К чему стоит готовиться российским автомобилистам

АвтоМирАвто

Экологические зоны. Как это работает в Европе?

Изучаем зарубежный опыт, чтобы понять, к чему стоит готовиться российским автомобилистам

Текст Тимофей Исаев

За соблюдение экологических ограничений в Лондоне следят камеры фотофиксации

Сейчас в России готовится к реализации проект по созданию специальных зон, куда будет запрещено въезжать машинам с двигателем низкого экологического класса. По поручению правительства Минтранс РФ уже подготовил новый документ, согласно которому первые экологически чистые зоны появятся в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге. К октябрю 2019 года Минтранс совместно с МВД разработает поправки в КоАП о введении нового штрафа за въезд с нарушением знака «Экологическая зона», который появился в ПДД в июле 2018 года, но так и ни разу не применялся. Сейчас за такое нарушение теоретически грозит штраф 500 рублей. Но в Минтрансе предлагают ужесточить санкцию.

Судя по всему, в ближайшее время экозоны действительно станут реальностью в двух столицах, а потом эту практику, возможно, распространят и на другие города. Не секрет, что при разработке новой инициативы власти учитывали и зарубежный опыт. Так какие экологические ограничения существуют в других странах?

Великобритания

Экологические зоны (Low emission zone) здесь появились в 2008 году – первая заработала в Лондоне. Сегодня въезд в экозону запрещается грузовикам с двигателями, не соответствующим нормам Евро-4, и микроавтобусам, не соответствующим Евро-3. А как же легковые автомобили? А они от этих требований освобождены, если, конечно, зарегистрированы в Соединенном Королевстве. Иностранцам же нужно регистрироваться в организации Transport for London и проводить соответствующую проверку своего автомобиля. Иначе есть риск получить штраф – от 100 до 200 фунтов стерлингов (примерно 130−260 долларов). Помимо Лондона аналогичные экозоны действуют также в Норидже и Оксфорде.

Британские экозоны стали не самостоятельной, а дополнительной мерой по ограничению движения. С 2003 года в Лондоне действует платный въезд в центр города – 11,5 фунта (почти 15 долларов) в день за исключением выходных и праздников. От платы освобождены владельцы автомобилей, соответствующих требованиям Евро-5 и имеющих выбросы СО2 на уровне ниже 75 г/км, а также владельцы электромобилей и гибридов. В 2020 году в Лондоне может заработать новый, более жесткий стандарт, согласно которому владельцы всех автомобилей с двигателями ниже Евро-4 будут платить за нахождение на территории столицы по 12,5 фунтов (16,2 доллара) независимо от даты и дня недели.

Германия

В Германии экологические зоны в городах появились в 2007 году – в немецкие ПДД внесли изменения, был создан специальный знак (Umweltzone), а с 1 января 2008 года ограничения заработали в Берлине, Кельне и Ганновере. Сейчас экозоны действуют в 58 городах и в 11 Федеральных землях Германии. Самая крупная экозона в Рурской области охватывает 13 городов. Все автомобили в зависимости от уровня вредных выбросов делятся на четыре категории. Первая (самая низкая) включает автомобили без катализатора, с ненастроенным катализатором или с катализатором американского типа первого поколения. К четвертой категории (самой высокой) относятся машины с минимальным уровнем выброса. Старые автомобили тоже могут относиться к четвертой категории, если они прошли переоборудование: установку катализатора и сажевого фильтра (в случае с дизельными двигателями). Каждой категории транспорта соответствует наклейка (Plakette) – красная, желтая или зеленая. Автомобили низшей экокатегории не получают наклеек вообще. В зависимости от ограничений тем или иным ТС запрещено въезжать в центры городов. За нарушение правил водителя ждет штраф 80 евро. На автомобили, зарегистрированные в других государствах, правило тоже распространяется – им также надо покупать наклейку.

В Германии владельца неэкологичного автомобиля, заехавшего под такой знак, ждет штраф в 80 евро

Бельгия

Бельгия тоже ограничивает въезд легковых автомобилей в центры крупных городов. При этом единого подхода в стране нет. Например, с 1 февраля 2017 года в центр Антверпена могут въезжать только легковые автомобили с бензиновыми двигателями стандарта выше Евро-1 и дизельными стандарта Евро-3 и выше. А вот в столицу – Брюссель – с 1 января 2018 года ограничен въезд только для дизельных автомобилей с двигателем стандарта ниже Евро-2. Также с 1 января 2020 года планируется ограничить въезд в центр Гента. Запрет будет действовать для бензиновых автомобилей стандарта ниже Евро-2 и дизельных машин стандарта ниже Евро-4.

Бельгийцы могут купить суточный пропуск для въезда в запретную для неэкологичных машин зону, но только 8 раз за год

В отличие от соседних Германии и Франции, в Бельгии водителю не нужно клеить никаких наклеек. Если автомобиль соответствует необходимым критериям по экологичности, на нем можно свободно ехать в центр города. Если же нет, у владельца есть три варианта: первый – отказаться от поездки на личном авто. Второй – купить суточный пропуск за 35 евро. Такой пропуск доступен владельцам любых машин, однако приобрести его можно не более 8 раз в год. Наконец, третий вариант – это поехать на машине в центр, несмотря на запрет. Поездка обойдется владельцу аж в 350 евро – именно такой штраф действует для тех, кто игнорирует требования бельгийских экозон. Если владелец спохватился, что у него нет пропуска уже после того, как въехал в центр города, он может его докупить без риска получить штраф.

Франция

Во Франции экологические зоны ограниченного движения (Zones à Circulation Restreinte) появились относительно недавно. Первая подобная территория заработала 1 июля 2016 года в Париже, 1 ноября того же года за ним последовал Гренобль, а 12 декабря – Лион.

Въезжать на определенную территорию могут только автомобили со специальной наклейкой (Crit’air), которая присуждается в зависимости от экологического класса машины. Все наклейки делятся по цветам. Самую лучшую – зеленую – получают электромобили и машины, работающие на водороде. На фиолетовую могут претендовать все гибридные автомобили и машины на газе, а также бензиновые автомобили с двигателем стандарта не ниже Евро-5. За ними идут желтая (бензиновые авто с моторами Евро-4 и дизельные с двигателями не ниже Евро-5), оранжевая (бензиновые – Евро-2 и Евро-3, дизельные – Евро-4), красная (дизельные автомобили с мотором Евро-3) и серая (дизели Евро-2) наклейки. В случае, если автомобиль обладает двигателем, не соответствующим этому стандарту, он наклейки не получает.

Наклейки с обозначением экологического класса автомобиля во Франции необходимо приобретать и для машин из других государств

Точно так же, как и в Германии, во Франции для поездки в центр города с экозонами необходимо иметь наклейку – независимо от того, зарегистрирован автомобиль во Франции или нет. Сама наклейка недорогая: всего 3,11 евро. А вот ее отсутствие, равно как и въезд в экозону на автомобиле несоответствующего класса, может привести к штрафу в размере 68 евро, который вырастет до 180 евро, если водитель не оплатит его в течение 45 дней.

Швейцария

В отличие от других стран Европы в швейцарских городах экозоны не применяются вообще. Все дело в том, что местные специалисты засомневались в их эффективности с точки зрения качества воздуха. Хотя попытки ввести такую меру в конфедерации неоднократно предпринимались. Доминик Букели, планировщик, руководитель проекта Fussverkehr Schweiz: «В Швейцарии нет запретов на движение в городах автомобилей с повышенным уровнем вредных выбросов. Или автомобиль проходит соответствующую проверку во время техосмотра и может ездить по всей Швейцарии, или он проваливает тест и не может ездить вообще. Вместо введения запрета на движение старых автомобилей, лучше развивать общественный транспорт: вводить новые маршруты, модернизировать парк техники, делать выгодными тарифы на билеты. Одновременно нужно увеличивать тарифы на парковку личного транспорта. И за счет такого «кнута и пряника» можно удовлетворить транспортные потребности жителей, увеличить скорость движения транспорта и, как следствие, снизить уровень вредных выбросов».

Фото: Lucian Milasan, savoieleysse, philipk76/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru; Transport & Mobility Leuven; LEZ-Belgium.be

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разнообразие пропорций Разнообразие пропорций

Сравнительный тест Renault Koleos и Hyundai Santa Fe

АвтоМир
Коронный номер Коронный номер

Принцы и короли то и дело женятся на звездах, официантках и журналистках

Добрые советы
Королева Инстаграма без фото Королева Инстаграма без фото

Встреча Андрея Малахова с обладательницей самого необычного аккаунта в Сети

StarHit
Как именно 8 часов в интернете в день убивают твой мозг (и это не шутки) Как именно 8 часов в интернете в день убивают твой мозг (и это не шутки)

Так интернет нам все-таки друг или враг

Playboy
Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны Недоверчивая Россия: как изменился информационный ландшафт страны

Российское общество живет на две информационные повестки: официальную и свою

Forbes
Поколение диджитал Поколение диджитал

Породистые, престижные, быстрые и ловкие – у обоих кроссоверов полно достоинств

АвтоМир
«Я закончил как предприниматель»: Сергей Галицкий об уходе из бизнеса, «отжатом» «Магните» и Мамаеве «Я закончил как предприниматель»: Сергей Галицкий об уходе из бизнеса, «отжатом» «Магните» и Мамаеве

Главные заявления основателя «Магнита» из первого интервью после продажи сети

Forbes
Дарья Лисиченко: «мне ничего не стоило привить детям привычки правильного питания» Дарья Лисиченко: «мне ничего не стоило привить детям привычки правильного питания»

Чему будут учить на мастер-классах «Нескучный ЗОЖ»

Grazia
Как выбрать курительную трубку? Гид, который поможет стать Шерлоком Как выбрать курительную трубку? Гид, который поможет стать Шерлоком

Как выбрать идеальную трубку для курения табака?

Playboy
В США опубликован доклад Мюллера о российском вмешательстве в выборы В США опубликован доклад Мюллера о российском вмешательстве в выборы

Документ включает итоги двухлетнего расследования о вмешательстве России

Forbes
Sabi Miss: «Он хотел превратить меня в куклу!» Sabi Miss: «Он хотел превратить меня в куклу!»

Первое интервью певицы Sabi Miss после разрыва с продюсером

Cosmopolitan
«Я женщина, и я сделала это!». Как инженер Ubisoft воссоздавала Нотр-Дам для компьютерной игры «Я женщина, и я сделала это!». Как инженер Ubisoft воссоздавала Нотр-Дам для компьютерной игры

Кэролайн Мойс — сотрудница Ubisoft и главный художник Assassin’s Creed: Unity

Forbes
Samsung привезла в Россию 8К и 4K QLED-телевизоры Samsung привезла в Россию 8К и 4K QLED-телевизоры

Новые модели QLED-телевизоров Samsung оснащены умными процессорами

CHIP
Большой гид по лучшим винтажным магазинам мира Большой гид по лучшим винтажным магазинам мира

Где закупаются сестры Хадид, Виктория Бекхэм и Ким Кардашьян?

Vogue
Больше никакого рок-н-ролла: как убивали «Американских богов» (разбор второго сезона «Американских богов») Больше никакого рок-н-ролла: как убивали «Американских богов» (разбор второго сезона «Американских богов»)

Ко второму сезону сериал превратился в одинокий пикет дома престарелых

Esquire
Как Дарига Назарбаева пережила опалу и смерть мужа и чуть было не стала преемницей отца Как Дарига Назарбаева пережила опалу и смерть мужа и чуть было не стала преемницей отца

Карьерный путь несостоявшейся преемницы елбасы

Forbes
Быстрее, выше, сильнее! Быстрее, выше, сильнее!

Все словно помешались на собственной эффективности

Лиза
Пять лет судебной реформы: развитие не без рисков Пять лет судебной реформы: развитие не без рисков

Для дальнейшего развития судебной системы требуется ряд новаций

Эксперт
Как передать счастье по наследству Как передать счастье по наследству

«Материнство требует жертв» — постулат, который мало кто решится оспорить

Psychologies
Как цвета влияют на нашу психику Как цвета влияют на нашу психику

Какое влияние цвета оказывают на наше эмоциональное состояние

Vogue
BMW X7 BMW X7

Здесь даже пассажиры третьего ряда отнюдь не обделены комфортом

Quattroruote
Николай Немоляев: Николай Немоляев:

Интервью с Николаем Немоляевым

Караван историй
Я не нравлюсь мужчинам Я не нравлюсь мужчинам

В чем причины неуверенности в себе и от чего зависит счастье в личной жизни

Лиза
Звезда сериала «Кадетство» и вдова Евгения Евстигнеева внезапно умерла в 55 лет Звезда сериала «Кадетство» и вдова Евгения Евстигнеева внезапно умерла в 55 лет

Звездные подруги говорят, что актриса страдала от затяжной депрессии

Cosmopolitan
Отто фон Бисмарк — железный канцлер с человеческим лицом Отто фон Бисмарк — железный канцлер с человеческим лицом

1 апреля исполняется 204 года со дня рождения Отто фон Бисмарка

Maxim
9 советов, как себя вести, когда твоя девушка приболела (ты справишься!) 9 советов, как себя вести, когда твоя девушка приболела (ты справишься!)

Как вести себя, если твоя девушка «расклеилась»

Playboy
Усинский тракт Усинский тракт

Дорожная часть обычно остаётся за кадром, но так бывает не всегда…

4x4 Club
5 признаков, что тебе пора с ней окончательно расстаться (беги, глупец, все потеряно) 5 признаков, что тебе пора с ней окончательно расстаться (беги, глупец, все потеряно)

Важно понимать, что иногда отношения должны просто закончиться

Playboy
«Это шаг к пониманию того, как устроен мир» «Это шаг к пониманию того, как устроен мир»

Первая фотография черной дыры стала главной новостью прошлой недели

Огонёк
Проект «Единая Украина» Проект «Единая Украина»

Президентские выборы в Украине закончились, но борьба за власть только начнется

Эксперт
Открыть в приложении