Без машины в Исландии делать нечего. Ладно, почти нечего

АвтоМирАвто

Путешествие

Эйяфьядлайёкюдль на горизонте

Исландия ближе, чем кажется. Три часа лёту, пересадка, еще три часа – и вы в Рейкьявике. Правда, без машины в Исландии делать нечего. Ладно, почти нечего. Остров-то не так мал, а добраться до разбросанных по нему достопримечательностей можно только на колесах. Концы – по 300-500 км

Нет, российские номера на этих фотографиях – не монтаж. Два «Ниссана» – X-Trail и Qashqai – приплыли в Исландию на пароме, чтобы удивлять местных невиданными регистрационными знаками. Иностранных машин на острове нет – ну, по крайней мере, нам они ни разу не попались, – хотя паром из материковой Европы в Исландию отправляется регулярно. Просто плыть на нем очень-очень дорого – два дня в Атлантике обходятся в десятки тысяч рублей. И если мы не искали легких путей, то туристу, конечно, разумнее будет взять прокатный автомобиль уже на самом острове. Впрочем, и это тоже будет дорого. В Исландии дорого вообще все. Начиная от гостиниц («три звезды» обходятся как все пять) и заканчивая банальным бензином и едой. Топливо – минимум 100 рублей за литр. Горячее с гарниром «столовского» уровня – не меньше 1500 рублей. О роскошных ресторанах страшно подумать.

Но все траты стоят того, чтобы оказаться на этом вулканическом острове, где практически все – не такое, как вы предполагаете. На картинках Исландия кажется зеленой, но большая часть пейзажей не балует красками – виды в основном лунные. Ну или марсианские. Не зря же Исландия фигурирует в стольких фильмах в ролях других планет.

«Открыточные» же красоты находятся на приличном расстоянии друг от друга. Именно поэтому на этом острове так нужна машина. При этом дорог тут не особенно много. Большое кольцо двухполосной трассы опоясывает остров, а от него отходит разветвленная сеть троп, зачастую просто грунтовых. На них запросто можно встретить знак «только для внедорожников». И, поверьте, предупреждение – не пустой каприз властей!

Эйяфьядлайёкюдль

Это непроизносимое название стало известно всему миру, когда одноименный вулкан (а еще так же называется ледник, под которым вулкан, собственно, находится), проснулся после двухсот лет «сна». Во время извержения Эйяфьядлайёкюдля весной 2010 года в атмосферу выбросило огромные объемы пепла – по некоторым сообщениям, частички долетели даже до Москвы. Официально, впрочем, эту информацию не подтвердили. Москва, однако, все равно тоже пострадала от извержения Эйяфьядлаёкюдля – вулканический пепел «накрыл» значительную часть северного полушария, нарушив авиасообщение. Отменили множество рейсов, и российские компании также понесли большие убытки. Сейчас Эйяфьядлайёкюдль спокоен и не сказать, чтобы он привлекал туристов сам по себе. Но и рядом есть на что посмотреть!

Гекла

Исландия обязана вулканам самим своим существованием. Остров образовался около 60 млн лет назад именно благодаря активности вулканов – тогда подводных – на месте, где встречаются две литосферные плиты, Североамериканская и Евразийская. Однако пресловутый Эйяфьядлайёкюдль – далеко не самый большой или опасный из вулканов Исландии. Самым активным считается вулкан Гекла. Его исландцы называют «воротами в ад», а еще он своего рода символ Рейкьявика, да и, пожалуй, вообще всей страны. Последнее его извержение было в 2000 году, и никто не знает, когда ждать следующего – этот вулкан считается совершенно непредсказуемым. Между тем, он крайне опасен – тысячу лет назад пепел, выброшенный во время извержения Геклы, повлиял на климат всей Европы.

Скоугафосс

Благодаря тому самому леднику Эйяфьядлайёкюдль образовался один из красивейших водопадов Исландии – Скоугафосс. Тонны воды летят с высоты 60 м широким 25-метровым веером. Именно к Скоугафоссу, а не к Эйяфьядлайёкюдлю стекаются туристы со всех концов света. На водопад можно не только полюбоваться со стороны – под ним можно пройти! Тропка позади потока воды довольно широка, но мокрые камни и плотная водяная пыль превращают прогулку под водопадом в опасное и очень сырое приключение. Выйти сухим не получится, но впечатления гарантированы. Если же повезет с погодой и будет солнце, то рядом с водопадом можно увидеть радугу. Для самых храбрых есть тропки, позволяющие забраться наверх, но везде стоят предупреждения – вы идете на свой страх и риск!

Рейкьявик

Признайтесь, вы знали, как называется столица Исландии до того, как «Маша и Медведи» спели про Рейкьявик? В России о самой северной столице мира мало говорят. И это можно понять. Рейкьявик – небольшой город, очень тихий и спокойный. Одно- или двухэтажные дома, напоминающие подмосковные дачи, в самом центре – обычное дело. В Рейкьявике не особенно много достопримечательностей, обойти все самое стоящее легко можно за день. Нам же несказанно повезло – мы оказались в столице Исландии в тот единственный день в году, когда город оживает, чтобы отпраздновать день рождения. 19 августа центр закрывают для машин, а вот все рестораны, бары и клубы – открыты и забиты народом. На площадях и в скверах – концерты и шоу, и даже в церкви Хадльгримскиркья – фестиваль.

Гюдльфосс

Этот водопад настолько огромен, что его нетрудно заметить даже на снимках Исландии со спутника. Гюдльфосс – одно из самых посещаемых мест острова, к основной смотровой площадке выстраивается очередь из туристов, бредущих по каменной дорожке над пропастью. Увидеть водопад вблизи можно только летом – зимой о преодолении пути к нему и речи быть не может. Исландцы даже обустроили специальную ограду, ворота которой открыты только в теплое время года. Страшно представить, что эта красота могла быть уничтожена – а ведь местные предприниматели подумывали построить здесь ГЭС, «укротив» водопад и используя поток, порой доходящий до 2 000 м3 воды в секунду, не для любования, а для выработки электричества.

Гуннувер

Об этом месте сложно найти информацию в российских путеводителях, оно не включено в «Золотое кольцо» достопримечательностей Исландии. А ведь геотермальная зона Гуннувер по красоте мало с чем сравнится. Но туристов здесь может вообще не быть! Оказаться в одиночестве посреди грязевого поля, чтобы увидеть, как вздымается поверхность под напором горячей воды, как из-под земли валит пар – это сильное впечатление. И желающим посмотреть на геотермальные источники не придется пробираться через дебри. Сюда проложена дорога – грунтовая, конечно, – здесь есть небольшая аккуратная парковка, сделаны деревянные мостки для посетителей. Правда, говорят, ветрено почти всегда. Но оно, может и к лучшему – сильный специфический запах хотя бы частично сдувает в сторону океана.

Фьялабак

Национальный парк в центре страны труднодоступен – сюда ведет «грунтовка», на которую запрещено въезжать автомобилям без привода 4х4. Даже летом! И правильно запрещено – дорогу пересекают речки, которые приходится штурмовать в основном на свой страх и риск. Можно, конечно, разуться и «протоптать» путь, но вода-то холодная! По российским меркам в Исландии вообще-то не такая уж плохая погода. Благодаря Гольфстриму зимы на острове очень мягкие, температура за всю историю наблюдений никогда не опускалась ниже -20, а обычно зимой в Рейкьявике вообще около 0. Правда, летом субактрический климат не балует, воздух прогревается до +10, ну а вода в реках остается ледяной. Лезть в нее нет никакого желания. К счастью, оба «Ниссана» играючи справились с бродом, несмотря на то, что и обуты они были в самые обычные дорожные шины. Поехали дальше, любоваться горами и плато!

Тингведлир

Огромный национальный парк Тингведлир знаменит, прежде всего, своей историей. В этой долине больше тысячи лет назад собиралось исландское вече, фактически, самый старый парламент в Западной Европе. Здесь исландцы решили принять христианство, здесь же провозгласили независимость государства в 1944 году. Однако впечатляют посетителей не таблички с указателями «здесь произошло то-то или то-то». По территории Тингведлира проходит граница между литосферными плитами, которые продолжают расходиться. Можно полюбоваться на разломы в скалах, появившиеся из-за тектонического движения. Заботливые исландцы отметили указателями те места, где еще полвека назад не было никаких разломов и находилась дорога, которая постепенно разрушилась. Сейчас на ее месте постоянно углубляющаяся и расширяющаяся щель, над которой можно пройти.

Исландские лошади – невысокие и коренастые. Породу культивируют уже тысячу лет. Для сохранения ее чистоты в Исландию запрещено ввозить других лошадей. Более того, однажды вывезенную лошадь нельзя вернуть на остров – у исландской породы нет иммунитета против континентальных болезней

Ландманналаугар

Преодолевать «грунтовки» и броды нам нужно было для того, чтобы добраться до уникальной долины, затерянной в центре национального парка Фьялабак. Сюда приезжают самые, наверное, отважные туристы, которые селятся в палаточном лагере. Правда, не без удобств – тут, например, организованы даже общественные туалеты и кухни. Но все постройки небольшие и никак не портят обаяние этих диких мест. Ландманналаугар пустынен, но именно этим и впечатляет. Туристы ходят по окружающим долину горам, ловят рыбу, катаются на лошадях, а по вечерам отдыхают в расположенном здесь же естественном горячем источнике. Сезон – с июня по август. В холодное время года попытки добраться сюда могут быть смертельно опасными – нет дорог, нет связи, бывают сильные метели.

Голубая Лагуна

Горячая вода, поднимающаяся со дна океана, насыщенная минералами и солями, голубая из-за содержащегося в ней кремния – что может быть натуральнее? Эх, немного разочаровывает знание того, что этот знаменитый исландский курорт – рукотворный. Вот такой побочный продукт строительства геотермальной электростанции. Вода, впрочем, самая что ни на есть натуральная, соли и кремниевые соединения в ней – тоже. Слишком долго купаться в этом сорокаградусном бассейне не особенно полезно, а вот два-три часика, да с перерывами – очень даже. Курорт тоже суперпопулярный, на входе – очередь, но в воде народ рассредатачивается и наслаждаться можно вполне вольготно. Что летом, что зимой – без разница, температура всегда одна и та же, а бары открыты!

Большой Гейзер

Название – не дурацкий перевод. Эта достопримечательность по-исландски так и называется – Geysir. Просто ее имя стало нарицательным и все гейзеры мира зовут теперь так же. Впрочем, приехав к Большому Гейзеру, вы вряд ли его увидите. Выбросы воды из него крайне редки. А вот его ближайший сосед, находящийся в 40 метрах гейзер Строккур, радует публику регулярными извержениями каждые 5 минут. Столб воды и пара поднимается на 30 метров вверх. Большой Гейзер выбрасывает воду на 60 метров, но шансов наблюдать извержение практически нет. Обычно Гейзер пребывает в спокойном состоянии и выглядит как горячее голубое озеро. Но кто сказал, что это некрасиво?

Возле Гейзера организована полноценная туристическая зона с ресторанами и магазинами. Цены на еду, правда, ужасают, как и везде в Исландии
Водопад Хауифосс – один из самых высоких в Исландии, его высота – 122 м. Можно припарковаться напротив него на плато, а можно пройти пешим маршрутом по низу

Текст: Екатерина Квашенкина
Фото: Екатерина Квашенкина, Nissan

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

12 цветов в интерьере, которые «говорят» с твоим подсознанием 12 цветов в интерьере, которые «говорят» с твоим подсознанием

Цветовые решения для оформления интерьера дома

Лиза
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Молодежь рвется наверх Молодежь рвется наверх

Молодежь выбирает стабильную карьеру вместо быстрых, но временных заработков

Ведомости
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге

Как повлияет потепление климата на амазонские леса и сибирскую тайгу?

N+1
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
«Река горит!» Как необычный пожар изменил отношение Америки к экологии «Река горит!» Как необычный пожар изменил отношение Америки к экологии

Река Куяхога: пожар, переключивший сознание целой нации

ТехИнсайдер
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles

Творческий путь Йоко Оно и ее знаковые работы

Forbes
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
«В балете у меня часто бывают мучения» «В балете у меня часто бывают мучения»

Композитор Илья Демуцкий о музыке со словами и без и о работе по таблицам

Weekend
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
На российских авиалиниях растет доля пассажиров без багажа На российских авиалиниях растет доля пассажиров без багажа

Все больше пассажиров российских авиакомпаний выбирают перелеты без багажа

Inc.
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Если ты аэрофоб Если ты аэрофоб

Как перестать бояться летать на самолетах

Лиза
Мифы и научные данные о животных-долгожителях Мифы и научные данные о животных-долгожителях

От чего зависит скорость старения у разных животных?

Наука и техника
Великая Отечественная промышленность Великая Отечественная промышленность

Как СССР превзошел Германию в промышленности во время войны

Ведомости
Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить

Чем вреден эффект ноцебо и можно ли от него избавиться?

ТехИнсайдер
Атомное размещение Атомное размещение

Зачем «Росатом» решил размещать облигаций за рубежом?

Ведомости
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
Что действительно влияет на уровень холестерина? Что действительно влияет на уровень холестерина?

Как снизить уровень холестерина в крови, пока не стало слишком поздно?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении