В России появятся экспериментальные знаки, которые противоречат привычным

АвтоМирОбщество

Опасные опыты

В России будут применяться экспериментальные знаки, которые противоречат привычным. Как в этой ситуации быть водителям и пешеходам?

Текст: Алексей Лучников

Уже с 1 мая вступил в силу новый национальный стандарт ГОСТ Р 58398-2019 «Экспериментальные технические средства организации дорожного движения. Типоразмеры дорожных знаков. Виды и правила применения дополнительных дорожных знаков. Общие положения». В медиапространстве эта новость была подана как победа столичного правительства над ГИБДД, мол, «продавили» все-таки применение уменьшенных дорожных знаков. Но если бы дело было только в размере знаков…

Немного истории. Новый стандарт трансформировался из принятого полтора года назад предварительного национального стандарта – обычно такие документы принимаются для экспериментальной проверки новых технологий. Разработан он был проектным техническим комитетом, сформированным небезызвестным экспертным центром Probok.net. Помимо знаков меньшего размера, в нем есть и другие нововведения, включая целый набор «гибридных» знаков, совмещающих на одной табличке по два-три разных знака (например, вызывающее улыбку обозначение платной парковки в виде символа «₽» вместо буквы «Р»). Уменьшая не только размер знаков, но и их количество, разработчики пошли навстречу пожеланиям столичных властей об избавлении от «визуального мусора».

Еще одна идея, которую неоднократно зарубали представители МВД, Минтранса и экспертного сообщества о разрешении поворота направо на красный сигнал светофора, тоже нашла отражение в стандарте. Как говорится, не мытьем, так катаньем.

Замена одних знаков на другие – отличный способ потратить лишние деньги из бюджета, при том, что на безопасность обновление если и повлияет, то в худшую сторону

Безопасность? Это вряд ли

На самом деле принятие нового стандарта спутало карты не только владельцам дорог, ответственным за организацию дорожного движения, но и его рядовым участникам. Наряду с экспериментальными будут действовать и общепринятые знаки, требования к которым и правилам их применения закреплены в национальных стандартах ГОСТ Р 52290-2004 и 52289-2004 соответственно (кстати, они в настоящее время перерабатываются, и там тоже заложена идея об уменьшении размеров знаков), а также в Правилах дорожного движения.

Стандарт на экспериментальные знаки вступает в противоречие с действующими нормативными актами. Это означает, что применение новых средств организации дорожного движения способно запутать и водителей, и пешеходов. Понятное дело, что их безопасность от этого, как минимум, не выиграет.

В случае же, например, поворота направо на красный сигнал светофора, о возможности которого предупреждает табличка с зеленой стрелкой, водителей будут просто-напросто штрафовать, так как ни в Правилах дорожного движения, ни в Кодексе об административных правонарушениях ни о каких экспериментальных знаках нет ни слова. Произойдет ДТП – крайним тоже окажется водитель, поехавший на запрещающий сигнал.

Стоит ли говорить о том, что новые знаки, равно как и поворот на красный противоречат международным обязательствам России, закрепленным, главным образом, Конвенцией 1968 года о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах? Уже одного этого достаточно, чтобы обжаловать новый стандарт в Верховном суде.

Дорожникам тоже придется долго думать, прежде чем применять экспериментальные знаки. Конечно, они могут отказаться от применения ГОСТа. Но в некоторых регионах (та же Москва) власти не боятся экспериментов и могут продавливать установку знаков. Как ослушаться своего работодателя?

При этом надо быть готовым к санкциям со стороны дорожной полиции (она не подчиняется региональным властям), которая призвана следить за соответствием организации дорожного движения установленным правилам. Обнаружены противоречия – получите огромный штраф. Скажем, за применение уменьшенных знаков московский Центр организации дорожного движения был оштрафован судом с подачи столичной же Госавтоинспекцией на 200 тысяч рублей.

Федеральные власти полны решимости оспорить принятие нового национального стандарта. Благо, оснований для этого хоть отбавляй. Будем надеяться, что эти усилия увенчаются успехом, и на российских дорогах порядка станет больше.

Дорожникам придется долго думать, прежде чем применять экспериментальные уменьшенные знаки. Да, городские власти могут их хотеть, но ГИБДД вряд ли согласует...

Зеленый для красного

О возможности разрешить поворот направо на красный сигнал светофора заговорили несколько лет назад. Несмотря на то, что обыватель относится к этой идее благосклонно, она не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд. К этому выводу пришли специалисты МВД, Минтранса и других заинтересованных ведомств по итогам анализа предложения общественников. Вывод чиновников единодушно поддержало и академическое сообщество из разных регионов – от Санкт-Петербурга до Новосибирска. Формальное основание – противоречие международному праву, которое, как известно из Конституции, превалирует над национальными положениями. Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 года предписывает на красный стоять без каких бы то ни было оговорок. Фактически же такое нововведение, если оно будет реализовано в Правилах дорожного движения, повлечет создание реальной опасности для водителей и пешеходов, которые могут оказаться на пути решившего проехать на красный. Авторы идеи раздраженно машут рукой в адрес чиновников-ретроградов. Дескать, в мире это успешно работает и никто не жалуется. Но это лукавство! На самом деле страны, где подобная норма применяется, можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем безоблачной ее тоже назвать нельзя, так как проблемы возникают регулярно. Пожелаем правительству мудрости воздержанности от необдуманных решений.

Фото: Ведяшкин Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; Александр Шумский/«Экспертный центр Probok.net»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бесправные за рулем Бесправные за рулем

Многие садятся за руль без главного шоферского документа. Что им грозит?

АвтоМир
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Во всем мире Во всем мире

Новое солнце Абу-Даби, индийская встреча на орбите и другие события мира

Знание – сила
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Табаковы Табаковы

Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историй
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать Антиоксиданты: зачем они нужны и где их искать

Какие продукты стоит внести в меню, чтобы поддерживать тело в тонусе?

Правила жизни
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
По времени и пространству По времени и пространству

Добавляем пять книжных путешествий в летний ритм жизни

Seasons of life
Зерно тщеславия Зерно тщеславия

Как провалились американские санкции против СССР

Деньги
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Малыми силами Малыми силами

Автомобильная экзотика: Urban Hopper Twin и Mini Pickup Twin Kipper

Автопилот
Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур» Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур»

Какое влияние стимулирование креативных индустрий оказывает на экономику

Ведомости
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Нежаркие тропики Нежаркие тропики

Визуальным кодом квартиры стали зелёные оттенки и тропические принты

Идеи Вашего Дома
Музыкальный класс Музыкальный класс

Многое в концертной жизни впервые произошло в Филармоническом обществе

СНОБ
Один + один Один + один

Как на улочках Байрру-Алту живет и принимает гостей арт-проект Oficina Marques

Seasons of life
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина

Режиссер Алексей Мартынов — о необходимости в какой-то момент опираться на себя

РБК
Сказка джунглей Сказка джунглей

Как создать в своей квартире тропическую атмосферу

Лиза
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Попасть в настоящее кино Попасть в настоящее кино

Новый кинопарк «Москино» — центр съемок и место притяжения туристов

Отдых в России
Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей

Как сформировать цифровой след, который читают нейросети

Forbes
Открыть в приложении