Никаких «Фокусов»
Ford уходит из России со всей легковой линейкой. Продавать будут только коммерческий Transit, а заводы в Ленобласти и Татарстане закроют. Объясняем, чем все это чревато для автовладельцев и будут ли сейчас скидки на машины американской марки
Уже к концу июня закроются два предприятия Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завод двигателей в ОЭЗ «Алабуга» в Елабуге. Сейчас американский бренд продает у нас Fiesta, Focus, Mondeo, EcoSport, Kuga и Explorer. Вместо них компания сконцентрируется на фургонах Ford Transit. Их продолжат собирать на мощностях компании в Елабуге.
Решение компания назвала весьма сложным, но необходимым для возврата к прибыльности в краткосрочной перспективе и повышения эффективности инвестиций в условиях сложной ситуации на рынке. Новая стратегия Ford по всему миру предполагает выход из убыточных сегментов – а таким был для марки и российский рынок легковых автомобилей.
Скидки до сентября
Продажи легковых автомобилей Ford продолжатся до сентября 2019 года, ожидаемо объявлена распродажа. Правда, скидки включают себя условия различных программ – от государственных по стимулированию спроса до кредитных. Цены на седаны, хэтчбеки и универсалы Focus, а также на среднеразмерные кроссоверы Kuga снижены на 175 тыс. рублей, цена Explorer – на 400 тыс. рублей во всех комплектациях, а компактные седаны и хэтчбеки Ford Fiesta подешевели на 75 тыс. рублей.
Дилеры марки отреагировали на новости болезненно: они раскритиковали руководство Ford за маркетинговые просчеты и признались, что далеко не все дистрибьюторы заинтересованы в продаже коммерческого транспорта. Глава российской ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев заявил «АвтоМиру», что в России у автомобилей марки было хорошее будущее и они могли бы пользоваться высоким спросом. Однако резкое повышение цен на фоне демпингующих конкурентов лишило Ford главного преимущества.
«Эти автомобили всегда считались надежными и доступными – достаточно посмотреть на объемы Ford Focus, – сказал Мосеев. – Но планка выросла слишком быстро, клиент оказался к этому просто не готов. Получилось слегка оттянутое повторение сценария General Motors, из-за которого бренд быстро скатился по продажам. Чтобы продолжать работать в России и получать при этом господдержку, как основные конкуренты, Ford нужно было продолжить инвестиции и подписывать специнвестконтракт. Но их новая стратегия не предполагает дополнительных расходов, нужна только прибыль».
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году марка продала 65 966 автомобилей, в 2015 – 38 607, в 2016 – 42 528, в 2017 – 50 360, а в 2018 – 53 234. В январе и феврале нынешнего года Ford начал резко падать, продав 1 740 и 2428 своих автомобилей – это почти в два раза меньше по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года.
Директор филиала «Авилон Ford» Михаил Жмаков считает, что марка совсем немного не дотерпела до того момента, как все конкуренты стали заметно поднимать цены. «Именно сейчас масс-бренды, которые всегда считались в России доступными, достигли примерно того уровня цен, что были у Ford, – сказал Жмаков «АвтоМиру». – Решающими в этом плане стали 2017–2018 гг. Нужно было подстроиться, может быть, выпустить более доступный продукт».
А дилеры не откажутся?
Президент РОАД Олег Мосеев прогнозирует, что большая часть дилеров откажется от сотрудничества с Ford. «В центральных регионах продавать коммерческий транспорт выгодно, но в регионах это будет не интересно. Останутся только дилеры, которых интересует оказание сервисных услуг: многие с радостью воспользуются этой возможностью. Здесь также сработает знакомая по ситуации с GM схема – когда Opel ушел, никаких жалоб на проблемы с обслуживанием не было».
Работы дилерам хватит, ведь марка Ford считается одним из лидеров на вторичном рынке. Как подсчитали в аналитическом агентстве «Автостат», сейчас по всей России ездит 1,39 млн. легковушек Ford – 3,2% от общего количества автомобилей в сегменте. Самой популярной моделью ожидаемо стал любимый в России Focus (737,2 тыс. ед.), на втором месте оказался Mondeo (140 тыс. ед.), а на третьем – Fusion (118,2 тыс. ед.).
Не только экономика
Глава «Автостата» Сергей Целиков считает, что уход марки не окажет серьезного влияния на рынок. То, что Ford покидает РФ, однако, помимо экономического имеет и социальное значение. Закрытие заводов приведет к сокращению сотрудников. Так, и в Ленинградской области, и в Татарстане, работает не менее 2 тыс. человек. Их компания планирует сократить по программе добровольного увольнения с выплатой компенсаций. Во время предыдущей волны сокращений, которая накрыла предприятие в 2014 году, примерно 700 человек уже лишились работы – им выплатили по четырепять ежемесячных окладов. Однако на этот раз профсоюз намерен добиться выплат, сопоставимых с теми, кто марка предлагает своим европейским сотрудникам. Как рассказали «АвтоМиру» в Межрегиональном профсоюзе «Рабочая ассоциация», рабочие требуют 24 оклада, поскольку найти достойную работу в регионе с сопоставимой зарплатой практически невозможно. Автомобили будут собирать до июля – профсоюз намерен использовать это как один из рычагов давления. Переговоры рабочих и руководства Ford будут продолжаться весь апрель.
Кстати
Чтобы успокоить автовладельцев, в Ford уточнили, что все обязательства по гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию будут выполняться в полном объеме: как по реализованным ранее автомобилям, так и по проданным в будущем. Марка пообещала сохранить присутствие официальных дилеров и сервисных станций Ford во всех ключевых регионах РФ. Всего в настоящее время в стране работает 109 дистрибьюторов марки, из них 19 – в Москве.
24 оклада требуют рабочие Ford как компенсацию за увольнение
Фото: Ford; ShutterStock/Fotodom.ru; Вячеслав Крылов
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl