Голяк пошел
Оказаться с удочками на севере – давняя мечта редакционного рыбака Ильи Фишера. И вот она сбылась! Карелия, конец cентября: Белое море, озера и, конечно же, Land Rover Discovery! А кто же еще? Но что-то опять пошло не так...
Идея рвануть на четыре дня в Карелию, чтобы провести на Белом море сутки, а оставшееся время – на Пяозере, принадлежит не мне. Только душу бередить. Стоит ли упираться – из Москвы туда-обратно 3800 км – на короткий срок? Но жилье заказано, егеря заправляют бензобаки лодок и точат крючки. Значит – едем!
Первая точка – город Кемь – морские ворота на зловещие Соловки. До островов около 50 км морем. В Кеми даже сохранилось здание пересылки, через которую в годы репрессий проходили узники Соловецкого лагеря. Наш интерес, впрочем, касался рыбалки. Семга, палия, сиг, камбала, навага, сельдь, зубатка, треска, пикша – это далеко не полный список того, что ловится в Белом море. Наш интерес – треска. Ее поймать проще всего, к тому же закон ничего против не имеет. Не то что в случае с морской семгой. За нее, говорят, рыбнадзор гоняет.
Идеальный шторм
«Рыбалки завтра не будет», – встретил нас егерь с оптимизмом. В море ожидается ветер с порывами до 25 м/c. То есть как не будет, мы ж перли до Кеми 1600 км ради вот этого дня! Одной соляры 140 литров спалили! Нет уж, дорогой товарищ, выходим в море при любом раскладе. А расклад на семь утра был таким: ясно, холодно, а ветра в губе почти не чувствовалось. Но это только в губе. Килевой RIB с 40-сильной «Ямахой» взял на борт шесть человек и все же умудрился выйти на глиссер. Ходу до банки, на которой пасется треска – 20 км...
Когда мы, мокрые, окоченевшие и разбитые жесткой болтанкой и ветром, окончательно вышли из-за островов в море и заглушили мотор, рыбачить расхотелось окончательно. Изнутри нехорошими позывами накатывали приступы морской болезни. Но усилием воли собрали пару спиннингов. Ловили ровно 15 минут. Лодку сильно сносило ветром, и где находится силиконовый твистер с подсаженной для верности на крючок креветкой, было решительно неясно. «Мы ничего не поймаем», – демонически пророчествовал голосом Бастинды коварный егерь, безнадежно травя наживку под лодку на 12-метровую глубину... Однако, держась, чтобы не выпасть за борт от удара очередной волны, в течение 15 минут мы вытащили четыре «трясины» – так поморы называют треску. Трофеи не радовали, мутить от качки начинало не меня одного, спиртное не помогало, поэтому команду сматывать удочки все восприняли как помилование. Треска №5 обещала стать для нас всех последней. Не судьба, порыбачим на следующий год.
Егерь садиться не хотел
Увы, но надежды на озерную рыбалку – мы собирались ловить благородную кумжу и палию на Пяозере, которое примерно в трехстах километрах от Кеми к северо-западу – тоже не оправдались. По причине все того же ветра и шторма на Кумском водохранилище (это Пяозеро и есть) уже другой егерь горячо отговаривал нас, злых после беломорского дефолта, выходить на воду. И это при том, что за один день аренды его лодки с оборудованием для троллинга он должен был получать с нас не менее 8 000 рублей! Я, говорит, садиться из-за вас не хочу – тряс он ворохом бесполезных спасательных жилетов. И тут мы поняли: все пропало окончательно – рыбалка не состоялась.
Последние надежды оставались на Discovery. Он единственный в этой авантюре не капризничал и, оправдывая название, вселял энтузиазм готовностью к любому кипежу. Поэтому, встав базой в одном из гостевых домов поселка Пяозерский, на внедорожнике мы без труда достигли по распутице нескольких водоемов в районе Национального парка Паанаярви. Ловили на небольших озерах. Конец сентября здесь считается высоким сезоном для красной рыбы. В то время, как обычная озерная рыба почему-то осенью почти не клюет, так говорили нам местные. Голяк!
И правда, «голяк» ловился повсеместно, охотно брал на глубине и в полводы. «Клевал» на блесну, воблеры и живые насадки. Причем, голяк шел крупный, основательный, ходовой. Словом, забили мы жирным осенним карельским «голяком» все бочки... Не судите за обреченные шутки строго. Когда на водоеме впервые, поймать рыбу сложно, особенно – в непогоду. И мы это понимали. Оттого, быть может, и были близки к отчаянию, когда не увидели ни одного хвоста на разрушительно живописной лесной речке Понче. Где в безуспешной попытке добыть хариуса мокли под дождем почти целый день. Рыбы не было, ушла, вероятно, как говаривали классики, на дальний кардон...
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl