Не спать
Ученые доказали, что главными виновниками наступления сна за рулем являются дороги
Cогласитесь, в дальней дороге вас частенько клонит в сон за рулем даже в том случае, если накануне путешествия вы изрядно выспались. Монотонное движение, набегающее дорожное полотно, однообразный шумовой фон… Кажется, что все усыпляющие факторы нам хорошо известны. Как бы не так! Оказалось, что главной убаюкивающей причиной выступает ее величество Дорога. А точнее, эффект, возникающий при соприкосновении с дорогой вашего автомобиля.
Проблемой озаботились австралийцы из королевского технологического университета в Мельбурне. Они уверены, что главной причиной сна за рулем является естественная низкочастотная вибрация. В университете провели специальный эксперимент, участие в котором приняли 15 человек. Добровольцев усадили за импровизированный руль – специально созданный симулятор автомобиля, имитирующий монотонное движение по двухполосной трассе. Часть испытуемых подверглась низкочастотным вибрациям (4-7 герц), оставшиеся «ехали» в иных режимах. Ученые следили не только за поведением всех испытателей, но и за их сердечными ритмами. Так вот, подверженные вибрациям подопытные «поплыли» уже через 15 минут: начали зевать, испытывать сонливость и потерю внимания. Через 30 минут такой «поездки» степень сонливости и утомленности была уже на порядок выше. А через час, судя по их сердечному ритму, люди начали постепенно погружаться в сон.
Ученые зафиксировали, что из-за усталости, вызванной такой вибрацией, выполнять простые умственные задачи для испытуемых оказалось сложнее. При этом вибрации на других частотах имели противоположный эффект и, напротив, делали людей бодрее. Ну а выводы – что нужно делать за рулем, чтобы не заснуть – нам предлагают сделать самостоятельно.
Вы засыпаете:
- 1. Резь в глазах, частое моргание, снижение остроты зрения, потеря периферийного зрения;
- 2. Нет интереса к зеркалам заднего вида;
- 3. Эй, не тормози слишком резко! Лоб разобьешь;
- 4. Не можете вспомнить, какая песня только что звучала из динамиков?
- 5. Забыли, что всего несколько секунд назад проехали заправку;
- 6. Зачем этот «олень» врубил дальний? Слепит же! (Хотя «олень» ничего не врубал);
- 7. Переключать передачи? Поворотники… Вздор…
- 8. Черт, я на встречке?!!!
Спички в глаза
Лучшая профилактика – полноценный сон накануне. Перед путешествием, да и по ходу, не стоит переедать. Пейте в дороге чаще – появится лишний повод тормознуть у туалета. Самый действенный способ победить сон – сдаться добровольно и полчаса поспать в кармане на парковке. Два-три часа за рулем вам будет гарантировано. Помогает умывание холодной водой и разминка, чтобы разогнать кровь. Воду можно заменить изотоническим напитком (например, сок пополам с водой). Помогает кофе, но не злоупотребляйте. От энергетиков лучше держаться подальше. Они действуют не на каждого, да и вспышка активности от них кратковременная. Рекомендуем жевать. Мятную жвачку, сушки, легкое печенье, орехи, фрукты. Многие советуют цитрусовые. Их запах бодрит. Помогает, кстати, несколько ломтиков горького шоколада. Слушайте музыку, болтайте с пассажирами, сыграйте в города, наконец. И обязательно выключите кондиционер. В салон должен поступать свежий забортный воздух. Усугубляют сонливое состояние тяжелые запахи: курение, ароматизаторы в салоне, парфюм.
Пассажиру
Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Чем водитель более бывалый, тем быстрее он засыпает за рулем и тем сложнее распознать его «отключку» со стороны – гласит народная мудрость. Настоящие профи, говорят, во сне могут преодолевать километры трассы, при этом еще курить и что-нибудь жевать. И все же поднимаем тревогу, когда водитель в разговоре перестает отвечать на вопросы, смотрит в одну точку, часто моргает, трет глаза, перестает пользоваться коробкой передач и поворотниками, а ночью не переключает дальний свет. Наличие на дороге разделительной линии ясно даст понять пассажирам, способен ли их водитель держать полосу.
Светлое будущее
ИЗ ТОБОЛЬСКА В ТОМСК. Минтранс одобрил инициативу руководства Омской области по строительству дороги «Тобольск – Тара – Томск» через северные районы региона. Новый круглогодичный транспортный коридор между Тюменской, Новосибирской и Томской областями, где с дорогами туго, точно не помешает. Сегодня это направление актуально только зимой, летом по ряду участков не дает двигаться отсутствие асфальта. Проект обсуждали в Омске с главой Минтранса Евгением Дитрихом. Протяженность дороги изрядная – 1200 км, больше трети – 430 км – приходится на Омскую область. И только сюда, дорогу нужно строить почти с нуля, потребуются инвестиции порядка 18,3 млрд рублей. Стоимость трассы целиком пока не сообщается, хотя ее скоро планируют включить в Стратегию пространственного развития РФ. Министр денег не обещал, но заявил, что проект можно реализовать на условиях концессии.
ЦЕМДОЛИНА – ПОРТОВАЯ. Избавить центр Новороссийска от пробок и транзитного грузового транспорта намерены власти Краснодарского края путем постройки новой скоростной магистрали в обход центра города. Недешевый проект намерены реализовать с помощью механизма государственно-частного партнерства. По сути, дорога станет новым 10-километровым участком трассы М-4 «Дон» (с 1542 по 1552 км). Проект новой трассы, как утверждают в администрации Краснодарского края, уже разработан. Он предусматривает, что «Цемдолина – Портовая» получит четыре полосы, за счет чего обеспечит движение транспорта до морского порта и выход на Портовую и Магистральную улицы в обход существующих дорог.
«КОЛА» Р-21. Подрядчика, способного реконструировать участок трассы Р-21 «Кола» с 51 по 68 км за 12 млрд рублей, искали долго. Сумма, видимо, была маловата. Но один все же нашелся. Именно с ним ФКУ Упрдор «Северо-Запад» и намерен заключить контракт. В отсутствии прочих претендентов правила торгов госзаказами позволяют привлекать единственного желающего, которым в данном случае и стала компания АО «ВАД». Ей предстоит реконструировать 17-километровый участок трассы за 12 млрд 41 млн 870 тыс. 909 рублей. За эту сумму до конца 2021 года подрядчику надлежит заменить дорожное покрытие, нанести разметку, переустроить несколько газопроводов и возвести несколько автобусных остановок.
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Интересно, что чувствует губернатор области, а тем более его врио, когда просит денег на дороги у президента? Осведомиться об этом сегодня можно у Станислава Воскресенского – врио губернатора Ивановской области. Совсем недавно на встрече с Путиным он попросил помощи федерального бюджета на ремонт дороги между Иваново и Нижним Новгородом. У региона таких денег нет. Дорога проходит через города Палех и Шуя, а губернатор планирует развивать туризм. Другим перспективным и важным дорожным объектом Воскресенский назвал Восточный обход Иваново, который даст «задышать городу по-другому». Кстати, уже в этом году завершается строительство Западного обхода Иваново.
НОВАЯ МОСКВА. Дорожная стройка, начатая в 2015 году к юго-западу от столичного МКАДа, достигла промежуточного результата. В конце июня мэр Москвы Собянин открывал трассу «город Московский – Южное Бутово», которая растянулась на 19,6 км от Московского через деревню Сосенки, где пересекает Калужское шоссе, деревню Ямонтово и аэропорт Остафьево к Южному Бутово. Вдоль дороги обустроены дублеры и съезды, сделаны пешеходные тротуары, установлено 33 остановки, 30 светофоров, освещение, смонтированы акустические экраны. Осенью мэр обещал открытие следующего участка – «Московский – Солнцево», а до конца 2021 года скоростную дорогу продлят на юг до Видного. Так власти намерены серьезно разгрузить МКАД и увеличить транспортную доступность массивных жилых кварталов в Коммунарке.
Фото: Africa Studio, stanislav_uvarov/Fotolia.com; ФКУ «Сибуправтодор»; Пресс-служба администрации Краснодарского края; ФДА «Росавтодор»; Администрация Президента России; Портал Новомосковского административного округа
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl