Через несколько десятилетий мегаполисы будут разительно отличаться от нынешних

АвтоМирАвто

Репортаж

Между прошлым и будущим

Городская инфраструктура и способы коммуникации стремительно эволюционируют. Специалисты Bosch уверены, что через несколько десятилетий мегаполисы и их транспортные системы будут разительно отличаться от нынешних. Поэтому в немецкой фирме энергично работают на перспективу, но в то же время усердно совершенствуют технику настоящего

Технический семинар крупнейшего мирового производителя автомобильных систем и компонентов проходил под девизом Bosch Mobility Experience. И хотя слово experience на английском языке означает опыт, который, как известно, приходит с годами, немцы немалую часть презентации посвятили пусть не далекому, но пока еще не наступившему будущему. Как считают специалисты, в глобальном масштабе все катится к тому, что уже в 2030 году на нашей планете будет как минимум 41 город-гигант с населением более 10 миллионов человек в каждом. А еще через 20 лет в мегаполисах будут проживать более 6 млрд человек – вдвое больше, чем сегодня. То есть на ограниченном пространстве будет очень много и людей, и машин. И если все продолжат жить по нынешним правилам, то с огромной долей вероятности застрянут в одной большой пробке и задохнутся от смога.

Чтобы этого не произошло, в Bosch уже сегодня разработали 14 пилотных проектов, укладывающихся в концепцию smart city (умный город), подразумевающую среди прочего удобную и экологически чистую транспортную систему. К примеру, в Берлине и Париже компания Bosch организовала сервисы общего пользования электрическими скутерами собственного производства. Жителям Сан-Франциско доступно мобильное приложение, позволяющее полностью спланировать перемещение по городу, включая пересадки с одно вида транспорта на другой и быть в курсе всех значимых событий, происходящих поблизости. В общем, цифровые технологии сделают нашу жизнь легче, а электрические средства передвижения – чище.

Мобильное приложение по планированию и организации поездок – только один из элементов концепции smart city

Электричество vs солярка

Количество электромобилей будет расти, от такой перспективы уже не отвертишься. Предположительно, к 2025 году на дорогах появятся 20 миллионов новых машин с гибридными и электрическими силовыми установками. Однако основу мирового автопарка по-прежнему будут составлять машины с двигателями внутреннего сгорания. Их предположительный тираж составит 85 миллионов, ибо достойной альтернативы им пока нет.

В сервисе общего пользования COUP на сегодняшний день 1600 электрических скутеров. Этот альтернативный вид транспорта работает в Берлине и Париже. Стоимость проката в немецкой столице – 3 евро за 30 минут
Так выглядит компактный прибор (PEMS) для измерения вредных выбросов в реальных ездовых условиях. Цена этого ящичка порядка 120 евро
Состоящий на службе Deutsche Post электрический фургончик построен на агрегатах Bosch. Максимальная мощность грузовичка – 75 кВт. Заявленный запас хода – 80 км. Заряжается от электросети с напряжением 230 В

По словам руководителя отдела исследований технологий аккумуляторных батарей доктора Торстена Окса, для того чтобы аккумуляторы получили более широкое применение в автомобилях компактного и среднего классов, нужно снизить их вес до 190 кг, а запас энергии увеличить до 50 кВтч. Сегодня батареи при массе 230 кг выдают от 18 до 30 кВтч. Желательно еще сократить время зарядки до 15 минут. Инженеры пока не нашли решения этих задач, тем не менее к 2020 году немецкая фирма обещает технологии, позволяющее существенно снизить стоимость батарей. Эта одна сторона медали, но есть и другая.

Система предупреждения столкновений при повороте налево с пересечением встречной полосы движения – уже готовый продукт. Такая опция есть на Audi Q7
Наряду с домом и офисом автономный автомобиль будет представлять собой еще одно жилое пространство со всевозможными интернет-сервисами

На сегодняшний день Bosch заключила с автомобильными фирмами 300 контрактов на проведение измерений количества вредных выбросов в реальных условиях. Речь идет о новых нормах и методике (RDE – real driving emissions) контроля токсичности отработавших газов, вступающих в силу с 1 сентября 2017 года. Новыми правилами установлено, что наряду с лабораторными тестами, токсичность каждой выходящей на рынок новой модели должна быть измерена на городских (до 60 км/ч), сельских (60-90 км/ч) и скоростных (90-145 км/ч) дорогах. Для прохождения каждого участка (минимум 16 км) отводится ровно треть от общего времени (90-120 минут). Полученные результат по выбросам сравниваются с лабораторными и до 2020 года они не должны превышать последние более чем в 2,1 раза. После чего коэффициент соответствия будет снижен до 1,5.

