Берегите друзей
Разные воплощения понятия «доступный внедорожник», их разделяют десятки лет и сотни тысяч рублей, но философия у Lada 4x4 и Renault Duster схожая
Быть легендой и живым классиком – дело нелегкое. Почет за былые заслуги – это, конечно, хорошо, но стоит только измениться, следуя за модой, и армия вчерашних поклонников наградит тебя обидным ярлыком «уже не тот». А если будешь хранить верность традициям – обзовут несовременным и устаревшим. Именно в такой ситуации оказалась Lada 4x4. Рожденная в середине 1970-х машина оказалась на редкость удачной и «долгоиграющей» – с набором не слишком масштабных изменений «ту самую «Ниву» производят до сих пор. Феноменальная проходимость, простота и ремонтопригодность обеспечили автомобилю популярность во многих странах мира, а экспедиции в отдаленные закоулки планеты, ралли-рейды и успехи в экспорте покрыли трехдверный внедорожник с узнаваемыми большими круглыми фарами бронзовым налетом легендарности, превратив практически в памятник. Только вот этот памятник вполне можно приобрести и испытать легенду в деле. А заодно понять, что оставаться живым классиком – не всегда хорошо.
Кстати, с покупкой лучше поторопиться. Разговоры о том, что 4x4 скоро станет историей, ведутся не первый год. Lada уже выкатила концепт нового поколения модели. По слухам, машину построят на базе Renault Duster. Именно Duster мы выбрали в качестве соперника 4x4 в этом тесте. Да, разница в цене базовых версий приличная – аж 190 100 рублей, но «француз» комфортнее, лучше оснащен, да и на бездорожье на многое способен, особенно в тестовой версии – с полным приводом, «механикой» и дизельным мотором.
Честность во всем
Вообще, несмотря на то, что Duster и 4x4 – автомобили из разных эпох, они очень близки по духу. Они честны с водителем и не пытаются строить из себя нечто особенное. Слегка неказистые, немного старомодные – как старый друг, с которым не слишком часто общаешься, но который всегда готов прийти на помощь и понимает все без слов. Таких друзей точно нужно беречь.
Впрочем, старомодность – это не всегда плохо. Например, в отличие от многих конкурентов, в Duster отличная обзорность благодаря низкой подоконной линии и высокой посадке. Интерьер – своеобразный и не лишенный эргономических просчетов. Так, не слишком удобно расположен экран мультимедиа, что особенно заметно при использовании камеры заднего вида. Зато Duster «дружит» со смартфо-нами с помощью Android Auto и Apple CarPlay, да и функционал развлекательной системы не разочарует. В целом же салон у «Дастера» уютный, к нему просто нужно привыкнуть. Как к тому самому старому другу.
Берите дизельный
Но как Duster шикарно едет! Дизель мощностью 109 л.с. доступен только в версии с МКП и полным приводом. И это определенно лучшая модификация для этой машины. Тяга великолепная даже с «низов» – под приятное урчание двигателя Renault разгоняется уверенно и напористо. Первая передача здесь исключительно для старта, а на бездорожье она успешно заменяет «понижайку». Сами переключения четкие, управляться с коробкой одно удовольствие. А орудовать рычагом придется часто, так как передачи здесь «короткие», да и достойно едет Duster в очень небольшом диапазоне оборотов. Зато самих ступеней шесть, что очень радует при дальних поездках. А еще очень радует расход топлива. За городом удалось достичь паспортного показателя в 5 л на 100 км пути, но и в московских пробках аппетит дизеля не переваливал за отметку в 6,7 л на 100 км.
Прелести дизельной версии особенно заметны вне асфальта. Подключаем полный привод с помощью удобной «шайбы» возле рычага КП, и можно штурмовать глубокие лужи, пригорки и все, что попадется на пути. Тяговитый мотор позволяет бодро стартовать и не терять скорости при прохождении препятствий, причем в режиме Lock (межосевая муфта заблокирована) можно двигаться со скоростью до 80 км/ч. Подвеска, достаточно мягкая в городских условиях, щадит пассажиров и водителя даже на бездорожье – она в меру упруга и даже на ухабах «Дастер» не подвержен сильной раскачке. Главное помнить, что Duster – все же больше городской автомобиль. Высота пластиковых бамперов, например, ограничивает проходимость. «Француз» – это удачный компромисс между городом и бездорожьем, в меру комфортный, но с талантом к оффроаду. А для покорения целины есть другие автомобили.
Такие, как Lada 4x4. По уровню брутальности ее превосходят разве что классические модели УАЗа, да и то не сильно. Тем, кто жалуется на дешевые материалы отделки и неважную эргономику «Дастера», нужно поездить на Lada, и их мнение тут же изменится. Попавшего в салон 4х4 накрывает мощнейшей волной воспоминаний о «Ладах» образца конца 1990-х. Жесткий скрипучий пластик, небрежно подогнанные детали интерьера, рубленые формы, даже кнопки и архаичные «ползунки» блока отопителя – сурово, но честно. Lada 4х4 сразу показывает водителю, что он не расслабляться сюда пришел, а по делу.
Эта машина из тех времен, когда езда на автомобиле была работой. Потому для современного водителяздесь много непонятного и неудобного. Клавиши управления разбросаны по панели хаотично, кнопка «аварийки» расположена вообще на рулевой колонке, и чтобы дотянуться до нее, нужно быть чуть ли не тренированным акробатом. Вообще, правая рука у водителя 4х4 должна быть длиннее левой и хорошо натренирована. Мало того, что ей нужно с огромным усилием передвигать три «ползунка» отопителя – главная «засада» тут с рычагом КП. Он расположен настолько далеко от водителя, что пятую передачу приходится включать кончиками пальцев. А если руки коротки – то придется принимать самые невероятные позы, чтобы и коробку переключать, и кнопками щелкать, и руль крутить. К нему, кстати, претензий почти нет. Большая «баранка» удобна, разве что приподнять ее чуть выше не помешало бы. Есть здесь и гидроусилитель, издающий страшное шипение, когда руль находится в крайних положениях.
Знакомые звуки
На ходу Lada шумна и прыгуча. Заднюю часть постоянно подбрасывает даже на ровном загородном шоссе, а вой раздаточной коробки, громкая песня мотора и шумы снаружи сплетаются в знакомую нескольким поколениям российских водителей песню. 4х4 – машина под настроение, разительно отличающаяся от любого современного автомобиля. На ней, безусловно, можно ездить и по городу, и в дальние путешествия, но назвать эти поездки комфортными никак нельзя. После преодоления отметки 100 км/ч мотор даже на пятой передаче шумит так, что в салоне невозможно разговаривать, да и для того, чтобы не отставать от потока, 83-сильный двигатель приходится выкручивать почти до максимальных оборотов.
Удел Lada – грунтовые дороги, поля и вообще любая неровная поверхность. Тут забываешь и про прыгучую подвеску, и про скрипящий пластик. А тяги мотора, которой в городе так недостает, на бездорожье вполне хватает. 4х4 демонстрирует потрясающую проходимость даже на штатной резине. Огромные ходы подвески позволяют без страха лезть туда, куда на том же Duster заезжать не рискнешь.
Renault Duster
109 л.с./ 0-100 км/ч – 13,2 c
Размеры /мм
Lada 4X4
87 л.с. i 0100 км/ч – 17 c
Размеры /мм
Важные цифры
*Цены варьируются в разных дилерских центрах
** Для Москвы, при минимальных повышающих коэффициентах
*** Полное покрытие, без франшизы, на примере одной страховой компании при максимальном возрасте и стаже водителя
Плюсы и минусы
Renault Duster
+ Экономичный и тяговитый двигатель
+ Оснащение, полный привод
- Цена версии 4x4
Lada 4x4
+ Проходимость, внешний вид
+ Цена
- Общий дискомфорт, эргономика
Мнение
Михаил Лобачев, журнал «АвтоМир»
Lada 4х4 можно обзывать динозавром сколько угодно. Но какой еще автомобиль за эти деньги обладает такими широкими внедорожными возможностями в сочетании с определенным комфортом? Этим она и уникальна. Duster же универсален, экономичен, в меру комфортен. На нем удобно и в городе, и в дальней дороге. Бюджетно? Да. Но для тех, кому машина нужна в первую очередь для рутинных поездок по совершенно разным дорогам, именно «Дастер» отлично подойдет. А Lada 4х4 лучше оставить для выездов по выходным на природу.
Рейтинг читателей
Читатели «АвтоМира» на нашей странице в соцсети «ВКонтакте» выбирали один из двух автомобилей. Все же легендарная «Нива» навсегда в сердцах соотечественников – Lada 4x4 победила со значительным отрывом.
- Renault Duster 36%
- Lada 4X4 64%
Этот и другие тесты – в наших подкастах
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl