Штрафы ужесточились, аварий стало меньше. И здесь есть прямая связь

АвтоМирАвто

Кошелек или жизнь

За последние 20 лет ситуация на российских дорогах сильно поменялась: штрафы ужесточились, аварий стало меньше. И здесь есть прямая связь!

Алексей Лучников

К 1998 году уровень смертности на дорогах приблизился к 30 тысячам погибших, хотя транспортный парк составлял смешные по нынешним меркам 31 миллион единиц автомобилей и мотоциклов

АвтоМир» начал выходить в начальной фазе процесса активной автомобилизации. За прошедшие два десятилетия парк страны вырос более чем на 80 процентов и по состоянию на начало 2018 года преодолел планку в 56,5 миллионов транспортных средств. Одной из негативных сторон этого процесса стала аварийность, которая приобрела, без преувеличения, масштабы национальной катастрофы: ущерб от дорожных инцидентов оценивается в 2 – 2,5% внутреннего валового продукта страны. Помимо лавинообразной автомобилизации свою роль сыграл и правовой нигилизм, процветавший в нашей стране на пороге смены тысячелетий, верховенство «понятий» над законом, не поспевающая за увеличением количества транспорта дорожная инфраструктура, ветхость основной части автопарка, высочайший уровень коррупции в госуправлении вообще и в ГАИ в частности, развал системы подготовки водителей и ряд других факторов. В результате к 2003 году смертность в дорожном движении достигла своего пика: в этот год на дорогах России погибло 35,6 тысяч человек!

Когда в Европе выросло количество автомобилей, аварийность была сопоставима с нашей. Но у европейцев было три десятилетия, чтобы принять меры

В числе отстающих

Ошибкой будет считать это «достижением» исключительно нашей страны. Сопоставимая в относительных показателях аварийность была характерна и для развитых европейских государств в период, когда на тысячу человек населения стало приходиться 200 – 300 автомобилей. Правда, случилось это на 2–3 десятка лет раньше, чем в России, что дало европейцам определенную фору. В результате целенаправленной работы, последовавшей за осознанием масштаба проблемы, им удалось снизить смертность и травматизм на порядок: сегодня на дорогах Евросоюза гибнет порядка 5 человек в пересчете на 100 тысяч населения. Лучший результат у Швеции, где этот показатель составляет 2,7. Для сравнения, в России – 13. Неужели нас это полностью устраивает? Нет, и об этом не раз говорили на самом высоком политическом уровне. Причем словами не ограничились. Ряд мер, увы, преимущественно непопулярных, позволил изменить ситуацию. Можно по-разному относиться к тому, что было сделано, но факт остается фактом: сегодня смертность на дорогах нашей страны по сравнению с пиковым 2003-м годом сократилась вдвое. И хотя более 19 тысяч человек, погибших в дорожно-транспортных происшествиях в прошлом году, – это все равно непозволительно много, за последние годы наметилась устойчивая тенденция к тому, чтобы дороги стали безопаснее. За всю свою историю «АвтоМир» внимательно следил за происходящими изменениями и знакомил с ними читателя. Давайте еще раз пройдемся по основным вехам этого пути.

В 1998 году указом президента России ГАИ была переименована в ГИБДД. Изменилась структура этой организации, была образована единая служба с централизованным управлением. Чуть позже реформы коснулись и системы подготовки водителей

Новые реформы

Итак, к 1998 году уровень смертности на дорогах приблизился к 30 тысячам погибших, хотя транспортный парк составлял смешные по нынешним меркам 31 миллион единиц автомобилей и мотоциклов. Именно тогда указом российского президента ГАИ была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Одновременно была изменена ее организационная структура, в результате чего образована единая служба, управляемая из центра. Позже на нее полностью возложили ответственность за безопасность на дорогах. В конце следующего, 1999-го года была начата реформа системы подготовки водителей и приема экзаменов на получение права управления транспортными средствами. Несмотря на обвинения в повышении коррупционноемкости всей системы, стать водителем стало сложнее. Забегая вперед, новый виток «закручивания гаек» стартовал 15 лет спустя – в 2014 году. Без наведения порядка в этой области не обойтись, ведь именно по вине водителей совершается 85% всех происшествий.

В Швеции на дорогах гибнет в среднем 2,7 человека на 100 тысяч населения. Не потому ли, что в этой стране давно приучили всех пристегиваться?
В 2006 году в РФ были серьезно пересмотрены нормы использования детских кресел. Десять лет спустя наказание для водителей, не использующих удерживающие устройства при перевозке детей, вновь ужесточили

По всей строгости

Следующей важной вехой стало принятие под занавес 2001-го и вступление в силу в 2002 году нового Административного кодекса, 12-я глава которого была полностью посвящена правонарушениям в области дорожного движения. От первоначальной редакции КоАП РФ вследствие активности нормотворцев на сегодняшний день мало что осталось, но то, что это ознаменовало новую эпоху в области правоприменения на дороге, факт. За прошедшие годы неоднократно ужесточались санкции за неиспользование детских кресел (2006 и 2016) и ремней безопасности (2008 и 2013), непропуск пешехода (2009, 2013 и 2017), выезд на встречную полосу (2010), проезд на запрещающий сигнал светофора (2011), превышение установленных ограничений скорости (последний раз в 2013 году), управление в состоянии опьянения (последний раз в 2014 году) и многое другое, что прямо или косвенно повлияло на дисциплину на дороге. Вопрос пьянства за рулем всегда был актуальным в нашей стране. Сегодня в среднем каждое десятое ДТП совершается водителем, находящимся в состоянии опьянения. Учитывая, что штат ГИБДД неуклонно сокращается, реальный заслон к дальнейшему распространению этой беды можно поставить лишь изобретая новые правовые механизмы и используя возможности пропаганды. Поэтому наряду с ужесточением санкций в рамках КоАП в 2014 году законодатель ввел уголовную ответственность для тех, кто не желает внять норме закона и голосу разума, повторно сев за руль пьяным. Тем не менее, только в прошлом году по новой статье 264.1 УК РФ было квалифицировано более 80 тысяч преступлений.

Многократные корректировки Кодекса были направлены не только на усиление ответственности за нарушения ПДД, но и введение принципиально новых правовых институтов. Пожалуй, наиболее знаковым из них стало внедрение в 2008 году фотовидеофиксации правонарушений. За относительно короткий срок количество автоматических комплексов, осуществляющих контроль за водителями, превысило 13 тысяч. В результате три четверти постановлений по делам о дорожных прегрешениях выносит компьютер. Сначала техника стала контролировать соблюдение скоростного режима, теперь же все большее распространение получают камеры, фиксирующие проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию, нарушение правил расположения на проезжей части, непропуск пешехода на «зебре», движение по выделенной автобусной полосе, обочине и прочее. При всех известных минусах введение фотовидеофиксации кардинально повлияло на состояние аварийности как на отдельных участках улично-дорожной сети, так и в стране в целом, укрепляя в сознании участников движения принцип неотвратимости наказания.

В 2003-м году заработал закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Его до сих пор критикуют, и в основном справедливо, но значение этого законодательного акта для развития цивилизованных отношений на дороге переоценить трудно. Сам статус транспортного средства как источника повышенной опасности накладывает на его владельца обязанность возмещать ущерб, полученный в результате ДТП, независимо от наличия его вины и материального положения. В этом смысле закон об ОСАГО уравнивает шансы получить выплату за вред, причиненный как успешным бизнесменом, так и еле сводящим концы с концами студентом.

Вступивший в силу в 2003 году закон об ОСАГО многие критикуют до сих пор, но его влияние на снижение напряженности на дорогах трудно переоценить. Обязательное страхование уравняло водителей в правах и изменило ситуацию на трассах

Правила безопасности

Наконец, самый многострадальный в смысле нововведений документ – это Правила дорожного движения, количество модернизаций которого за последние 20 лет достигло пятидесяти! Далеко не все из этого непосредственно повлияло на атмосферу на дороге и безопасность движения, но ряд мер действительно можно считать судьбоносными. Например, введение в 2006-м и уточнение в 2016-м году обязанности использования для перевозки детей специальных удерживающих устройств. Упорядочение порядка проезда пешеходных переходов (последний раз в 2014-м году) тоже можно отнести к числу таковых. К слову, только за последние десять лет количество погибших пешеходов сократилось в два раза, детская смертность за этот период снизилась более чем на треть. Обязательное использование ближнего света фар днем (2010) и светоотражающих жилетов ночью сначала пешеходами (2014), а с недавних пор и водителями, вышедшими из машины вследствие вынужденной остановки, повышает информативность дорожного движения, что не может не сказаться на его безопасности.

Фиксировать нарушения с помощью камер массово стали в 2008 году. Количество комплексов фиксации стремительно увеличивалось и в настоящий момент три четверти постановлений о дорожных штрафах выносит компьютер

Все для водителей

Свою роль сыграли и мероприятия по наведению порядка в российской дорожной инфраструктуре. Принятие федеральных законов об автомобильных дорогах (2007) и об организации дорожного движения (2017), новые стандарты, вступившие в силу в 2006-м году, на дорожные знаки, разметку, светофоры и другие технические средства организации дорожного движения, позволили сделать отечественные дороги более качественными и безопасными.

Оглядываясь назад, можно вспомнить еще многое из того, что 20 лет назад казалось немыслимым. После «тяжелой продолжительной болезни» фактически умер техосмотр. Намного легче стало зарегистрировать машину, а снимать ее с учета теперь и вовсе не требуется. Госуслуги по регистрации, приему экзаменов и замене прав оказывают без привязки к месту жительства, что решило проблему многочасовых очередей. Записаться в ГИБДД, равно как и оплатить штраф можно не вставая с кровати. Допустимо незначительное количество алкоголя в дыхании. Платные парковки теперь не диковинка, а обыденность. Заметно больше порядка стало в ГИБДД: откровенное вымогательство сродни экзотике и информация о подобных случаях же разносится по всей стране через соцсети. Возвращаясь к тематике безопасности на дороге, нельзя не отметить, что эта работа была поставлена на системную основу еще в 2006 году, когда Правительством была принята первая федеральная целевая программа на период до 2012 года. В 2013-м ей на смену пришла новая программа, предусматривающая государственное финансирование соответствующих мероприятий до 2020 года. Наконец, в январе этого года Дмитрием Медведевым была утверждена Стратегия безопасности дорожного движения на 2018 – 2024 годы, целевые ориентиры которой более чем амбициозны: достижение к 2024 году социального риска не выше 4 погибших на 100 тысяч человек населения, а к 2030-му году – нулевой смертности. Нереальность этих цифр не вызывает сомнений даже у чиновников, однако позволяет сделать вывод о серьезности намерений.

Как штрафы влияют на число смертельных ДТП

Многие меры по снижению аварийности не нашли понимания у водителей, но дали результат – смертность сократилась вдвое по сравнению с пиковым 2003 годом

Число смертельных ДТП

Фото: courtyardpix, rosasto, spass/Fotolia.com; Volvo Car Corporation; Игорь Носов/ТАСС; Александр Саверкин/ТАСС; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новости недели Новости недели

Самые значимые новости из автомобильного мира на этой неделе

АвтоМир
Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами? Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами?

Когда и как были открыты витамины и почему получили именно такие названия?

ТехИнсайдер
Возвращаться домой Возвращаться домой

Обновленный Geely Coolray и тяга к жизни

Автопилот
Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

Нюансы скандального дела Venu Sports и монополии медиаимперий

Forbes
Глобальное потепление пока не остановить-2 Глобальное потепление пока не остановить-2

Государства вообще-то умеют договариваться, но сейчас дело идет к авралу

Наука
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
«85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer «85% кандидатов отказываются»: эффективна ли практика one-day offer

Рекрутеры и HR-специалисты — о приёме на работу за один день

VC.RU
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ

Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань

N+1
Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены

Autonews познакомился с новым Hyundai Santa Fe в России. Названы плюсы и минусы

РБК
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
«Я слишком ленив, чтобы измениться»: упражнение, которое поможет взять ответственность за свои чувства «Я слишком ленив, чтобы измениться»: упражнение, которое поможет взять ответственность за свои чувства

Как вы ощущаете свои эмоции — как хозяин или как гость?

Psychologies
Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр? Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр?

Почему винные бутылки объемом 0.75 литра стали мировым стандартом?

ТехИнсайдер
Аристократы и юмор: как Джилли Купер создала бестселлеры о высшем обществе Британии Аристократы и юмор: как Джилли Купер создала бестселлеры о высшем обществе Британии

Как Джилли Купер изменила отношение британцев к любовным романам

Forbes
Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм! Британские ученые превратили жирберги (отбросы из канализации) в парфюм!

Ученые превратили отбросы из канализации в косметику и парфюм

ТехИнсайдер
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей

Парфюмер Оливье Кресп — насколько сложно развивать свою парфюмерную марку?

Forbes
Муравьи запомнили запах своих врагов Муравьи запомнили запах своих врагов

Черные садовые муравьи запоминают своих сородичей из других колоний после стычек

N+1
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина

Отрывок из книги «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к вкусному и новому»

Psychologies
Ветер с Востока Ветер с Востока

Принципы «Магической уборки» японской писательницы Мари Кондо

Лиза
Он же памятник! Он же памятник!

Как петербургские девелоперы проводят ревитализацию промышленных территорий

Собака.ru
Как экономить на лекарствах Как экономить на лекарствах

Разбираемся, как не тратить много денег в аптеке, но покупать все необходимое

Лиза
Как понять, что у человека высокий интеллект Как понять, что у человека высокий интеллект

Высокий интеллект: что скрывается за этим термином?

Inc.
Редевелопмент и жизнь Редевелопмент и жизнь

Где ставить запятую во фразе «консервировать нельзя реконструировать»?

Собака.ru
Женственность и сексуальность: чем они отличаются и как их развить Женственность и сексуальность: чем они отличаются и как их развить

Психолог рассказывает о природе женственности и сексуальности

Psychologies
Открыть в приложении