Еще одно готовое решение Bosch – управление парковкой автомобиля с помощью установленного в смартфоне приложения
Компактная и легкая 48-вольтная батарея может служить как элементом гибридной силовой установки, так и источником питания для электрического мотора компактного автомобиля или скутера

Немецкая компания всецело поддерживает введение новой методики не только потому, что ее внедрение предоставит покупателям автомобилей более честные цифры выбросов, но еще позволит инструментально доказать, что современные дизельные моторы, для которых Bosch выпускает большой спектр компонентов, вовсе не так страшны для окружающей среды, как многие себе это представляют. Решение властей Парижа, Мадрида, Афин и Мехико ввести с 2025 года запрет на дизельные машины в немецкой фирме комментируют со скептицизмом. Работающие на тяжелом топливе моторы на 25% экономичнее бензиновых, а применение фильтров твердых частиц вполне позволяет выдерживать самые строгие нормы токсичности «Евро 6». Причем, как показывают исследования, в общем объеме злополучных взвешенных частиц в городской атмосфере на долю производимых дизелями выбросов приходится только 3%. Гораздо больше пыли и грязи исходит от шин, тормозных колодок и самого асфальта. А дизель можно сделать еще чище – не только за счет применения более совершенных систем питания и каталитических нейтрализаторов, но и с помощью батарей с напряжением в 48 В.

Volkswagen Crafter – первый коммерческий фургон с системой автоматического подруливания, которая препятствует выезду автомобиля за линии разметки

Мир на батарейках

До недавнего времени применительно к автомобилю мы говорили лишь о бортовых электрических системах с напряжением 12 B, либо о высоковольтных цепях гибридов и электромобилей. С ужесточением экологических требований и ростом количества потребителей энергии в самих машинах на рынок в этом году вышли модели с 48-вольтовыми электрическими системами. Подобные технологии есть у обновленного Mercedes-Benz S-класса, увидим мы их и на Audi A8 последнего поколения. Первичная цель повышения напряжения – увеличение электрической мощности для более эффективной работы стартер-генераторов, которые не только заводят мотор, но и ассистируют ему, помогая экономить топливо. Подзарядка батареи происходит в режиме рекуперации. Преимущества таких аккумуляторов в их относительно небольшой массе и компактности. Например, 48-вольтовая батарея Bosch весит всего 7 кг, а по размерам она не больше коробки из-под торта «Птичье молоко». Зато электрическая мощность – 11 кВт. Парочка таких вот литийионных аккумуляторов способна разогнать городской компактный электромобиль до 104 км/ч при запасе хода в 130 км. Построенная с использованием батарей и электрического мотора Bosch машинка e.GO сейчас проходит финальные испытания и будет доступна для немецких покупателей во втором квартале следующего года.

Четырехместная городская машинка e.GO и скутеры E-Schwalbe используют электрические моторы и 48-вольтные батареи Bosch
Изящная и дешевая альтернатива от Bosch нашей системе «ЭРА-ГЛОНАСС» для использования на подержанных машинах в Европе. В компактном пластиковом корпусе, который вставляется в гнездо прикуривателя и питается от бортовой сети автомобиля, помещен датчик акселерометра и модуль Bluetooth для коммуникации со смартфоном. В случае аварии установленная на телефоне программа посылает сигнал тревоги и координаты в колл-центр службы спасения. Само устройство ничего не стоит. Оплачивать нужно только обслуживание – 10 евро в год
Так системы автономного вождения учатся распознавать объекты. Люди, дома, транспортные средства, растения, дорожные знаки, тротуары распределены по категориям с разными свойствами, которые принимает во внимание система для принятия решения

Полным ходом идут тесты и систем автономного вождения. Еще в апреле Bosch и Daimler подписали соглашение о совместной разработке автомобилей с 4 и 5 уровнем автономности. Что такое 3-й уровень, продемонстрировала Tesla Model S. Совсем не серийный, автомобиль, увешанный по кругу радарами и лидарами, помогающими видеокамерам сканировать окружающее пространство, уверенно прокатил меня по испытательному треку в Боксберге, показывая на большом центральном дисплее потенциально опасные движущиеся объекты. Одна из ключевых задач Bosch в области автономного вождения – научить машины не просто замечать препятствия, но и распознавать их. На основе чего принимать решения, как вести себя в конкретной ситуации. Второй момент – создание с помощью установленных на машинах радаров точнейших цифровых карт. Это будет так называемый базовый слой, с помощью которого автономные автомобили смогут в любых погодных условиях, в любое время суток определить свое местоположение с точностью до сантиметра. Реальный же слой, формируемый непрерывно на «облачном» сервере, по показаниям датчиков со множества автомобилей будет информировать транспортные средства о текущем положении вещей – о возможных дорожных работах, пробках и т.д. Это поможет предвидеть препятствия и заранее выбирать оптимальный маршрут. Звучит фантастически? Но уже сегодня сенсоры разработанных в Bosch автоматических парковочных систем способны непрерывно сканировать пространство вокруг себя, замечая свободные места и позволяя другим участникам движения пользоваться этими подсказками. Технология уже отработана, и connected parking сервис появится в некоторых европейских городах уже в следующем году.

Дополнительные 1300 м электропроводки и 50 компонентов Bosch отличают тестовый беспилотник от серийной «Теслы»
На экране планшета видно, как машины выглядят «в глазах» радаров автопилота

Текст: Андрей Колтун
Фото: Bosch, Streetscooter, Андрей Колтун

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

Долго сдерживаться государственные креативщики не смогли, несмотря на все мольбы

АвтоМир
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Вишневая девятка Вишневая девятка

Что забыл Tiggo 9 в горах Алтая и о чем напомнил

Автопилот
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Открыть в приложении