Между кризисами: 20 лет авторынка
За последние двадцать лет авторынок России прошел через три кризиса, последний еще не преодолен, но уже есть положительная динамика продаж. Как изменилась автомобильная отрасль России за это время и чего ждать в будущем?
Общая ситуация в промышленности России в 1990-х годах была плачевной: хаос приватизации, полное отсутствие поддержки государства и законодательная неразбериха. Но к 1998 году у всех российских автозаводов появились частные собственники, в той или иной степени нацеленные на развитие бизнеса. И хотя в целом промышленность страны разлагалась, автопром выживал благодаря стремительной автомобилизации населения. Именно к 1998 году в России наметились первые признаки цивилизованного рынка. В крупных городах появились представительства иностранных автопроизводителей и официальные дилеры, осуществляющие послепродажное и гарантийное обслуживание. К примеру, компания Musa Motors уже тогда предлагала новые модели Land Rover, Jaguar, Renault; «Панавто» торговала новенькими «Фордами», а «Рольф» поставляла Mitsubishi.
Доля продаж новых иномарок в общем объеме рынка не была высока – лишь 7,5% (сейчас 78%). Зато около полумиллиона подержанных машин, ввезенных из Европы, США и Японии, продавались на многочисленных авторынках. Причем понятие «подержанный автомобиль» тогда разнилось с нынешним – наиболее ходовыми были машины в возрасте 10-15 лет.
Как ни странно, разразившийся в 1998 году дефолт отчасти сыграл на руку отечественному автопрому – из-за трехкратной девальвации рубля подскочили цены на иномарки. Это не помогло заводу «Москвич» – он фактически встал, сохраняя лишь небольшое производство запчастей. Но остался на плаву УАЗ, обновивший к тому времени модельный ряд «Симбиром» (позже «Патриот»). Пока еще неплохо шли дела на камазовском «Заводе микролитражных автомобилей» (ЗМА) и СеАЗе, где делали ультрабюджетную «Оку», которая покинула рынок только в 2008 году. Однако резко сократилось производство легковушек на «ИжАвто» и на ГАЗе. «АвтоВАЗ» же, работавший в волнообразном режиме, впервые с 1990 года показал положительную динамику производства, собрав по итогам дефолтного года 600 тыс. малолитражек.
Вслед за нефтью
Ключевым для авторынка России стал 2003 год: продажи перевалили за 1 млн и прибавляли по 100-200 тыс. автомобилей в год. Рост цен на нефть и, как следствие, благосостояния граждан побудили иностранцев выходить на рынок с локальной сборкой. Так, с 1999 года калининградский «Автотор» наладил выпуск BMW и Kia, в 2002 году начал работу завод Ford во Всеволожске, на «ТагАЗе» освоили выпуск Hyundai и Citroen. В столице в цехах бывшего АЗЛК началась история первого российского завода Renault («Автофрамос»).
Но на тысячу жителей России тогда приходилось лишь 139 машин (в Европе – 500-600). И распределение этих автомобилей было крайне неоднородно. Если в приграничных западных частях России и в двух столицах преимущественно покупали дешевые подержанные иномарки, в центральной России – «Жигули» и «Самары», то в Сибири и на Дальнем Востоке безоговорочно господствовали праворульные автомобили из Японии. В правительстве увидели в этом угрозу и в 2002 году впервые пошлины на иномарки старше 7 лет выросли в 2-4 раза. В 2008 году под удар попали иномарки в возрасте до 3 и 5 лет – сборы увеличились на 25-35%. Пошлины постепенно снижаются – в 2018 году этот барьер составляет 20%.
Промсборка и дилерские дворцы
Мощности иностранных концернов наращивались стремительными темпами: если в 2005 году было собрано 157 тыс. легковых иномарок, то через год этот показатель вырос до 278 тыс. штук. Солидный скачок рынок новых автомобилей совершил в 2006 году: по итогу года продажи зафиксировались на отметке в 1,78 млн штук (+22%), сейчас – 1,25 млн шт., +11%. К этому моменту в правительстве осознали, что иностранные промышленные инвестиции нужно привлекать на серьезной основе.
Ждали трех миллионов
Так появилось постановление №166 о промышленной сборке. В рамках соглашений о промсборке в России появились заводы Volkswagen, PSA Peugeot Citroen, General Motors, Toyota, Nissan, Hyundai. К этому режиму присоединились ранее построенные заводы Ford и Renault.
Первоначально требования были щадящими. Иностранцам необходимо было создать мощности по выпуску 25 тыс. машин в год с уровнем локализации 30%. Задача этих заводов была в удовлетворении невероятного спроса, который в 2008 году побил все рекорды – 2,74 млн проданных автомобилей. Это время, когда нефтяной бум обеспечил относительное благополучие экономике России, принято называть тучными годами. Однако основными драйверами рынка были не только зарплаты граждан, но и сформировавшиеся кредитные программы банков. До 60% автомобилей продавалось с помощью кредитных линий, в обиходе даже появилось выражение «кредитомобиль». Сейчас в кредит продается 50% всех автомобилей.
Все говорило о том, что в 2009 году Россия станет главным авторынком Европы с продажами далеко за 3 млн штук. Но этому не суждено было сбыться – вместе с мировым финансовым кризисом и падением нефтяных цен резко ухудшилась экономическая ситуация в стране. Рынок обрушился. На грани банкротства оказался «АвтоВАЗ», огромные финансовые проблемы испытывали «Группа ГАЗ» и УАЗ. Тогда правительство оперативно помогло автопрому. В случае российских автозаводов – прямыми вливаниями и косвенными субсидиями. Иностранцы, наряду с отечественными компаниями, смогли поучаствовать в программах поддержки спроса – заработали утилизация «автохлама» и субсидированный кредит. Когда в середине 2010 года нефть вернулась к росту, рынок не заставил себя долго ждать.
В 2011 году руководство страны решилось ввести второй доппакет условий к соглашению о промсборке. Теперь заводам предлагалось расширить конвейеры до 300-350 тыс. машин в год, а локализацию поднять вдвое. Условия были слишком тяжелые, и крупные компании создали партнерские альянсы с российскими заводами, чтобы суммировать мощности.
Локализация – миф?
Параллельно с этим дилерский бизнес в России вышел на уровень мирового стандарта. Уже с 2003 года продажи новых иномарок на 90% контролировали официальные дилеры. В 2005 году их число достигло 1250. В этот период дилерский бизнес активно инвестировал в строительство новых точек. Практически в каждом крупном городе появились автомобильные мультибрендовые деревни, что тоже стало стимулом для восстановления рынка. В 2014 году в России было 4100 дилерских центров, после кризиса их число сократилось до 3100 (данные марта 2018 года).
С 2009 года государство стало активно поддерживать автопром, выделив соответствующий департамент в Минпромторге. Помимо прямого вливания средств, компании получили субсидии и компенсации: по налогу на имущество, на проценты по кредитам, содержание рабочих мест, на доработку моторов под нормы «Евро-4» и «Евро-5» и многое другое. По оценкам Аналитического центра при правительстве РФ, всего с начала 2009 года по 2017 год государство вложило в автомобильную отрасль 532,6 млрд рублей.
Поддержка промсборки и спасение дилеров за счет стимулирования рынка пока что приносят России только убытки, уверен директор аналитического агентства «АСМХолдинг» Александр Ковригин. «Локализация иномарок в России – это миф. По нашим оценкам она не превышает 15-30%, в редких случаях больше. Страна вкладывает большие средства в автопром, но эти деньги не оседают внутри государства, не формируют ВВП, в виде прибыли они уходят за рубеж, и мы это видим по статистике Росстата», – говорит Ковригин.
Проигравшие и выигравшие
Среди иномарок в 2004-2006 годах спросом пользовались Chevrolet Niva (в среднем продавалось по 40 тыс. автомобилей). В 2006 году вперед вырвался Ford Focus (73 тыс. шт.) и до конца 2009 года он шел впереди, уступив Renault Logan. Но настоящим лидером оставался «АвтоВАЗ» (компания до сих пор занимает крупнейшую долю рынка – 20%) с «классикой» и «Приорой». В 2011 году им в помощь пришла Lada Granta, которая держала звание самого продаваемого автомобиля вплоть до 2015 года, когда ее сместил Kia Rio.
«Смена ведущих игроков на рынке продолжится. «АвтоВАЗ» вновь усиливает позиции, на Московском автосалоне появятся новые модели. В перспективе это может изменить список лидеров рынка», – полагает аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов. По прогнозам консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers, в 2018 году рынок новых автомобилей вырастет на 11% до 1,64 млн машин. В перспективе пяти лет рост составит 35% (до 2,22 млн автомобилей в год).
Прошлый век: эти автомобили уже привезли к нам официально в конце 90-х годов
Toyota Land Cruiser Prado
Легендарный внедорожник уже в 90-х можно было купить у «официалов»
Mitsubishi Outlander
Один из первых массовых кроссоверов на российском рынке
Land Rover Freelander
Британская марка стала популярной в России во многом благодаря этим кроссоверам
Audi A4
Один из самых популярных в 2000-х годах седан бизнес-класса. Многие из них до сих пор в строю
Сколько легковушек продавалось в России?
Фото: Andrey Popov, chihana, Vladimir Zhupanenko/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl