Отправляясь на сафари в Танзанию, мы и подумать не могли, где на самом деле окажемся. Нет, мы вовсе не сбились с маршрута – просто постоянно ощущали, будто мы на другой планете. Разве есть такие потрясающие места на Земле, где время, кажется, давным-давно остановилось и никому нет дела до новинок очередного автошоу или хотя бы новой коллекции прет-а-порте?

АвтоМирАвто

Путешествие

Танзания: проснуться в саванне

Отправляясь на сафари в Танзанию, мы и подумать не могли, где на самом деле окажемся. Нет, мы вовсе не сбились с маршрута – просто постоянно ощущали, будто мы на другой планете. Разве есть такие потрясающие места на Земле, где время, кажется, давным-давно остановилось и никому нет дела до новинок очередного автошоу или хотя бы новой коллекции прет-а-порте?

Крепко прижимаясь носом к иллюминатору, я изо всех сил старалась разглядеть Килиманджаро. Высочайшая гора Африки возвышается посреди саванны на 5895 метров над уровнем моря и, занимая площадь приблизительно 388 500 га (только представьте себе!), является самой большой отдельно стоящей горой в мире. Однако увидеть ее вершину не просто – практически всегда Килиманджаро закрыта облаками. Нам определенно повезло: нашелся честный гид, который признался, что если не ехать именно к горе, то даже из национального парка Аруша заветный вид не гарантирован, и мы не стали тратиться на сафари по этому маршруту. А еще он сказал, что есть шанс увидеть вершину, если прилететь в аэропорт Килиманджаро, а не Дар-эс-Салама, крупнейшего города страны. Гарантий не было никаких, но попробовать стоило. Самолет постепенно снижался, я с надеждой смотрел сквозь облака, но все, что удалось заметить – это вулкан Меру.

Поехать на сафари самостоятельно не получится: водитель и автомобиль должны иметь лицензию для передвижения в национальных парках. Мы предпочли обо всем договориться заранее через интернет, и в аэропорту нас уже встречали. Теперь предстояло проехать примерно 50 км до города Аруша. Первое, что поразило – обилие зеленых красок вокруг и отличная дорога, по которой аккуратно катила наша свеженькая Toyota. Впрочем, ощущение современной цивилизации пропало мгновенно при въезде в сам город: хаотичное движение, пробки, пыль, одетые во что попало люди, узкие улицы и не самые приятные закоулки. Туристы сюда заезжают лишь потому, что здесь своеобразный перевалочный пункт между прибытием на континент и большим путешествием по стране.

Фирмы повсеместно предлагают индивидуальные сафари, и в случае, если вы путешествуете вдвоем или вовсе в одиночку, цены будут зашкаливать: для группы из двух человек пять дней стоят около 2000 долларов США с каждого. Но есть и такие операторы, что сами формируют состав пассажиров в автомобиле и готовы «подселить» вас к другим путешественникам. Все реально, просто нужно поискать. Этот вариант в два раза дешевле и предполагает ночевки в палатках. Но ведь и в этом есть своя романтика, не так ли? В 7.30 утра следующего дня к входу нашего отеля был подан «заслуженный» Toyota Land Cruiser 80 и мы отправились в путь. До первого пункта маршрута, озера Маньяра, примерно два часа езды. Картинка за окном на этот раз вполне могла бы напомнить Азию с ее тук-туками и рынками, если бы не яркие масаи, пасущие стада или просто бредущие куда-то вдоль дороги. Представители одного из самых известных племен Восточной Африки, ее коренные жители, ведут такой же полукочевой образ жизни, как и сотни лет назад. Их одежда – всего лишь несколько кусков ткани, повязанных на теле, обувь – простейшие сандалии, а в руках масаи всегда держат палку. Со стороны она кажется очень тонкой и бесполезной. Однако она традиционно служит для защиты. Мы спросили гида-водителя о возможности заехать в какую-нибудь деревню, и выяснилось, что за символическую плату можно не только сделать фото, но и посетить жилища. Конечно же, согласились.

