Как дела? Отлично!
Продажи новых автомобилей в России все растут и растут. Давайте радоваться вместе – ведь чем лучше дела у продавцов, тем больше хороших предложений стоит ждать покупателям
Тренду на укрепление российского авторынка уже больше года – продажи новых легковушек начали расти еще в марте 2017. Но до сих пор у всех вызывают большую радость «плюсовые» отчеты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая каждый месяц скрупулезно подсчитывает, сколько машин продали в нашей стране. Чему радоваться, вроде бы привыкнуть уже можно? А привыкнуть нельзя. Слишком долгим был период экономических трудностей и слишком долго никто не верил в восстановление рынка продаж новых автомобилей. Шутка ли – четыре года в минусе, падение объемов по сравнению с «тучными» годами вдвое, массовое сокращение дилерских сетей....
До самых недавних пор никто из участников рынка даже не хотел называть очевидно продолжающийся рост трендом. Может, сглазить боялись. Может, понимали, что без публичного высказывания всяческих опасений не добиться от государства программ поддержки, которые без преувеличения серьезно помогают автопрому. Только сейчас представители автобизнеса осмелели и уверенно говорят о том, что на рынке дела идут хорошо.
Итоги первой половины 2018 года превосходят даже самые оптимистичные прогнозы. С января по июнь в России был реализован 849 221 новый легковой и легкий коммерческий автомобиль. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, получается, продажи выросли на 18,2%!
Эксперты, конечно, роста продаж машин ждали, но не такого. В январе специалисты различных компаний прогнозировали рост авторынка на 5%, максимум – на 10%, и то, это при самом оптимистичном сценарии, который в итоге не исполнился. Этот сценарий подразумевал масштабную государственную поддержку. В 2017 году бюджет выделил автопрому в общей сложности 64 млрд рублей, и многие надеялись на «продолжение банкета». Однако в 2018 году власти оказались почти в два раза менее щедры, выделив автопрому лишь 35 млрд рублей. В том числе из-за этого Минпромторг свернул ряд прежде популярных программ для широкого круга покупателей автомобилей и решил ограничиться целевыми предложениями вроде «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Но ничего! Машины и без этих программ расходятся!
Ловите тренды, господа!
Общий рост рынка, на продолжение которого все рассчитывают, сопровождается еще одним приятным и «здоровым» трендом. Стал очевиден долгожданный рост в так называемом среднем сегменте. Рынок в целом выровнялся по сравнению с прошлыми годами, когда в стране наблюдался то рост одних лишь премиум-брендов, то рекорды «бюджетных» марок. Сейчас своих клиентов смогли найти практически все, а зашкаливающие цифры вполне объяснимы.
Возьмем одного из рекордсменов первой дюжины лидеров рынка – Mitsubishi. По итогам полугодия спрос на автомобили этого японского бренда подскочил на 131% – ошеломляющий результат по сравнению с конкурентами. А дело в том, что компания вовремя смогла поймать тренд. «В начале года в качестве целевого показателя объема продаж на 2018 год мы заявили 40 000 автомобилей (+60% к фактическому результату 2017 года). Многим эта цель показалась слишком амбициозной, но на данный момент мы видим, что благодаря расширению дилерской сети, модельного ряда, улучшению сервиса и финансовым программам, мы планомерно идем к выполнению наших планов», – заявил Наоя Накамура, президент и главный исполнительный директор ООО «ММС Рус».
А вот те, кто вовремя тренд не распознал, остались без прибавки. Например, Volvo заканчивает первое полугодие с падением на 1%. «Цифры продаж сегодня отражают не реальный спрос, а наши возможности по получению автомобилей с заводов в Европе и Китае, которые перегружены ажиотажным спросом со всех рынков. Это особенно касается новых моделей XC60 и XC40, – объясняет Алексей Тарасов, директор по продажам Volvo Car Russia. – Хорошая новость заключается в том, что нам удалось договориться со штаб-квартирой об увеличении квот во втором полугодии».
Новинки нужны всем!
Один из драйверов роста продаж, к которому стремятся, естественно, все автопроизводители – вывод на рынок новых моделей. Посмотрите на компанию Toyota – обновленный Land Cruiser Prado разошелся тиражом в 8 271 штуку, обеспечив 17% всех продаж марки. А ведь есть еще и Fortuner! «Вывод на рынок двух внедорожников в одном сегменте и практически в одно время стал своеобразным вызовом для компании. Тем не менее грамотная стратегия позиционирования двух моделей, а также неоспоримые преимущества Toyota Land Cruiser Prado и Toyota Fortuner перед конкурентами позволили им не только не мешать продажам друг друга, но и способствовать росту показателей бренда», – говорит Такаси Суио, вице-президент «Тойота Мотор».
Понимая, что для успеха на рынке нужно предлагать новые модели, автопроизводители, работающие в России, взялись, наконец, за расширение модельного ряда. Весна и лето уже вполне щедры на премьеры, а уж осенью мы ждем настоящий бум. Бренды, решившие участвовать в Московском автосалоне, вовсю готовятся раскрывать тайны в конце августа. Те, у кого стенда на шоу не будет, все-таки тоже отставать не собираются – а то всех клиентов отберут дебютанты ММАС.
Поэтому сейчас, пожалуй, тот редкий момент, когда мы не стали бы рекомендовать немедленно покупать автомобиль. Нести деньги дилеру стоит только в том случае, если вы уверены в выборе модели на все сто и совершенно точно не хотите ждать новинок.
Если абсолютной уверенности нет – лучше ждать и внимательно следить за анонсами. Старые модели, чей век на рынке подходит к концу, скорее всего, подешевеют накануне выхода преемников, то бишь в том же сентябре. В то же время и на существующие линейки в начале осени более чем возможны неплохие скидки. Ведь надо как-то будет продавцам бороться за внимание клиента в неприятный момент появления новых сильных конкурентов! Главное, чтобы макроэкономическая ситуация не подкачала и все эти приятные тренды стабильно сохранялись и дальше.
12 Из 25 бестселлеров в России – это кроссоверы. И все 25 лидеров рынка производятся в нашей стране
Кстати
Вместе с продажами автомобилей в России растет и число выдаваемых автокредитов. В первом квартале этого года впервые в истории страны доля автомобилей, приобретенных в кредит, превысила 50% в общей структуре продаж машин, причем в эту статистику включены не только новые легковушки, но и подержанные. В этом нет ничего плохого – цивилизованные финансовые инструменты в других странах используются даже еще шире.
До рекорда далеко
Радуясь успехам производителей и оздоровлению рынка, не будем забывать, что до цифр 2012 года, который был рекордным за всю новейшую историю России, нам сейчас еще очень далеко. За первую половину 2012 года в России реализовали 1 413 769 новых легковых автомобилей и LCV. Даже если каждый год рынок будет расти как сейчас, то все равно показатели 2012 года мы превзойдем не раньше... 2022! Десять лет на восстановление – само по себе звучит грустно. А ведь вообще сомнительно, что потенциал для такого роста при нынешней экономике в принципе есть.
18,2% рост автомобильного рынка за I полугодие
От первого лица
Йорг Шрайбер Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
«Темп восстановления рынка в июне чуть замедлился по сравнению с тем, что мы видели до этого в текущем году. Тем не менее, почти 11%-ное улучшение по отношению к июню прошлого года – это очень приличный результат, особенно в свете проходящего в России Чемпионата мира по футболу. Кроме того, из-за активных продаж в предыдущие месяцы складские запасы существенно снизились во всей индустрии, что, хотя и временно, сказалось на росте продаж. В целом первая половина 2018 года была успешной для российского автомобильного рынка, и имеются все причины верить, что позитивное развитие продолжится в ближайшие месяцы».
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за январь – июнь
25 самых продаваемых новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ за период январь – июнь
Лидеры продаж по итогам первого полугодия 2018
1 место
KIA RIO
Kia Rio выбился в лидеры в 2017 году – как раз летом прошлого года модель сменила поколение. Сейчас СЕДАН стоит от 669 900 рублей, а ХЭТЧБЕК X-Line продается минимум за 789 900 рублей
2 место
LADA VESTA
Во флагманской линейке «АвтоВАЗа» есть не только седан VESTA, чья цена начинается от 589 900 рублей, но и УНИВЕРСАЛ за 669 900 рублей, а также версия CROSS стоимостью от 763 900 рублей
3 место
LADA GRANTA
Преемник этой модели уже анонсирован – его покажут на Московском автосалоне. Но нынешний СЕДАН еще можно купить за 369 900 рублей, а за ЛИФТБЕК (на фото) попросят 394 900 рублей
4 место
HYUNDAI SOLARIS
Бывший бестселлером в 2016 году, Solaris выпал из топ-3 только потому, что продается в единственной версии – со сменой поколений остался только СЕДАН. Цена такой машины начинается от 654 900 рублей
5 место
HYUNDAI CRETA
Creta уже год как в пятерке лидеров. Кроссовер можно приобрести как с ПЕРЕДНИМ ПРИВОДОМ за 819 900 рублей, так и с ПОЛНЫМ – цена от 1 012 900. Топовая же версия стоит 1 257 900 рублей
Любимцы у россиян все те же – первая пятерка лидеров продаж была такой же и полгода, и год назад. Секрет успеха неизменен – цена и адекватное ей качество
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl