменен распечаткой из существующего электронного.

Пресс-секретарь Группы «Ренессанс страхование» Анна Кочеткова рассказала «АвтоМиру», что клиентов с электронными ПТС у компании до настоящего времени нет ни по продукту ОСАГО, ни по каско.

На начальном этапе автомобильные компании, ввозящие машины из-за рубежа, столкнулись с рядом сложностей. Они связаны с тем, что не все из задействованных в процессе сторон в одинаковой степени готовы к работе с новой системой. Ожидается, что через несколько месяцев все шероховатости будут сглажены

Увидим не раньше осени

По словам Рената Тюктеева, Российский союз автостраховщиков (РСА) и АО «Электронный паспорт» (оператор проекта, входит в Госкорпорацию «Ростех») уже согласовали механизм оформления полисов ОСАГО на автомобили с ЭПТС, однако реальным опытом продаж автомобилей с оформлением ЭПТС, несмотря на запуск инициативы с 1 июля, пока не обладает ни одна дилерская группа. «Импортеры и некоторые дилеры напрямую согласовывают с Минпромторгом списки уполномоченных организаций, имеющих право работать в системе ЭПТС. Дилеры, в свою очередь, получают ключи для работы в ней», – пояснил он. По словам представителя «Авилона», первые автовладельцы с электронными ПТС появятся в России не раньше сентября.

Руководитель отдела по связям с общественностью ООО «Субару Мотор» Наталия Руденко рассказала, что электронные паспорта пока не получают и импортеры автомобилей. По ее словам, сейчас производители, ввозящие автомобили из-за рубежа, столкнулись с рядом сложностей из-за различной стадии готовности к работе с базой данных ЭПТС со стороны АО «Электронный паспорт», МВД, ФТС и дилеров. Впрочем, представитель Subaru уверена, что к ноябрю 2019 года ЭПТС будет полностью готов для полноценной работы с ним без существенного изменения бизнес-процессов для импортеров. Аналогично ситуацию описали в пресс-службах Volvo и Nissan – у последней компании есть производство в России, и для внутренних продаж ситуация существенно не отличается от импортных.

Госдума 25 июля 2018 года на пленарном заседании приняла в третьем окончательном чтении закон о регистрации транспортных средств, вводящий возможность оформления машин без посещения ГИБДД. В числе прочего законом разрешается использование электронных паспортов: если машина ставится на учет по такому документу, его бумажный аналог представлять не нужно.

Госдума приняла закон о регистрации транспортных средств, допускающий их постановку на учет без посещения ГИБДД. В нем же описана возможность использования электронных ПТС: при наличии такого документа предоставлять бумажный аналог не нужно.

Внеси и сохрани

Открытым остается вопрос хранения персональных данных в системе ЭПТС. Закон, регламентирующий порядок использования персональной информации граждан, действует в России с 2006 года. Одно среди прав, которое он дает потенциальным владельцам автомобилей с ЭПТС, есть отказ от предоставления персональных данных для внесения в документ. Это специфическая ситуация, фактически позволяющая любому завладеть транспортным средством до того, как данные о владельце будут переданы в страховую компанию при оформлении полиса ОСАГО. Злоумышленникам достаточно угнать автомобиль, оформить на него договор купли-продажи и поставить на учет в ГИБДД. Ответственность за последствия решения об отказе от предоставления персональных данных для ЭПТС в этом случае целиком ложится на собственника машины.

Закон об ОСАГО от 2002 года упоминает паспорт транспортного средства как документ, который требуется предъявить при оформлении полиса. Центробанк разъясняет, что с внедрением электронного паспорта достаточно будет предоставить страховщику его распечатку

Обмен – дело добровольное

Впрочем, полностью в небытие бумажные паспорта транспортного средства уйдут еще нескоро. Предполагается, что 1 ноября 2019 года станет днем, когда новый паспорт на физическом носителе получить станет невозможно – если, конечно, не будет очередного переноса сроков. При этом в любом случае замена ПТС на новые электронные для владельцев уже поставленных на учет автомобилей останется добровольной процедурой. По прогнозам АО «Электронный паспорт», в ближайшие 10 лет ЭПТС обзаведутся только 75% автомобилей.

Система электронных паспортов транспортного средства будет действовать не только в России. Она внедряется на всей территории Евразийского экономического союза, включающего Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию

Когда переоформление ПТС обязательно?

  • если бумажный вариант ПТС утрачен
  • если бумажный вариант ПТС пришел в негодность
  • если в ПТС не осталось места для внесения изменений

Кто будет оформлять ЭПТС?

  • Заводы-производители, выпускающие новые автомобили на территории стран Евразийского экономического союза
  • Таможенные органы для импортных автомобилей
  • Органы ГИБДД при постановке автомобиля на учет

Сколько стоит переоформление электронного ПТС?

  • 250 рублей – для автопроизводителей и уполномоченных организаций
  • 600 рублей – для граждан России

Фото: DepositPhotos/Fotodom.ru; ShutterStock/Fotodom.ru; Вадим Жернов/ТАСС; Валерий Матыцин, Петр Ковалев/ТАСС, Иван Владимиров

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цифровое кадровое решение Цифровое кадровое решение

Минтруд начнет тестировать внедрение электронного документооборота

РБК
Джонни Кока Джонни Кока

Дизайнер аксессуаров Céline возглавил Mulberry и перевернул все с ног на голову

Numéro
Еще капельку за здоровье Еще капельку за здоровье

О силе «коктейлей здоровья», которые пускают по вене врачи всего мира

L’Officiel
Душ вдвоем? О, да! 11 секретов, которые женщины хотят, чтобы ты знал Душ вдвоем? О, да! 11 секретов, которые женщины хотят, чтобы ты знал

Плотские утехи некоторые называют весьма «грязным» делом

Playboy
В потоке В потоке

Самые интересные новинки дизайна мебели и оборудования для ванных комнат

SALON-Interior
Все, чтo вы хoтели знать o церемoнии MTV VMA Все, чтo вы хoтели знать o церемoнии MTV VMA

35-я церемония вручения премии MTV Video Music Awards

Cosmopolitan
Модель пообещала свидание десяткам парней, но разыграла их (видео очевидцев) Модель пообещала свидание десяткам парней, но разыграла их (видео очевидцев)

История, которая убьет в тебе веру в человечество

Maxim
Отверженный принц Отверженный принц

Жизнь великого танцовщика и балетмейстера Сергея Лифаря

GALA Биография
Вне моды: почему не стыдно быть наемным менеджером Вне моды: почему не стыдно быть наемным менеджером

Герой нашего времени — основатель стартапа, за два-три года ставший богатым

Forbes
Партнер-психопат: как определить и почему не стоит строить отношения? Партнер-психопат: как определить и почему не стоит строить отношения?

Девушка вспоминает приемы, с помощью которых ею манипулировал бывший супруг

Psychologies
Audi Q8 Audi Q8

Audi Q8 в пустыне Атакама в Чили

Quattroruote
Porsche 911 GT3 RS Porsche 911 GT3 RS

Porsche 911 GT3 RS. Последний из фирменных могикан с атмосферным мотором

Quattroruote
Павел Воля: Павел Воля:

Простой пензенский парень Павел Воля дал эксклюзивное интервью Cosmo

Cosmopolitan
Облико морале Облико морале

Зачем люксовые бренды инвестируют в культурное наследие

Robb Report
Подземный космос Подземный космос

Что ждут от открытия пещеры «Таврида» ученые Крыма и его обитатели

Огонёк
Под гнетом роботов. Как безусловный базовый доход спасет мир от экономического кризиса Под гнетом роботов. Как безусловный базовый доход спасет мир от экономического кризиса

Как безусловный базовый доход спасет мир от экономического кризиса

Forbes
37 вещей, которые не должен делать настоящий мужчина 37 вещей, которые не должен делать настоящий мужчина

Настоящий мужчина никогда...

Maxim
5 лучших упражнений, чтобы иметь спину, как у Геракла 5 лучших упражнений, чтобы иметь спину, как у Геракла

5 лучших упражнений, чтобы иметь спину, как у Геракла

Playboy
А если подпрыгнуть в падающем лифте — поможет? Отвечают физики А если подпрыгнуть в падающем лифте — поможет? Отвечают физики

По возможности избегай лифтов без тросов

Maxim
Kia Stinger Kia Stinger

Kia Stinger. Достоин ли лифтбек встать в один ряд с именитыми «европейцами»?

Quattroruote
9 самых невероятных мастеров стрит-арта, которые снесут вам крышу 9 самых невероятных мастеров стрит-арта, которые снесут вам крышу

Эти люди создают масштабные проекты прямо на фасадах зданий

Playboy
Нужно себе позволить Нужно себе позволить

Сравнительный тест Genesis G90 и Volvo S90

АвтоМир
Юлия Ефременкова: «Для меня пример – Ксюша Бородина» Юлия Ефременкова: «Для меня пример – Ксюша Бородина»

Ведущая «Дома‑2» на ТНТ впервые об отношениях с бывшим

StarHit
Андрей Белоусов в образе «совы-стратега» Андрей Белоусов в образе «совы-стратега»

Что случится, если будет принято решение об изъятии «сверхдоходов» у металлургов

СНОБ
Навстречу ветру Навстречу ветру

Каким водителем считает себя актриса Равшана Куркова

OK!
Пенсионный разброд Пенсионный разброд

Власти не говорят о масштабной реформе и создании единой пенсионной системы

Огонёк
11 криминальных драм, основанных на реальных событиях 11 криминальных драм, основанных на реальных событиях

Фильмы, действительно основанные на реальных событиях

Maxim
Осторожнее, британцы! Осторожнее, британцы!

У главного британского внедорожника появится преемник в 2019-м

Quattroruote
Загорела на работе: женщины, работающие на Ибице Загорела на работе: женщины, работающие на Ибице

Каково на Ибице живется женщинам, которые приезжают сюда зарабатывать

Cosmopolitan
Ожоги и раны Ожоги и раны

Как лечить раны и ожоги правильно

Maxim
Открыть в приложении