Нас встретил вождь племени, довольный, с набитым животом. Первое, что он сделал – взял деньги за посещение. И только затем мужчины и женщины выстроились отдельными группами, чтобы станцевать для нас и спеть приветственную песню. После церемонии можно зайти в саму деревню. При ближайшем рассмотрении маленькие домики оказались весьма ветхими: закрепленные в земле по кругу палки связаны прутьями и сверху обложены чем-то вроде глины. Протиснувшись в узкий тоннель на входе, мы оказались внутри одного из строений (совершенно крохотного по современным меркам), и в голове повис единственный вопрос: как они тут живут? Внутри не было ничего, кроме символического каменного очага для приготовления еды и обогрева помещения и двух шкур коров – спальных мест для взрослых и детей. Так и живут… А когда начинается сезон дождей, уходят на другие территории. Честно говоря, у нас сложилось впечатление, что деревня построена специально для туристов: уж больно неаккуратно все выглядело по сравнению с теми ухоженными домами-«грибочками», что встречались по дороге (хотя их мы видели только издалека). Если это ненастоящая деревня, может быть настоящая не столь примитивна? А может быть, просто трудно поверить в увиденное, если пару дней назад ты бродил среди небоскребов, а теперь вокруг трава, овечки, шкура в качестве кровати и людей, похоже, в их быте все совершенно устраивает.

Одежда масаи – несколько кусков ткани, повязанных на теле, обувь – простейшие сандалии, их жилища примитивны: закрепленные в земле по кругу палки связаны прутьями и сверху обложены чем-то вроде глины. Когда начинается сезон дождей, масаи уходят на другие территории

Автомобили, использующиеся для сафари, специально переоборудованы: крыша поднимается так, чтобы можно было ехать стоя и наблюдать за окружающим миром, а воздухозаборник двигателя выведен высоко вверх, что позволяет преодолевать реки вброд, не опасаясь заглохнуть. Национальный парк «Озеро Маньяра» подарил первые долгожданные впечатления: обезьяны, слоны, зебры, жирафы, буйволы, бегемоты, импалы и множество разнообразных птиц. Они здесь дома, а мы в гостях – движемся по специально проложенным дорогам, съезжать с которых строго запрещено. Припасенные бинокли в тот день не понадобились – животные ходили очень близко. Ночь мы провели в стационарном кемпинге с потрясающим видом на озеро, а следующей точкой нашего маршрута стал парк Тарангире. Интересных представителей фауны мы здесь практически не встретили, но это вовсе не значит, что сюда не стоит ехать. Животные постоянно мигрируют с территории на территорию, руководствуясь изменениями климата. Засушливый сезон сменяет сезон дождей и так по кругу.

Крышу внедорожников для сафари поднимают так, чтобы можно было ехать стоя, а воздухозаборник двигателя выведен высоко вверх, чтобы преодолевать реки

К животным, переходящим дорогу прямо перед машиной, во время сафари мы уже привыкли. Но обезьяны, залезшие на капот, стали для всех большим сюрпризом

Самое известное место для сафари в Танзании – национальный парк Серенгети (граничит на севере с не менее популярным заповедником Масаи-Мара, расположенным в Кении), на территории которого разрешено жить только масаи. В конце 1950-х годов из Серенгети была отдельно выделена особо охраняемая природная зона Нгоронгоро. Здесь запрещена не только какая-либо сельскохозяйственная деятельность, но и вообще проживание людей. Останавливаемся на смотровой площадке сразу после въезда в парк. Ущипните меня! Неужели это действительно существует на Земле! Кратер Нгоронгоро похож на какой-то затерянный мир… Скорее туда!

Полет над Серенгети на воздушном шаре обойдется примерно в 400 долларов с человека

Путь пролегает через холмистую местность сказочной красоты, разрисованную буйством красок. Миниатюрные деревни масаи кажутся миражами, потому что вокруг несметное количество животных, в основном зебры, антилопы гну и жирафы, и в сознании «городского» человека такие вещи кажутся несовместимыми, а здесь это всего лишь гармоничное неспешное течение жизни. Пейзаж – нереальный. Будто мир остановился в своем развитии не просто сотни, а тысячи лет назад.

Первой, кого мы встретили после въезда в Серенгети, отмеченного символической аркой через дорогу, стала львица. Утомленная палящим солнцем и надоедливыми насекомыми, она лежала буквально на обочине. Такая встреча – большая редкость: чаще всего львы и леопарды отдыхают в высокой траве или располагаются в кронах деревьев и туристы караулят на одном месте в ожидании, когда же «кошка» куда-нибудь пойдет и ее можно будет рассмотреть во всей красе.

В этот день мы оказались так далеко от цивилизации, насколько это вообще можно представить. Где-то под небом Африки посреди бесконечной саванны небольшой палаточный лагерь, душ с холодной водой, полное отсутствие электричества, ужин при свете фонарика мобильного телефона, заряд которого уже совсем на исходе, мангусты и ящерицы агамы по соседству. Несмотря на то, что автомобили разных турфирм съезжаются на ночевку в общую точку, единого обслуживающего персонала не предполагается. Палатки ставит водитель, а еду для экипажа каждой машины готовит повар, который приезжает вместе с туристами и, пока они проводят время на фотоохоте, остается в лагере, чтобы творить кулинарное искусство.

В кемпингах глубоко в саванне нет обслуживающего персонала: палатки ставит водитель, а еду для экипажа каждой машины готовит личный повар

Проснувшись затемно, мы отправились встречать рассвет в саванне… Когда солнце неспешно поднялось из-за горизонта, нас уже ждал завтрак от «шефа»: свежеиспеченные блины, жареные в кляре бананы и кофе. Кстати, танзанийцы очень удивились, когда узнали, что блины – это русское национальное блюдо.

Обычно туристам предлагают полюбоваться закатом солнца. На сафари в саванне все наоборот: встаешь затемно и едешь встречать рассвет

Посещение Нгоронгоро было запланировано на последний день сафари, и тут нам пригодились все теплые вещи, которые мы привезли с собой. Края кратера находятся на высоте около 2300 метров над уровнем моря, к тому же ночью прошла гроза, так что в дело пошли куртки, шапки и пледы.

По небольшому серпантину Land Cruiser спустил нас на самое дно кратера, и мы снова оказались в совершенно инопланетном мире. Водитель периодически останавливал машину и глушил двигатель, чтобы мы вдоволь могли насладиться звуками природы. Размеренные переклички гну, щебет птиц, шаги буйволов… А вот совершенно сюрреалистичная картина: вокруг ни души, только зеленая равнина и слон, одиноко идущий к водопою. Передать словами ощущения очень сложно, фотографии расскажут о них намного ярче. Скажу главное: программа-максимум была выполнена, ведь кроме упомянутых животных мы встретили страусов, гиен, черных носорогов, крокодилов, африканских бородавочников, газелей Томпсона, леопардов, множество фламинго и других птиц и даже целый прайд львов. Мир вокруг нас уникален и удивителен. Танзания – одна из тех стран на планете, где вы получите не просто потрясающие, а бесценные впечатления.

Уже было отчаявшись увидеть Килиманджаро, я потянулась за журналом, но все-таки решила еще раз посмотреть в иллюминатор. И там была она! Вершина горы выглядывала из-за облаков, а самолет стремительно улетал дальше, навстречу новым путешествиям.

Текст и фото: Светлана Парфенова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Осторожно, велосипед! Осторожно, велосипед!

Какие правила должны соблюдать велосипедисты и чего надо бояться водителям авто

АвтоМир
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Бэтмен против Супермена Бэтмен против Супермена

Tank 700 двойного действия

Автопилот
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год» Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год»

О значении механизма банковского сопровождения и его будущих возможностях

Ведомости
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
Лица против мошенников Лица против мошенников

Эксперты по информационной безопасности не уверены в абсолютной защите биометрии

Ведомости
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Средние обгонят высших Средние обгонят высших

Что стоит за бумом поступлений в колледжи и техникумы

Монокль
Александр Ведяхин: «Экспорт российских ИИ-решений – стратегически важная задача» Александр Ведяхин: «Экспорт российских ИИ-решений – стратегически важная задача»

Какова роль России в развитии сотрудничества стран БРИКС в сфере ИИ?

Ведомости
Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно Продукты, которые могут оказаться опасными, если приготовить их неправильно

Если неправильно приготовить эти блюда, последствия могут быть серьезными!

ТехИнсайдер
Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос» Перспективы белого водорода: «За ним гоняются Гейтс и Безос»

Белый водород — в чем его уникальность и насколько обоснованы ожидания от него?

ФедералПресс
«Розовый. История цвета» «Розовый. История цвета»

Как розовый цвет получали в Средневековье

N+1
Всех нужнее и дороже Всех нужнее и дороже

Почему добро может повернуться неожиданной стороной ко всем участникам действа

VOICE
Как найти и устранить скрытые потери. Технологии Process Mining и Task Mining для бизнеса Как найти и устранить скрытые потери. Технологии Process Mining и Task Mining для бизнеса

Как Process и Task Mining демонстрируют весомую экономическую отдачу?

Inc.
Учеба на износ Учеба на износ

Почему школьники заняты больше, чем работающие взрослые?

Ведомости
В редких землях обнаружился раскол В редких землях обнаружился раскол

В цепочке производства редкоземельных металлов отсутствуют высокие переделы

Монокль
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Геологи раскрыли тайну Великого Лиссабонского землетрясения XVIII века Геологи раскрыли тайну Великого Лиссабонского землетрясения XVIII века

Как землетрясение 1755 года изменило Европу: научное объяснение катастрофы века

ТехИнсайдер
Открыть в приложении