Актуальная тема
Иностранцы будут тянуть билет
С 1 июня иностранцам – обладателям национальных водительских удостоверений – перекрыта возможность работать в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Их заставят сдавать экзамены на права российского образца. Но их так много, найдется ли кому принять экзамены?
Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения» утверждает, что «не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами». Иными словами, иностранцы – водители такси, маршруток, автобусов и грузовиков – без ВУ российского образца с 1 июня приравниваются сотрудниками ГИБДД к бесправным водителям, что влечет нехилый штраф до 15 тыс. рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ). Машину могут задержать на штрафстоянке, а на должностных лиц организаций (проще говоря, работодателей), за которыми числится транспорт, наложат взыскание в размере 50 тыс. рублей.
Соответствующий закон приняли еще в далеком 2013 году, однако срок начала его действия не раз переносили. То Крым неожиданно оказался российским, а там у всех украинские права, которые нужно менять, то еще что. Словом, понимая техническую неосуществимость принятых положений, власти год за годом отодвигали час «Х». И вот он настал. Как всегда, скоропостижно. На самом деле закон и в этот раз хотели отодвинуть на год, до 1 июня 2018 года. Просто кое-кто в Думе вовремя не «почесался» на эту тему. Соответствующую поправку в мае депутаты даже приняли в первом чтении, но вновь вернуться к документу не удосужились. И закон вступил в силу.
Что делать?
Для многих работодателей, использующих более сговорчивых иностранцев в качестве рабочей силы, ситуация складывается патовая. Грядут серьезные убытки. Они не могут выпустить на маршрут транспорт, равно как и не могут в несколько дней всех своих иностранных сотрудников прогнать через экзаменационные жернова ГИБДД. Хотя бы потому, что те самые жернова не в состоянии переварить в кратчайшие сроки десятки тысяч желающих. Регламент получения водительского удостоверения российского образца повторного обучения не предусматривает, но экзамены (теорию, площадку и «город») сдавать придется. Организовать столь массовую сдачу экзаменов довольно хлопотно и затратно даже для подтверждения ВУ с открытой категорией «В». Чего уж говорить о тысячах водителей, которым понадобится открыть категории «С», «D» и «Е». Имеющиеся в распоряжении ГИБДД экзаменационные площадки явно не способны оперативно пропустить всех желающих.
Ищем выход
Пенять властям в данном случае неуместно. Закон, похоже, вполне справедливый и полезный. Доверия к механизмам обучения в автошколах и особенно «выдачи» прав в странах ближнего зарубежья (и чего уж там таить, особенно в Азии) у нас уже очень давно нет. Больше того – если заглянуть в Интернет, можно легко наткнуться на предложения приобрести водительское удостоверение, скажем, Киргизии всего за $200 даже здесь, в России. А что говорить о том, что творится на местах, в странах СНГ? Справедливости ради стоит признать, что в сети не сложно найти объявления о продаже и российских прав, однако стоят эти нелегальные корочки намного дороже, отчего для многих мигрантов они представляются непозволительной роскошью. Впрочем, все это уже из сферы криминала, мы же целиком за соблюдение буквы закона, каким бы трудноисполнимым он ни казался.
С другой стороны, а где были все эти водители на протяжении почти четырех лет? Большинство надеялись на авось, вокруг как-никак Россия. Но кое-кто все же озаботился заменой удостоверения. На самом деле, это не слишком сложно для тех, кто действительно уверен в своих силах…
Мнение эксперта
Резюмируя позицию председателя правления российской Гильдии автошкол Сергея Лобарева, можно предположить, что еще один перенос сроков начала действия закона будет опасным. С момента появления закона почти четыре года назад российские права получили всего порядка 3% водителей-иностранцев. А если верить статистике, говорит эксперт, количество ДТП с участием начинающих водителей составляет примерно 10-12%, водителей опасного пенсионного возраста – 7-8%, зато иностранцы упоминаются в сводках с частотой более 30%. В то же время, по информации ГИБДД, в прошлом году число аварий с участием граждан иностранных государств выросло в сравнении с 2015-м: таких ДТП произошло 5216. В них получили травмы 7280 человек, а 704 человека погибли.
Читаем закон
Порядок обмена иностранного ВУ (если оно соответствует международным требованиями, закрепленным в Венской конвенции) на российское установлено Постановлением правительства от 24.10.2014 №1097 (ред. от 04.02.2016) «О допуске к управлению транспортными средствами». Обмен производится по итогам трех экзаменов: теоретический экзамен; экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством; экзамен по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения. Для обмена потребуются национальное ВУ, заявление, паспорт, медицинское заключение (справка по форме 003-В/у).
Коротко
В стране началась масштабная операция «Тонировка». За прозрачность на этот раз борются не только подразделения ДПС и ГИБДД, но и участковые уполномоченные полиции вместе с сотрудниками ППС. Последних обязали передавать коллегам из ГИБДД информацию о припаркованных во дворах и на улицах автомобилях: сообщать марку, модель, номер автомобиля, адрес парковки или координаты направления движения автомобиля. По этой информации инспекторы дорожной полиции приедут, произведут замеры уровня тонировки и в случае нарушения выпишут штраф. Рейд уже стартовал во Владимирской области и не сегодня-завтра начнется в вашем регионе.
В российском МВД подготовлен проект поправок в КоАП, которые ужесточают ответственность для водителей, отказавшихся пройти медосвидетельствование на состояние опьянения. Речь идет об изменениях в ст. 12.26 КоАП РФ, по которой сегодня нарушителей наказывают точно так же, как и пьяных водителей – штрафом на 30 тыс. рублей и лишением прав на срок от полутора до двух лет. В МВД предлагают штрафовать «отказников» на 35 тыс. рублей и лишать их водительских прав на срок от двух до трех лет. Таким образом полицейские хотят искоренить сложившуюся практику отказов от освидетельствования водителей-наркоманов.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl