Ловушка для нас, кормушка для них

АвтоМирАвто

Ловушка для нас, кормушка для них

Неприятный личный опыт побудил обозревателя «АвтоМира» Тимофея Исаева разобраться в глобальных проблемах видеофиксации

Тимофей Исаев

Вот такие фотографии присылают водителям вместе с квитанцией на оплату штрафа за проезд перекрестка без остановки. Останавливаться в опасных местах – дело правильное и законоугодное, вот только нигде в этом самом законе не прописано, на сколько именно автомобиль должен остановиться. Соответственно, операторы камер видеофиксации нарушений закладывают в технику алгоритм, не существующий нигде, кроме как в их внутренней документации

Воскресное октябрьское утро не предвещало ничего необычного. Я вместе с детьми ехал по Москве и решил обогнуть возникшую пробку по окольной улице. «Папа, почему мы остановились?», – удивленно спросила дочка, когда я выполнил остановку перед стоп-линией возле знак «Стоп». Мы продолжили путь, а я объяснил ребенку значение этого знака. Странные вещи стали происходить спустя восемь дней, когда с сайта Госуслуг мне пришло уведомление о штрафе за проезд без остановки.

Законопослушен? Ну и что?

Причиной неожиданного «письма счастья» была камера, установленная на ул. Нижняя Масловка возле дома 9. Я о ней и раньше знал: о комплексе, выписывающем штрафы за проезд стоп-линии без остановки, рассказывали и ведущие СМИ, и пользователи соцсетей. Объезжая тогда пробку, я решил проехать через это место, потому что и ПДД я привык соблюдать, и к тому же в машине у меня установлен видеорегистратор.

Как оказалось, вел я себя слишком самонадеянно: штрафы с камер приходили практически всем водителям, кто просто оказался в том самом злополучном месте. Эта точка превратилась в настоящую ловушку для автомобилистов, проехать мимо которой без штрафа повезет не каждому.

Заплатить – выгоднее

За восемь дней мой видеорегистратор сделал новые записи поверх старых: я ведь и дальше ездил, не предполагая, что получу квитанцию. А поскольку по ст. 12.16 ч. 1 КоАП РФ мне назначили наказание в виде штрафа 500 рублей, я решил оплатить его с 50-процентной скидкой и не бороться за справедливость в судах.

Почему? Просто это гораздо проще и быстрее, чем тратить нервы и время на попытку доказать, что ты – не верблюд. Ведь для обжалования штрафа нужно обратиться в орган, который вынес постановление, потом – в мировой суд, а в случае неудачи – в городской и, наконец, верховный суд. А чтобы оплатить штраф, требуется лишь пара кликов мышью. Да и просто штраф – дешевле. Ведь чтобы ездить в суды, тоже нужны деньги на транспорт.

На этом история могла бы закончиться, однако я решил не оставаться равнодушным и предупредил о ловушке в соцсетях. И завертелось: неожиданный взлет популярности моей публикации, комментарии печатным СМИ, радиостанциям, телеканалам, реакции экспертов, заявления ответственных лиц… Впрочем, деньги мне не вернули, камеру (пока) не убрали и не отключили, но зато другим водителям стали иногда отменять ошибочные постановления.

Обычное дело

От ошибочных штрафов, оформленных комплексами фото- и видеофиксации, страдают десятки водителей. «Получил ошибочный штраф с камеры «АвтоУраган-ВСМ2» с позицией «Мост Лужники, МГТ №230, из центра». Заплатил, умылся, живу дальше», – жалуется один автомобилист на камеру, которая ошибочно завысила ему скорость. «Я не ехал с такой скоростью! Даже близко!», – сокрушается другой водитель, попавший в аналогичную историю в другом месте.

«Существует явный перегиб государства в сторону желания взыскать деньги с водителя», – прокомментировал «АвтоМиру» адвокат движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько ситуацию с большим количеством ошибочных постановлений. По словам эксперта, не всегда техническое оборудование используется в соответствии с предназначением, указанным в документации. «Есть камеры, которые предназначены для одного, а фиксируют другое. Тот же пресловутый «Фалькон» в Москве утвержден как средство измерения времени, а не как средство определения автомобиля в пространстве, например, на парковке», – добавил Радько.

На несправедливые штрафы с самых разных камер жалуются многие водители, которые клянутся – «не нарушал», но постановления все-таки не обжалуют. Просто потому, что на это нужно еще больше денег и времени, чем на оплату штрафа

А может быть еще хуже

Настоящие «ягодки» еще впереди. В закон «Об исполнительном производстве» уже подготовлены поправки, которые позволят штрафовать водителей за нарушение ПДД в упрощенном режиме. В случае, если водитель не оплатит штраф, который будет ему оформлен с помощью камеры, с его банковского счета без возбуждения исполнительного производства смогут списывать сумму до 3000 рублей. Более того, не исключено, что к ней добавится еще и исполнительный сбор в 1000 рублей, который приставы удержат вместе со штрафом.

То есть уже скоро водители могут столкнуться даже не с диктатурой, а с настоящим штрафным «крепостничеством». Представьте: водителю пришло «письмо счастья», с которым он не согласен. По каким-то причинам он не успел его ни оспорить, ни оплатить (например, был в командировке), и за это с его банковского счета автоматически спишут деньги. Причем сумма может оказаться даже больше штрафа: за штраф 500 рублей с водителя «соберут» 1500 рублей.

«Основная проблема инициативы в том, что законодатели даже не думают о создании системы обжалования штрафов в упрощенной форме, – замечает координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов. – Ты должен идти, доказывать свою невиновность, предоставлять данные, свидетелей и т.д., пока государство будет в упрощенном режиме списывать с твоего счета деньги. Это – просто проекция универсальной формулы, что в России государство гражданам ничего не должно», – отметил эксперт в разговоре с обозревателем «АвтоМира». Координатор «Синих Ведерок» также добавил, что в случае принятия законопроекта гражданам будет очень тяжело вернуть свои деньги в случае ошибок не только органов, вынесших постановление о штрафе, но и Федеральной службы судебных приставов.

Исправить можно?

Несмотря на явные перегибы в практике оформления штрафов с помощью камер, наладить корректность работы системы можно. Для этого нужно провести повторную поверку и сертификацию всех работающих камер, а также перепроверить алгоритм их работы, уверен адвокат Сергей Радько. Также эксперт предлагает предоставлять водителям доступ не только к фотографиям нарушений, но и к видеозаписям, которые можно было бы хранить на специальном сайте в течение полугода.

Что же касается практики списывания штрафов с банковских счетов без исполнительного производства, то здесь адвокат движения «Свобода Выбора» выступил категорически против, отметив, что такая мера «удобна государству», но «никак не защищает права граждан». Остается лишь надеяться, что наши власти услышат голоса обеспокоенных автомобилистов. В конечном счете, каждый штраф должен служить профилактике нарушений ПДД, а не превращаться в простой способ пополнить бюджет.

Фото: Тммофей Исаев; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ;DepositPhotos/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Mercedes-Benz GL: Звездная болезнь Mercedes-Benz GL: Звездная болезнь

Этот внедорожник стоит брать, если отложена еще примерно четверть его стоимости

АвтоМир
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Все в театр Все в театр

В Москве стартовал «Театральный бульвар», и он станет самым продолжительным

Ведомости
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Запах города Запах города

Аромастилист о том, как не ошибиться в выборе парфюмерного гардероба

ЖАРА Magazine
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
«Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности» «Любая цифровизация должна сопровождаться стратегией по кибербезопасности»

Почему одни компании видят отдачу от внедрения цифровых решений, а другие нет?

Ведомости
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Короткая ответственность Короткая ответственность

Почему короткие страховки ОСАГО остаются непопулярными?

Ведомости
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Открыть в приложении