И детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только во время каникул

АвтоМирАвто

Ходить в школу опасно

В России настало время весенних школьных каникул. В течение этого периода юные пешеходы нередко выбегают на дорогу в самых неожиданных местах. Однако, как выяснил «Автомир», и детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только в такое «горячее» время

Тимофей Исаев

Основная мировая тенденция в области улучшения безопасности предусматривает запрет на сквозное движение автомобилей около школ. Причем не всегда для этого требуется менять конфигурацию улицы: достаточно два раза в день перекрывать проезд – утром и вечером, когда дети идут в школу и возвращаются с уроков. Вот только готова ли этим заниматься ГИБДД?

Выражение «ходить в школу» прочно вошло в русский язык. Хотя современные реалии таковы, что дети в школу не только ходят, но и ездят – в том числе на автомобиле родителей. Не в последнюю очередь потому, что пеший путь в учебное заведение некомфортен для самих учеников. Насколько? Разобраться в этом решили московские активисты Алексей Радченко и Даниил Горохов, которые провели самостоятельное исследование безопасности дороги в школу. Для этого они при поддержке неравнодушных граждан разработали специальную анкету для московских школьников младших и средних классов. В ней у учеников спрашивали с кем они ходят в школу, насколько легко им идти на уроки, как ведут себя водители и т.д. Какого-либо акцента именно на дорожно-транспортной составляющей специально не делалось. Во многом опрос представлял собой адаптированный вариант англоязычной анкеты, созданный для изучения так называемого «индекса пешеходности» (walkability index). Всего активистам удалось собрать более 2000 индивидуальных анкет в школах ЗАО и ЮЗАО Москвы.

Что удалось выяснить

Как оказалось, большинство детей не считает путь в школу безопасным. И это – в благополучной Москве! Главной проблемой оказалась именно дорожная безопасность, а не другие факторы – скажем, хулиганы, агрессивные собаки или подозрительные взрослые (эти страхи также учитывались в анкете). К примеру, 16% опрошенных учеников отмечали, что им сложно перейти дорогу потому, что «машины едут слишком быстро». Еще 12% жаловались, что им не хватает пешеходного перехода, островка безопасности на зебре или «лежачего полицейского». Проблемы со светофорами отметили 7% детей – например, их отсутствие в нужном месте или слишком короткую зеленую фазу для пешеходов. А еще 4% пожаловались, что едущие машины не видно из-за плохого обзора. В другом вопросе, посвященном поведению автомобилистов, 17% учеников посетовали, что водители зачастую не смотрят по сторонам во время движения, а еще 13% жаловались, что автомобилисты не пропускают их на зебре или не ждут, пока они перейдут дорогу.

Интересно, что самостоятельно в школу, согласно опросу, ходит 37% учеников. Примерно столько же опрошенных (34%) водят в школу родители, родственники или няня, а еще 17% детей в школу отвозят на машине. Таким образом, даже те дети, кого на занятия отводят «за ручку», как правило, считают свой путь небезопасным именно из-за несовершенной инфраструктуры и поведения водителей. А это порождает интересный «замкнутый круг»: чтобы добраться в сохранности, юные москвичи просят родителей отвезти их в школу на машине! То есть мы все больше начинаем походить на героев одного видеоролика, в котором перед одной из американских школ выстраивается длинная пробка. Да чего уж там, в отдельных районах Москвы такая ситуация уже стала реальностью! Хотя в развитых странах мира (например, в Германии, Швейцарии и Франции) врачи активно призывают создавать условия для того, чтобы дети ходили в школу пешком. По их словам, это помогает в борьбе с ожирением, положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка и способствует развитию у него самостоятельности.

Пешеходные переходы, ограничения скорости и «лежачие полицейские» худо-бедно встречаются у московских школ. С островками безопасности и светофорами все гораздо хуже

Суровая реальность

На этом исследование можно было бы закончить, но авторы решили совместить полученные результаты с картой ДТП, основанной на данных ГИБДД за 2015-2018 гг. и открытыми данными портала data.mos.ru. Результаты повергают в шок! В Москве сейчас 640 учебных заведений, на зону пятиминутной пешей доступности от которых приходится почти 2000 ДТП с пострадавшими пешеходами (всех возрастов). Если посмотреть отношение аварий к количеству школ, окажется, что лишь 23% школ можно считать безопасными (там почти не происходит ДТП), на половину школ приходится по 1-2 пострадавшему за год, а еще 31% школ находится в зоне высокого риска – ранение и смерть из-за ДТП там – обычное дело! Собственно, данные официальной статистики ГИБДД это подтверждают: за один месяц в столице в результате аварий травмы получают более 70 детей и подростков!

«Несмотря на то, что общий уровень аварийности снижается, пешеходов на российских дорогах гибнет все больше, в том числе – детей, – поясняет автор исследования, общественный активист Алексей Радченко. – Безопасности возле школ у нас официально уделяется очень много внимания. Но нужно было проверить, насколько эти меры работают. И, как оказалось, меры, предпринятые за последние 3 года, оказались неэффективными», – замечает он.

Интересно, что в Москве каждая школа имеет паспорт дорожной безопасности. Однако в нем упор делается на уроки ПДД и другие пропагандистские мероприятия. Как мы видим из статистики, такие меры имеют слабый эффект. И хотя школьники разбираются в ПДД, на дорожную безопасность они жалуются стабильно. А вот о действительно важных мерах – установке светофоров и островков безопасности, перепрофилировании улиц и применении мер по успокоению трафика – в подобных документах не сказано ни слова. По словам Радченко, это показывает, что сейчас в сфере дорожной безопасности мы движемся в противоположном направлении от общемировых тенденций. «Улицы вокруг школ становятся более скоростными. Особенно это касается новых микрорайонов, где рядом со школой может оказаться трехполосная дорога с ограничением 80 км/ч», – замечает активист.

Выводы делать будем?

Проведенное исследование обнажает типичную ситуацию: даже в столице не создана достойная дорожно-пешеходная инфраструктура, гарантирующая безопасный путь до школы. А ГИБДД, как правило, ограничивается лишь пропагандой и профилактикой. И это мы еще не говорим о других регионах, где ситуация зачастую еще хуже. Конечно, такие меры требуют незамедлительного вмешательства органов власти. Ведь именно они, а не волонтеры, должны заниматься безопасностью на дорогах.

Ну, а нам, простым автомобилистам, остается лишь быть максимально внимательными возле школ, снижать скорость и всегда пропускать юных пешеходов на зебре. И не удивляться, если с учетом действующей сейчас административно-бюрократической практики, в ПДД помимо знака «Дети» появится еще один – «Осторожно! Водители!».

Фото: Alinute, Rafail/Fotolia.com, Т. Исаев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Рад выслушать твое мнение на этот счет»: как научиться выходить из конфликта «Рад выслушать твое мнение на этот счет»: как научиться выходить из конфликта

Как пережить обиду и принять сторону другого человека?

Forbes
Санкции и до 100 млрд рублей: чем может обернуться выдача российских паспортов в ДНР и ЛНР Санкции и до 100 млрд рублей: чем может обернуться выдача российских паспортов в ДНР и ЛНР

Во что может стать российскому бюджету выдача гражданства в упрощенном режиме

Forbes
Правила для скутеров Правила для скутеров

Появятся ли в России правила движения для электросамокатов и гироскутеров?

АвтоМир
Чуть мягче, но немного жёстче Чуть мягче, но немного жёстче

Постепенная модернизация Nissan X-Trail растянулась на несколько лет

4x4 Club
Война пяти королей: полный гид по второму сезону Война пяти королей: полный гид по второму сезону

Подробный разбор второго сезона «Игры престолов»

Esquire
Как выбрать самые удобные кроссовки для повседневной носки: основные правила Как выбрать самые удобные кроссовки для повседневной носки: основные правила

Три главные заповеди повседневных кроссовок

Playboy
Трёхминутные медитации Трёхминутные медитации

Простые техники, чтобы улучшить настроение и снять стресс

Yoga Journal
Как богатейшим россиянам передать свои состояния по наследству Как богатейшим россиянам передать свои состояния по наследству

Передача капитала второму поколению – важный и долгосрочный проект

Forbes
Возвращение динозавров Возвращение динозавров

История пикапов Chevrolet

4x4 Club
О театре со вкусом О театре со вкусом

Торжественный обед журнала ОK! с участием номинантов премии «Золотая маска»

OK!
«Никто не уйдет с кухни раньше меня». Почему Билл Гейтс помогает жене мыть посуду «Никто не уйдет с кухни раньше меня». Почему Билл Гейтс помогает жене мыть посуду

Миллиардер Билл Гейтс помогает жене мыть посуду после ужина

Forbes
Триллион с неба. Чем возврат средств из офшоров грозит экономике России Триллион с неба. Чем возврат средств из офшоров грозит экономике России

О возможных последствиях возврата средств из офшоров для экономики

Forbes
«Последний да Винчи» или Главная арт-афера XXI века: что известно о «Спасителе мира», самой дорогой картине в истории «Последний да Винчи» или Главная арт-афера XXI века: что известно о «Спасителе мира», самой дорогой картине в истории

“Спаситель мира” пропал?

Esquire
Это и правда мигрень? Это и правда мигрень?

По разным данным от мигрени страдают 11–25% женщин и 4–10% мужчин

Домашний Очаг
Александр Семчев: «Думаю о подтяжке. Морда – как у бульдога» Александр Семчев: «Думаю о подтяжке. Морда – как у бульдога»

Актер рассказал о женщине, которая заботится о нем

StarHit
9 природных альтернатив виагре: без таблеток и без вреда для здоровья 9 природных альтернатив виагре: без таблеток и без вреда для здоровья

Виагра — далеко не единственный помощник при эректильной дисфункции

Playboy
Создана новая онлайн-платформа для освоения навыков кибербезопасности Создана новая онлайн-платформа для освоения навыков кибербезопасности

«Лаборатория Касперского» представила в Москве новую платформу

CHIP
Do not disturb Do not disturb

Признаться, KIA Sorento Prime произвёля крайне неоднозначное впечатление

4x4 Club
Конкуренция за Луну: во что обходится покорение ночного светила Конкуренция за Луну: во что обходится покорение ночного светила

Осваивать Луну всерьез намерены Израиль, США, Россия и азиатские страны

Forbes
Почему всегда нужно слушать то, что тебе говорит твоя девушка (мы не шутим) Почему всегда нужно слушать то, что тебе говорит твоя девушка (мы не шутим)

Как произвести впечатление на девушку?

Playboy
Убеждения нелюбимых детей: 7 типичных ошибок Убеждения нелюбимых детей: 7 типичных ошибок

Худшие последствия детства, проведенного в токсичной семье, не всегда очевидны

Psychologies
Ешь и не расстраивай маму! Ешь и не расстраивай маму!

Мы спросили у экспертов, как сформировать правильные отношения ребенка с едой

Домашний Очаг
Связные Путина: как миллиардеры и чиновники пытались подружить Россию с Трампом Связные Путина: как миллиардеры и чиновники пытались подружить Россию с Трампом

История попыток российских чиновников построить мост между Москвой и Вашингтоном

Forbes
Без тормозов: самые яркие новинки Нью-Йоркского автосалона — 2019 Без тормозов: самые яркие новинки Нью-Йоркского автосалона — 2019

Новинки от Bugatti, Porsche, Lincoln, Fiat

Forbes
Стас Михайлов: «Детей воспитываю в строгости!» Стас Михайлов: «Детей воспитываю в строгости!»

Артист о семье, стиле и цензуре в современной музыке

StarHit
Что будет, если отказаться от сладкого на 3 месяца (если ты на это способен, конечно) Что будет, если отказаться от сладкого на 3 месяца (если ты на это способен, конечно)

Сахар — это «фу», и мы все это знаем

Playboy
Рай для Рауди Рай для Рауди

Собака Анри Матисса

The Rake
Как остаться на трубе? Стратегия России на газовом рынке Как остаться на трубе? Стратегия России на газовом рынке

У России появляются шансы стать по-настоящему глобальным игроком на рынке газа

Forbes
Серебряная страна Серебряная страна

Первооткрыватели вступив на эту землю назвали её «Серебряной страной»

4x4 Club
Журнал Минобороны рассказал о том, что российские военные владеют боевой парапсихологией Журнал Минобороны рассказал о том, что российские военные владеют боевой парапсихологией

Спецназ тренируется телепатии на дельфинах и взламывает компьютеры силой мысли

Maxim
Открыть в приложении