И детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только во время каникул

АвтоМирАвто

Ходить в школу опасно

В России настало время весенних школьных каникул. В течение этого периода юные пешеходы нередко выбегают на дорогу в самых неожиданных местах. Однако, как выяснил «Автомир», и детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только в такое «горячее» время

Тимофей Исаев

Основная мировая тенденция в области улучшения безопасности предусматривает запрет на сквозное движение автомобилей около школ. Причем не всегда для этого требуется менять конфигурацию улицы: достаточно два раза в день перекрывать проезд – утром и вечером, когда дети идут в школу и возвращаются с уроков. Вот только готова ли этим заниматься ГИБДД?

Выражение «ходить в школу» прочно вошло в русский язык. Хотя современные реалии таковы, что дети в школу не только ходят, но и ездят – в том числе на автомобиле родителей. Не в последнюю очередь потому, что пеший путь в учебное заведение некомфортен для самих учеников. Насколько? Разобраться в этом решили московские активисты Алексей Радченко и Даниил Горохов, которые провели самостоятельное исследование безопасности дороги в школу. Для этого они при поддержке неравнодушных граждан разработали специальную анкету для московских школьников младших и средних классов. В ней у учеников спрашивали с кем они ходят в школу, насколько легко им идти на уроки, как ведут себя водители и т.д. Какого-либо акцента именно на дорожно-транспортной составляющей специально не делалось. Во многом опрос представлял собой адаптированный вариант англоязычной анкеты, созданный для изучения так называемого «индекса пешеходности» (walkability index). Всего активистам удалось собрать более 2000 индивидуальных анкет в школах ЗАО и ЮЗАО Москвы.

Что удалось выяснить

Как оказалось, большинство детей не считает путь в школу безопасным. И это – в благополучной Москве! Главной проблемой оказалась именно дорожная безопасность, а не другие факторы – скажем, хулиганы, агрессивные собаки или подозрительные взрослые (эти страхи также учитывались в анкете). К примеру, 16% опрошенных учеников отмечали, что им сложно перейти дорогу потому, что «машины едут слишком быстро». Еще 12% жаловались, что им не хватает пешеходного перехода, островка безопасности на зебре или «лежачего полицейского». Проблемы со светофорами отметили 7% детей – например, их отсутствие в нужном месте или слишком короткую зеленую фазу для пешеходов. А еще 4% пожаловались, что едущие машины не видно из-за плохого обзора. В другом вопросе, посвященном поведению автомобилистов, 17% учеников посетовали, что водители зачастую не смотрят по сторонам во время движения, а еще 13% жаловались, что автомобилисты не пропускают их на зебре или не ждут, пока они перейдут дорогу.

Интересно, что самостоятельно в школу, согласно опросу, ходит 37% учеников. Примерно столько же опрошенных (34%) водят в школу родители, родственники или няня, а еще 17% детей в школу отвозят на машине. Таким образом, даже те дети, кого на занятия отводят «за ручку», как правило, считают свой путь небезопасным именно из-за несовершенной инфраструктуры и поведения водителей. А это порождает интересный «замкнутый круг»: чтобы добраться в сохранности, юные москвичи просят родителей отвезти их в школу на машине! То есть мы все больше начинаем походить на героев одного видеоролика, в котором перед одной из американских школ выстраивается длинная пробка. Да чего уж там, в отдельных районах Москвы такая ситуация уже стала реальностью! Хотя в развитых странах мира (например, в Германии, Швейцарии и Франции) врачи активно призывают создавать условия для того, чтобы дети ходили в школу пешком. По их словам, это помогает в борьбе с ожирением, положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка и способствует развитию у него самостоятельности.

Пешеходные переходы, ограничения скорости и «лежачие полицейские» худо-бедно встречаются у московских школ. С островками безопасности и светофорами все гораздо хуже

Суровая реальность

На этом исследование можно было бы закончить, но авторы решили совместить полученные результаты с картой ДТП, основанной на данных ГИБДД за 2015-2018 гг. и открытыми данными портала data.mos.ru. Результаты повергают в шок! В Москве сейчас 640 учебных заведений, на зону пятиминутной пешей доступности от которых приходится почти 2000 ДТП с пострадавшими пешеходами (всех возрастов). Если посмотреть отношение аварий к количеству школ, окажется, что лишь 23% школ можно считать безопасными (там почти не происходит ДТП), на половину школ приходится по 1-2 пострадавшему за год, а еще 31% школ находится в зоне высокого риска – ранение и смерть из-за ДТП там – обычное дело! Собственно, данные официальной статистики ГИБДД это подтверждают: за один месяц в столице в результате аварий травмы получают более 70 детей и подростков!

«Несмотря на то, что общий уровень аварийности снижается, пешеходов на российских дорогах гибнет все больше, в том числе – детей, – поясняет автор исследования, общественный активист Алексей Радченко. – Безопасности возле школ у нас официально уделяется очень много внимания. Но нужно было проверить, насколько эти меры работают. И, как оказалось, меры, предпринятые за последние 3 года, оказались неэффективными», – замечает он.

Интересно, что в Москве каждая школа имеет паспорт дорожной безопасности. Однако в нем упор делается на уроки ПДД и другие пропагандистские мероприятия. Как мы видим из статистики, такие меры имеют слабый эффект. И хотя школьники разбираются в ПДД, на дорожную безопасность они жалуются стабильно. А вот о действительно важных мерах – установке светофоров и островков безопасности, перепрофилировании улиц и применении мер по успокоению трафика – в подобных документах не сказано ни слова. По словам Радченко, это показывает, что сейчас в сфере дорожной безопасности мы движемся в противоположном направлении от общемировых тенденций. «Улицы вокруг школ становятся более скоростными. Особенно это касается новых микрорайонов, где рядом со школой может оказаться трехполосная дорога с ограничением 80 км/ч», – замечает активист.

Выводы делать будем?

Проведенное исследование обнажает типичную ситуацию: даже в столице не создана достойная дорожно-пешеходная инфраструктура, гарантирующая безопасный путь до школы. А ГИБДД, как правило, ограничивается лишь пропагандой и профилактикой. И это мы еще не говорим о других регионах, где ситуация зачастую еще хуже. Конечно, такие меры требуют незамедлительного вмешательства органов власти. Ведь именно они, а не волонтеры, должны заниматься безопасностью на дорогах.

Ну, а нам, простым автомобилистам, остается лишь быть максимально внимательными возле школ, снижать скорость и всегда пропускать юных пешеходов на зебре. И не удивляться, если с учетом действующей сейчас административно-бюрократической практики, в ПДД помимо знака «Дети» появится еще один – «Осторожно! Водители!».

Фото: Alinute, Rafail/Fotolia.com, Т. Исаев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Справиться с травлей Справиться с травлей

В российских реалиях все еще силен стереотип, что выживание закаляет характер

Домашний Очаг
Гонка длиною в 6 лет: что стоит за слиянием сетей «Красное & Белое», «Бристоль» и «Дикси» Гонка длиною в 6 лет: что стоит за слиянием сетей «Красное & Белое», «Бристоль» и «Дикси»

История одной из самых загадочных сделок в российском ретейле

Forbes
Как всегда! Как всегда!

Женевский автосалон по-прежнему многолюден и насыщен яркими новинками

АвтоМир
Цукерберг и другие: самые влиятельные бизнесмены мира по версии Time Цукерберг и другие: самые влиятельные бизнесмены мира по версии Time

Американский журнал Time попытался ответить на вопрос «Кто пишет историю?»

Forbes
Команда молодости. Зачем бизнес вкладывается в образование школьников Команда молодости. Зачем бизнес вкладывается в образование школьников

Компании «омолаживают» образовательные программы в борьбе с дефицитом кадров

Forbes
«Зачем мне отвечать?» Дерипаска проигнорировал вопросы спецпрокурора США Мюллера «Зачем мне отвечать?» Дерипаска проигнорировал вопросы спецпрокурора США Мюллера

Олег Дерипаска не ответил на вопросы спецпрокурора США о вмешательстве в выборы

Forbes
Маруся Фомина: «Зрителям нужно перебороть себя и включить голову» Маруся Фомина: «Зрителям нужно перебороть себя и включить голову»

Актриса Маруся Фомина рассказала, почему сама решила занять режиссерское кресло

Grazia
На российских ВСМ продолжается круговое движение На российских ВСМ продолжается круговое движение

Уже который год Россия планирует начать строить высокоскоростные магистрали

Эксперт
Что может разрушить даже самый счастливый брак? 3 строгих заповеди Что может разрушить даже самый счастливый брак? 3 строгих заповеди

Три заповеди, которые в браке нарушать нельзя

Playboy
Слабонервным не читать: 5 экстремальных идей для отпуска Слабонервным не читать: 5 экстремальных идей для отпуска

Пять классных испытаний, которые прокачают твою смелость

Maxim
Простым смертным очередь не занимать: сверхдорогие автоновинки Простым смертным очередь не занимать: сверхдорогие автоновинки

Уникальные машины «индивидуального пошива»

Популярная механика
Что означают костюмы героев в последнем сезоне «Игры престолов» Что означают костюмы героев в последнем сезоне «Игры престолов»

Почему Дейенерис начала носить красный и какой смысл скрыт в амулете Сансы

Vogue
Что в голове у мотоциклиста? Что в голове у мотоциклиста?

Все, о чем мотоциклисты думают и мечтают, чего опасаются

Quattroruote
Обзор игры Devil May Cry 5: Данте сильно изменился за лето Обзор игры Devil May Cry 5: Данте сильно изменился за лето

DMC5 – рассказываем, что нового появилось в игре

CHIP
Тихо! Идет съемка Тихо! Идет съемка

Интервью со Станиславом Дужниковым

OK!
11 невероятных женщин с аутизмом и их истории, меняющие мир 11 невероятных женщин с аутизмом и их истории, меняющие мир

Удивительные и талантливые женщины с аутизмом

Playboy
3 крупнейших скандала, связанных с несоблюдением кибергигиены 3 крупнейших скандала, связанных с несоблюдением кибергигиены

Интересные скандалы, связанных с нарушением правил пользования Интернетом

Популярная механика
Постглобализация и пространственное развитие Постглобализация и пространственное развитие

Программа пространственного развития должна стать основой модернизации страны

Эксперт
Легенды Британии Легенды Британии

Автомобили Land Rover Discovery обросли огромным количеством мифов и слухов

4x4 Club
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Танзания Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Танзания

Первые полторы сотни километров по Танзании мы проехали неспешно

4x4 Club
Как сбросить 10 лет за одну процедуру — отвечают бьюти-эксперты Как сбросить 10 лет за одну процедуру — отвечают бьюти-эксперты

Зачем нужен генетический паспорт и почему лазерная шлифовка кожи это не страшно

Forbes
Как мальчик из Уфы оказался в Париже. Фильм недели: «Нуреев. Белый ворон» Как мальчик из Уфы оказался в Париже. Фильм недели: «Нуреев. Белый ворон»

Режиссер Рейф Файнс снял фильм о Нурееве. Удалось ли ему передать «русский дух»?

Forbes
Город, полный занятости. Как Москва решила проблему безработицы Город, полный занятости. Как Москва решила проблему безработицы

Москва — одна из немногих столиц, в которой почти отсутствует безработица

СНОБ
Дорога в никуда. Чем обернулось строительство скоростной магистрали в Калифорнии Дорога в никуда. Чем обернулось строительство скоростной магистрали в Калифорнии

Как в США реализуют калифорнийскую скоростную железную дорогу

Forbes
Как правильно брить яички? Как правильно брить яички?

Положа руку на мошонку, просим вас – только не торопитесь

GQ
Пережившие смерть Пережившие смерть

Черчилль был так потрясен здешними саваннами, что назвал их «жемчужиной Африки»

Огонёк
Секс-драйв: усатое удовольствие от мини-вибратора Volita Секс-драйв: усатое удовольствие от мини-вибратора Volita

Знакомимся с мощным секс-девайсом от Fun Factory

Cosmopolitan
Поколение диджитал Поколение диджитал

Породистые, престижные, быстрые и ловкие – у обоих кроссоверов полно достоинств

АвтоМир
Искусство с видом на Кремль: как ГУМ стал арт-дилером Искусство с видом на Кремль: как ГУМ стал арт-дилером

Интервью с руководителем проекта ГУМ-Red-Line 2019 Игорем Казаковым

Forbes
Верный ход Верный ход

Пришло время заняться поиском места, куда сбежать летом от городской суеты

StarHit
Открыть в приложении