Актуальная тема
С надеждой на рост
Все эксперты твердят: российский авторынок стабилизировался и в 2017 году должен вырасти. Что это означает для нас с вами? Будут скидки, будет больше выбора! Может, даже Opel вернется?
Несмотря на то, что 2016 год закончился падением продаж новых автомобилей даже по сравнению с кризисным 2015, да и первые два месяца нынешнего года были «не фонтан», большинство аналитиков и участников рынка полны оптимизма. Ждут роста в 2017 году. Какого?
Еще в январе председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер озвучил свой прогноз: рост 4% по итогам нынешнего года. Недавно же специалисты PwC обнародовали еще более оптимистичные ожидания – они рассчитывают на рост продаж на 7%. Почему?
Все дело в нефти. В PwC прямо говорят: «одним из основных факторов при прогнозировании объема продаж легковых автомобилей в России в 2017 году стал прогноз цены на нефть». Если в прошлом году «черное золото» марки Brent в среднем стоило 43,3 доллара за баррель, то к концу этого, согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, цена нефти вырастет до 55 долларов.
Влияет на рынок новых автомобилей и уровень потребительской уверенности. По данным PwC, с конца прошлого года индексы, которые отражают настроение потребителей, начали демонстрировать положительную динамику. Народ стал чуточку, но увереннее в завтрашнем дне.
Наконец, третий фактор, который, конечно, не ключевой для рынка, но влияет на него весьма заметно, – это поддержка автопрома государством. В 2017 году ожидается, что автопроизводители получат субсидии на компенсации затрат, связанных с производством в размере 17,5 млрд рублей. Еще почти столько же власти планируют потратить на финансирование программ «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Свое дело». Дополнительно 10 млрд рублей чиновники Минпромторга хотят направить на субсидирование лизинга.
Все это вместе, считают в PwC, должно дать результат в 1,2 млн проданных новых машин. В АЕБ рассчитывают на 1,48 млн.
Конечно, это копейки. Сравните с Китаем – там в 2016 году было продано 24,37 млн новых автомобилей. Да и у нас в лучшие годы результаты были куда круче нынешних. В 2008 году в РФ владельцев нашли 2,74 млн легковушек, а в рекордном 2012 году – 2,76 млн.
Когда наш авторынок вернется к прежним показателям, утверждать не берется никто. Лишь к 2021 году, как рассчитывают в PwC, продажи новых машин могут достичь уровня 2,18 млн. И то лишь если экономика страны не испытает больше никаких шоков.
Конечно, было бы здорово, если бы эти предсказания аналитиков сбылись. И дело вовсе не в том, что нам хочется радоваться за автопроизводителей.
Рост продаж (и, соответственно, оборотов) даст им возможность тратить больше денег на привлечение клиентов. Продавцы смогут предлагать больше скидок. Помните, как в том же 2008 или 2012 году каждую весну начинался парад спецакций и предложений? Они позволяли сэкономить при покупке даже бюджетной модели процентов 10-15. Это наверняка вернется, если рынок пойдет в рост.
А еще растущий спрос на автомобили вынудит производителей расширять модельные ряды. При объеме рынка в 2 млн легковушек ежегодно им придется вернуть к нам те модели, которые перестали ввозить в России из-за кризиса. Будет больше ситикаров, больше MPV и универсалов... А там, глядишь, и Opel вернется, о чем уже несколько месяцев по рынку ходят упорные слухи. Пока, правда, не подтвержденные представителями компании.
То, что рынку новых автомобилей есть куда расти, косвенно подтверждает и ситуация на вторичном рынке. Он достаточно легко «переварил» кризис и стабильно растет. В 2016 году, по данным аналитического агентства «Автостат», подержанные легковушки продавались на 6% лучше, чем в 2015 году. Естественно, тут все «завязано» на ценах – новые машины для многих стали неподъемно дорогими, и народ все чаще смотрит на старые автомобили. Хотя и они подорожали – и очень значительно.
Это наглядно видно по рейтингу остаточной стоимости, составленному все теми же специалистами «Автостата». Они сравнивали стоимость одного и того же автомобиля в 2013 году (когда он приобретался новым) и в 2016 на вторичном рынке. Очень многие модели потеряли в цене совсем немного. Некоторые же и вовсе в подержанном виде продаются дороже, чем за три года до этого покупались новыми. Впрочем, стабилизация на рынке новых машин и отсутствие скачков курса рубля эту забавную ситуацию со временем поправят.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl