Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

АвтоМирАвто

Правила для скутеров

Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

Текст Алексей Лучников

С проблемой «микромобильности» столкнулись и другие страны, в некоторых из них такой вид транспорта просто запретили

Продолжая начатую в прошлом номере тему двухколесного транспорта, не получится игнорировать и появление на дорогах всевозможных электрогаджетов, служащих для индивидуального передвижения. В первую очередь это электросамокаты, электробайки, моноколеса, гироскутеры и прочие достижения китайской промышленности. И если раньше они были исключительно средством проведения досуга, распространяясь по паркам и дворовым территориям, то теперь выплескиваются на улицы городов. Способствуют этому и власти, развивая прокат.

В чем опасность?

Только за прошлый год с участием такого транспорта произошло 40 дорожно-транспортных происшествий. Обошлось, к счастью, без смертельных случаев, но травмы были зафиксированы у 39 участников движения, главным образом, пользователей. Это не удивляет, ведь при наличии возможности развить приличную скорость устойчивость на одном-двух колесах невелика, а средства защиты практически не используются. К слову, у подобных происшествий высока латентность, так как основная масса инцидентов либо не регистрируется вообще, либо проходит у медиков как несчастный случай. Причина в том, что часто они происходят вне дорог общего пользования – все в тех же парках, дворах, на тротуарах, а значит, не попадают в официальную статистику, по которой отчитывается ГИБДД. Подливают масла в огонь и местные кулибины, путем перепрошивки блока управления разгоняющие колесные гаджеты до вполне себе автомобильных скоростей. Подтверждение в виде роликов с самокатами, мчащимися по многополосным магистралям со скоростью за 50 км/ч, нетрудно найти на популярных видеохостингах. Что можно со всем этим сделать?

Реальное количество ДТП с участием электротранспорта превышает официальную статистику в разы

А как же ПДД?

На первый взгляд, напрашиваются поправки в Правила дорожного движения, которые позволили бы четко прописать, как использовать подобные средства передвижения в процессе дорожного движения. Многие, кстати, не догадываются, что частично эти вопросы уже урегулированы. Ведь два или три колеса и мощность электромотора более 250 Вт автоматически приравнивают «игрушку» к мопедам со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно запретом двигаться по пешеходной инфраструктуре, необходимостью иметь водительское удостоверение, как минимум, категории «М», а также риском лишиться его (не только «М», но и любого другого, если его наличие будет установлено) за грубые нарушения ПДД, включая, например, управление в состоянии опьянения. Да-да, за езду на электросамокате после бутылочки пива запросто можно на 1,5 – 2 года перейти в статус пользователя общественного транспорта или того же самоката, но приводимого в движение по старинке – толчковой ногой наездника! Незадачливого ездока еще и оштрафуют на отнюдь не символические 30 тысяч рублей.

Но что делать с моноколесами, гироскутерами, сегвеями и прочими средствами, которые в ПДД как самостоятельный вид транспорта никак не обозначены? ГИБДД пока приравнивает их к пешеходам, то есть де-юре их правовой статус все же определен, а порядок движения установлен в ПДД. Соответственно и спрос за нарушения с них как с безлошадных. Увы, но ограничиться этим не получится, ведь для пешехода, передвигающегося со скоростью 20-30 км/ч, все же нужны какие-то рамки. На тротуаре он может травмировать других, выезжая на проезжую часть, – стать полной неожиданностью для водителей. Установить правила не так просто ввиду отсутствия вразумительной классификации колесных гаджетов. Даже если ее удастся сформулировать (допустим, разделив электротранспорт по конструктивным особенностям, включая количество и расположение колес или наличие устройства самобалансирования, тягово-скоростным характеристикам), следом возникает проблема контроля. Ведь в отличие от автомобиля или мотоцикла, подобные средства не сертифицируются, документы на них не выдаются, в госорганах они не регистрируются, а значит, узнать, какими именно характеристиками обладает тот или иной транспорт, практически невозможно. Но даже если такую возможность удастся реализовать, например, путем законодательного регулирования их обращения на территории нашей страны (введение правил ввоза, продажи, проката), совершенно не ясно, как осуществлять контроль за внесением в их конструкцию изменений. Как бы там ни было, в ближайшие год-два поправки в Правила дорожного движения, касающиеся пользователей персонального электротранспорта, появятся. Но вот решит ли это проблему, покажет время.

Власти намерены внести поправки в ПДД для «водителей» гироскутеров и электросамокатов

Без обязательств

В мире проблема так называемой «микромобильности» известна уже не первый год. Столкнувшись с аварийностью с участием этой категории участников движения, в условиях отсутствия единых международных правил власти пошли разными путями: от игнорирования этой категории участников дорожного движения до полного запрета на использование сегвеев, электросамокатов и прочего на улицах городов. Например, в Великобритании им запретили передвигаться на общественных пространствах. В Дании (?) сегвеи приравняли к велосипедам, разрешив пользоваться соответствующей инфраструктурой. В Германии на дорогах официально разрешено использовать лишь крупные сегвеи, причем для этого они должны быть зарегистрированы, а пользователь – иметь права. Более последовательно действует Франция, где с осени 2019 года движение электротранспорта регламентируется достаточно четко: от ограничений скорости 25 км/ч до пользования защитными шлемами. Когда очередь дойдет и до нашей страны, по всей видимости, «изобретать велосипед» не потребуется, а надо будет воспользоваться уже имеющимся зарубежным опытом.

Регистрировать электротранспорт пока что не требуется. Но скоро это может измениться

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; jivchik83/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вояж на батарейках Вояж на батарейках

Долго ли нам осталось ждать пришествия электрической авиации?

Популярная механика
Драгоценности Драгоценности

Драгоценности из коллекций высокого ювелирного искусства как арт-объекты

Robb Report
Упал, очнулся – небоскреб! Упал, очнулся – небоскреб!

В Азербайджане есть чем заняться автомобильному туристу

АвтоМир
Как Джеймс Джеббиа, основатель Supreme, создал бренд — феномен современной моды Как Джеймс Джеббиа, основатель Supreme, создал бренд — феномен современной моды

Как основателю Supreme удалось предугадать массовое увлечение стритвиром

Esquire
Renault Arkana. В военкомате не ждут Renault Arkana. В военкомате не ждут

Новый автомобиль повышенной проходимости от Renault

АвтоМир
Новый тренд на подходе: инстаграмеры фотографируются в мусоре (не просто так) Новый тренд на подходе: инстаграмеры фотографируются в мусоре (не просто так)

Инстаграмеры показывают, какое нас ждет будущее

Playboy
Руководство по веселью для джентльмена Руководство по веселью для джентльмена

Тип вечеринок под грифом Playboy-level нуждается в тщательной подготовке

Playboy
Душа нараспашку Душа нараспашку

Открываем для себя Албанию – прекрасную страну на Балканском полуострове

Лиза
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Глава ЦБ отказалась разрешить всем подряд покупать акции Apple и Google Глава ЦБ отказалась разрешить всем подряд покупать акции Apple и Google

Брокеры попросили регулятор разрешить инвесторам покупать иностранные акции

Forbes
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Мини-печь: альтернатива духовке Мини-печь: альтернатива духовке

Сегодня расскажем, что такое ростер, он же мини-печь

CHIP
Тонкий момент Тонкий момент

Модель и дизайнер Татьяна Корсакова о ненависти к худым девушкам в соцсетях

Tatler
Темная история Джеффри Эпштейна. Что стоит за богатством миллионера, обвиненного в сексуальных преступлениях Темная история Джеффри Эпштейна. Что стоит за богатством миллионера, обвиненного в сексуальных преступлениях

История Джеффри Эпштейна — бизнесмена, который обвиняется в торговле людьми

Forbes
Отрывок из книги Дэвида Дарлинга и Агниджо Банерджи «Эта странная математика» Отрывок из книги Дэвида Дарлинга и Агниджо Банерджи «Эта странная математика»

Парадокс и его магия

СНОБ
Брэд Питт: «Важно сохранять в себе жажду жизни» Брэд Питт: «Важно сохранять в себе жажду жизни»

Брэд Питт – о новом фильме Тарантино «Однажды... в Голливуде»

Cosmopolitan
Электрический сноуборд Электрический сноуборд

Настало время познакомиться с модным зеленым сноубордом ELIQ на электротяге

Популярная механика
Игра в догонялки Игра в догонялки

Новый кроссовер Haval почти догнал своих именитых конкурентов

АвтоМир
«П» – значит победа «П» – значит победа

Полина Гагарина привыкла бороться до последнего

Cosmopolitan
Их выбор: почему все еще одиноки Крид, Билан, Лобода и другие артисты Их выбор: почему все еще одиноки Крид, Билан, Лобода и другие артисты

Звезды из нашей подборки не торопятся заводить серьезные отношения

Cosmopolitan
6 сериалов и фильмов, которые нужно смотреть в июле 6 сериалов и фильмов, которые нужно смотреть в июле

Интересные релизы сериалов и фильмов

Esquire
Медицинский гипермаркет дочери президента: Русская служба Би-би-си рассказала о бизнесе Марии Воронцовой Медицинский гипермаркет дочери президента: Русская служба Би-би-си рассказала о бизнесе Марии Воронцовой

Старшая дочь Путина оказалась совладелицей компании «Новая медицинская компания»

Forbes
«Коммерсантъ» назвал владельцев 140 млн рублей, в похищении которых заподозрили сотрудников ФСБ «Коммерсантъ» назвал владельцев 140 млн рублей, в похищении которых заподозрили сотрудников ФСБ

Похищенные сотрудниками ФСБ деньги принадлежали бизнесменам из КНР

Forbes
Большие дела. Chrysler Pacifica против VW Multivan Большие дела. Chrysler Pacifica против VW Multivan

Chrysler Pacifica, как осколок некогда огромной империи американского бренда

РБК
Мазда Адли: Стресс в большом городе, или Как оставаться счастливым в мегаполисе Мазда Адли: Стресс в большом городе, или Как оставаться счастливым в мегаполисе

Как жизнь в мегаполисе влияет на наше ментальное здоровье

СНОБ
Девочка с Севера Девочка с Севера

Софи Тернер призналась, что перед свадьбой запаниковала и почти бросила жениха

StarHit
Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне Сказка о геологе Джеке Шмитте, который стал астронавтом и побывал на Луне

Рассказы о науке

Наука и жизнь
Британский хитмейкер Эд Ширан с новым проектом покоряет Apple Music Британский хитмейкер Эд Ширан с новым проектом покоряет Apple Music

Эд Ширан представил музыкальный проект «No.6 Collaborations Project»

Cosmopolitan
Буйная растительность Буйная растительность

Хищные растения — безжалостные убийцы и жертвы тяжелых жизненных обстоятельств

Вокруг света
Осторожно, горячо! «Яндекс.Еда» и Delivery Club нашли новый рынок объемом в миллиарды рублей Осторожно, горячо! «Яндекс.Еда» и Delivery Club нашли новый рынок объемом в миллиарды рублей

Агрегаторы приучили к круглосуточной доставке широкого ассортимента продуктов

Forbes
Открыть в приложении