Многие привыкли считать, что на современных автозаводах трудятся в основном роботы, а ручная сборка – удел или самых крутых или совсем отстающих. Но завод Skoda в Млада-Болеславе разрушает стереотип

АвтоМирСтиль жизни

Репортаж

Люди важнее

Многие привыкли считать, что на современных автозаводах трудятся в основном роботы, а ручная сборка – удел или самых крутых или совсем отстающих. Но завод Skoda в Млада-Болеславе разрушает стереотип

Текст: Екатерина Квашенкина. Фото: Екатерина Квашенкина/Burda Media, Skoda

На заводе в Млада-Болеславе делают модели Skoda Octavia, Fabia и Rapid, а также целую линейку двигателей и трансмиссий, почти половина из которых ставится на модели других брендов концерна VW

На заводе в Млада-Бо-леславе делают модели Skoda Octavia, Fabia и Rapid, а также целую линейку двигателей и трансмиссий, почти половина из которых ставится на модели других брендов концерна VW

okkhwuc3.jpg?v=1

pnsince0.jpg?v=1Главный завод чешской компании в Млада-Болеславе, что неподалеку от Праги, огромен. На площади в 220 га расположены металлургическое производство, цеха штамповки и сварки, конечной сборки, линии двигателей и трансмиссий. Здесь есть даже собственная электростанция, которая питает не только предприятие, но и часть города Млада-Болеслав.

b4qkaq1q.jpg?v=1
Грузы по цехам перевозят не только на управляемых людьми машинах, но и на роботизированных тележках, которые еще и играют музыку. По выбору композиции рабочие уже научились угадывать настроение начальника отдела логистики

Пока мы в разгар рабочего дня едем от проходной до цеха, где делают моторы, видим толпы – без преувеличения – людей, перемещающихся по территории. Мужчины и женщины идут неспешно, кто куда, поодиночке или группками, кто-то останавливается, чтобы поболтать, кто-то присаживается на парапеты или газоны. Народ разновозрастный, многие ярко одеты. Картина ни капли не напоминает образы «рабочие спешат к конвейеру» или «трудяги расходятся по домам после смены», которые у всех нас остались в головах с советских времен. Это зрелище куда ближе к видам западных университетских городков или кампусов, что демонстрируют в голливудских фильмах. Мало на каком заводе можно такое увидеть! Секрет в том, что рабочие графики у всех разные, смены спланированы в цехах очень гибко, а народу на заводе в Млада-Болеславе – 20 000, вот и видишь на улице одновременно и тех, кто идет на сборку, и тех, кто уже отправляется домой. Но почему они все такие радостные?

​Каждый день с конвейеров Млада-Болеслава сходит по 2300–2500 автомобилей. Всего же в Чехии каждый день собирают 3000–3100 машин – это вместе с заводом в Квасинах, где делают Superb и Yeti. Еще у Skoda есть завод во Врхлаби, но там сейчас выпускают только трансмиссии

Когда только 25 лет назад концерн Volkswagen договаривался с чешским правительством о приобретении бренда Skoda и самого завода, власти поставили «пришельцам» очень жесткие условия в части социальной ответственности производителя, которые должны исполняться и сейчас. Уволить или сократить работника завода почти невозможно – и очень дорого. Именно поэтому руководство предприятия не пытается переводить абсолютно все возможные операции на конвейере на роботов и сохраняет большой штат. Например, если поставить всего 1 дополнительного робота на линию производства двигателей, придется сократить 7 человек. А за это компанию, мягко говоря, власти не похвалят. Хотя, конечно, там, где это не навредит людям и где это важно для качества продукции, стоят самые современные машины. Например, те же моторы проверяются автоматикой, она по 3 минуты тестирует в режиме, приближенном к реальной эксплуатации, абсолютно каждый двигатель.

На предприятии есть и сильный профсоюз, в который все вступают за символическую плату в 100 чешских крон, и помимо защиты своих прав за эти деньги рабочие получают, например, бесплатные билеты в кино, театры, аквапарки... Обедами на заводе тоже кормят бесплатно, и обеды эти, говорят, настолько хороши, что многие берут наборы домой, доплачивая по 1 евро и кормя так всю семью. Средняя же зарплата на заводе вроде бы не гигантская по меркам Европы, 1250 евро. Но представьте – это ведь около 93 000 руб. по нынешнему курсу!

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бумажные преграды Бумажные преграды

Путь простого автомобилиста к счастью может быть сложен и тернист

АвтоМир
Шерше ля Фомина! Шерше ля Фомина!

Интервью с Марусей Фоминой – актрисой, умницей и просто красавицей

Maxim
Всякому зверю Всякому зверю

Как и предсказывали мудрецы, настает время владычества Деревянной Змеи!

VOICE
Быть еде Быть еде

У России есть все шансы завоевать мир при помощи соленых огурцов

GQ
Тем временем в Лондоне Тем временем в Лондоне

Как юристы держав решали судьбу бывших руководителей нацистской Германии

Дилетант
Право на смерть, часть 1: неизлечимо больные Право на смерть, часть 1: неизлечимо больные

Истории людей, выбравших смерть вместо неизлечимой болезни

Правила жизни
Дай пять! Дай пять!

Конкуренция среди относительно компактных и доступных автомобилей обостряется с каждым годом. Мы собрали вместе типичных представителей своего класса и представили, что выбираем...

АвтоМир
Под знаком Лео Под знаком Лео

В «Выжившем» Леонардо Дикаприо борется с медведем, мерзнет, греется, носит бороду, роет землю и снова мерзнет. В жизни он не менее активно борется с глобальным потеплением и властью капитала.

GQ
Отроки во Вселенной Отроки во Вселенной

Чем среднестатистический мужчина отличается от взрослого человека.

Glamour
Пробуди в себе гонщика Пробуди в себе гонщика

Компания Bridgestone выпустила новые летние спортивные шины – Potenza Adrenalin RE003

АвтоМир
Выступление в защиту Выступление в защиту

Факты и цифры, которые помогут вам наслаждаться солнцем без вреда для здоровья

Glamour
Гости дорогие Гости дорогие

О том, как чиновники из «Росавтодора» ездили в Германию обмениваться опытом с Дорожной администрацией Баварии

АвтоМир
Volvo XC90 Volvo XC90

В России начались продажи шведского внедорожника Volvo XC90 в исполнении R-Design. Наш корреспондент познакомился с новинкой поближе и выяснил, чем же она принципиально отличается от уже известных нам версий

АвтоМир
Поговорим о высоком Поговорим о высоком

Юрия Колокольникова взяли на одну из заметных ролей в сериале «Игра престолов»

Glamour
Polepole на Занзибаре Polepole на Занзибаре

Воды Индийского океана безумного бирюзового цвета, белый песок на берегу, пальмы… Какой любитель экзотических путешествий, живописных пляжей, теплой водички, в которую можно окунуться с разбега, как в фильмах, не мечтает побывать на Занзибаре?

АвтоМир
Пришла первой Пришла первой

Гаранс Доре по-прежнему не сдает лидирующих позиций

Glamour
Сила света Сила света

Ставки в случае с новыми «Звездными войнами» высоки: четыре миллиарда долларов, за которые студия Disney купила у Джорджа Лукаса его компанию, и ожидания миллионов сумасшедших (включая нас), которые молятся на оригинальную трилогию. На случай, если вы отвлеклись – вышедшая на экраны между 1977 и 1983 годами трилогия перевернула историю кино – и как бизнеса, и как искусства. Но создатель фильмов Джордж Лукас затем снял три неочевидных фильма-приквела, по чьему-то удачному выражению, «изнасиловав» собственное детище. В результате классик уступил родительские права режиссеру Джей-Джею Абрамсу, который теперь должен спасти целую галактику.

GQ
Король Шотландии Король Шотландии

Король Макбет любил власть, и сыгравший его Майкл Фассбендер ради кинематографической короны тоже пошел на жертвы.

GQ
Прощай, оружие! Прощай, оружие!

Илья Найшуллер о дальнейших планах по завоеванию мира

Glamour
Chevrolet Tahoe Chevrolet Tahoe

Гигант вовсе не считается эталоном надежности, однако почему-то синонимы к слову Tahoe подбираются именно такие: фундаментальный, убедительный, стопроцентный... Попробуем разобраться в причинах

АвтоМир
Век асфальта не видать Век асфальта не видать

Многочисленные форумы и конференции, посвященные дорожному строительству, по своим масштабам и частоте начали активно опережать интенсивность самого дорожного строительства в России

АвтоМир
Право на смерть, часть 2: как закончить старость Право на смерть, часть 2: как закончить старость

Истории людей, решивших закончить свою долгую старость

Правила жизни
На годы вперед На годы вперед

Каким должен быть официальный сервис, чтобы клиенты выбирали его и после окончания гарантии? Компания Jaguar Land Rover раскрывает свои рецепты

АвтоМир
Мифотворец Мифотворец

Поэт Николай Гумилев мечтал, чтобы не только творчество, но и жизнь его была произведением искусства. Так и получилось.

GQ
Борьба за педали Борьба за педали

Велосипед – самый модный тренажер и антидепрессант этого лета

Glamour
Новый круг общения: как вести себя в компании незнакомых людей Новый круг общения: как вести себя в компании незнакомых людей

Бери на заметку эти идеи, как влиться в новую компанию!

VOICE
Шутки в сторону Шутки в сторону

Несмешные шутки про «натягивающийся автомобиль» теперь неуместны. smart fortwo нового поколения – далеко не игрушка, а самая настоящая и полноценная машина. Просто очень маленькая

АвтоМир
Готовы жить вечно? Готовы жить вечно?

Генная инженерия, нанороботы и искусственный интеллект — своими революционными идеями технологические концерны отменяют действие законов биологии. Их цель — бессмертие.

CHIP
Теория поля Теория поля

По какому бы полю ни гуляла девушка, она попадет в поле зрения фотографа Playboy

Playboy
Главный экспонат Главный экспонат

Алла Бергер решила продемонстрировать нам все свои татуировки

Playboy
Открыть в приложении