Многие привыкли считать, что на современных автозаводах трудятся в основном роботы, а ручная сборка – удел или самых крутых или совсем отстающих. Но завод Skoda в Млада-Болеславе разрушает стереотип

АвтоМирСтиль жизни

Репортаж

Люди важнее

Многие привыкли считать, что на современных автозаводах трудятся в основном роботы, а ручная сборка – удел или самых крутых или совсем отстающих. Но завод Skoda в Млада-Болеславе разрушает стереотип

Текст: Екатерина Квашенкина. Фото: Екатерина Квашенкина/Burda Media, Skoda

На заводе в Млада-Болеславе делают модели Skoda Octavia, Fabia и Rapid, а также целую линейку двигателей и трансмиссий, почти половина из которых ставится на модели других брендов концерна VW

На заводе в Млада-Бо-леславе делают модели Skoda Octavia, Fabia и Rapid, а также целую линейку двигателей и трансмиссий, почти половина из которых ставится на модели других брендов концерна VW

okkhwuc3.jpg?v=1

pnsince0.jpg?v=1Главный завод чешской компании в Млада-Болеславе, что неподалеку от Праги, огромен. На площади в 220 га расположены металлургическое производство, цеха штамповки и сварки, конечной сборки, линии двигателей и трансмиссий. Здесь есть даже собственная электростанция, которая питает не только предприятие, но и часть города Млада-Болеслав.

b4qkaq1q.jpg?v=1
Грузы по цехам перевозят не только на управляемых людьми машинах, но и на роботизированных тележках, которые еще и играют музыку. По выбору композиции рабочие уже научились угадывать настроение начальника отдела логистики

Пока мы в разгар рабочего дня едем от проходной до цеха, где делают моторы, видим толпы – без преувеличения – людей, перемещающихся по территории. Мужчины и женщины идут неспешно, кто куда, поодиночке или группками, кто-то останавливается, чтобы поболтать, кто-то присаживается на парапеты или газоны. Народ разновозрастный, многие ярко одеты. Картина ни капли не напоминает образы «рабочие спешат к конвейеру» или «трудяги расходятся по домам после смены», которые у всех нас остались в головах с советских времен. Это зрелище куда ближе к видам западных университетских городков или кампусов, что демонстрируют в голливудских фильмах. Мало на каком заводе можно такое увидеть! Секрет в том, что рабочие графики у всех разные, смены спланированы в цехах очень гибко, а народу на заводе в Млада-Болеславе – 20 000, вот и видишь на улице одновременно и тех, кто идет на сборку, и тех, кто уже отправляется домой. Но почему они все такие радостные?

​Каждый день с конвейеров Млада-Болеслава сходит по 2300–2500 автомобилей. Всего же в Чехии каждый день собирают 3000–3100 машин – это вместе с заводом в Квасинах, где делают Superb и Yeti. Еще у Skoda есть завод во Врхлаби, но там сейчас выпускают только трансмиссии

Когда только 25 лет назад концерн Volkswagen договаривался с чешским правительством о приобретении бренда Skoda и самого завода, власти поставили «пришельцам» очень жесткие условия в части социальной ответственности производителя, которые должны исполняться и сейчас. Уволить или сократить работника завода почти невозможно – и очень дорого. Именно поэтому руководство предприятия не пытается переводить абсолютно все возможные операции на конвейере на роботов и сохраняет большой штат. Например, если поставить всего 1 дополнительного робота на линию производства двигателей, придется сократить 7 человек. А за это компанию, мягко говоря, власти не похвалят. Хотя, конечно, там, где это не навредит людям и где это важно для качества продукции, стоят самые современные машины. Например, те же моторы проверяются автоматикой, она по 3 минуты тестирует в режиме, приближенном к реальной эксплуатации, абсолютно каждый двигатель.

На предприятии есть и сильный профсоюз, в который все вступают за символическую плату в 100 чешских крон, и помимо защиты своих прав за эти деньги рабочие получают, например, бесплатные билеты в кино, театры, аквапарки... Обедами на заводе тоже кормят бесплатно, и обеды эти, говорят, настолько хороши, что многие берут наборы домой, доплачивая по 1 евро и кормя так всю семью. Средняя же зарплата на заводе вроде бы не гигантская по меркам Европы, 1250 евро. Но представьте – это ведь около 93 000 руб. по нынешнему курсу!

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марш легионеров Марш легионеров

Китайские автомобили перестали удивлять странными решениями и спорным дизайном

АвтоМир
Прощай, оружие! Прощай, оружие!

Илья Найшуллер о дальнейших планах по завоеванию мира

Glamour
Сад на ладони Сад на ладони

Создаем домашний флорариум своими руками:

Лиза
Пробуди в себе гонщика Пробуди в себе гонщика

Компания Bridgestone выпустила новые летние спортивные шины – Potenza Adrenalin RE003

АвтоМир
Вопрос/ответ Вопрос/ответ

Как защититься от падения астероида и можно ли создать искусственную ДНК?

Вокруг света
Chevrolet Tahoe Chevrolet Tahoe

Гигант вовсе не считается эталоном надежности, однако почему-то синонимы к слову Tahoe подбираются именно такие: фундаментальный, убедительный, стопроцентный... Попробуем разобраться в причинах

АвтоМир
Режим ожидания Режим ожидания

Три известные женщины в положении о волшебстве родов и трудностях материнства

Glamour
Быть еде Быть еде

У России есть все шансы завоевать мир при помощи соленых огурцов

GQ
Пришла первой Пришла первой

Гаранс Доре по-прежнему не сдает лидирующих позиций

Glamour
Volvo XC90 Volvo XC90

В России начались продажи шведского внедорожника Volvo XC90 в исполнении R-Design. Наш корреспондент познакомился с новинкой поближе и выяснил, чем же она принципиально отличается от уже известных нам версий

АвтоМир
Кейт Уинслет Кейт Уинслет

«Счастье – это большой семейный ужин. В моей жизни много счастья».

Glamour
Век асфальта не видать Век асфальта не видать

Многочисленные форумы и конференции, посвященные дорожному строительству, по своим масштабам и частоте начали активно опережать интенсивность самого дорожного строительства в России

АвтоМир
Право на смерть, часть 2: как закончить старость Право на смерть, часть 2: как закончить старость

Истории людей, решивших закончить свою долгую старость

Правила жизни
На годы вперед На годы вперед

Каким должен быть официальный сервис, чтобы клиенты выбирали его и после окончания гарантии? Компания Jaguar Land Rover раскрывает свои рецепты

АвтоМир
Король Шотландии Король Шотландии

Король Макбет любил власть, и сыгравший его Майкл Фассбендер ради кинематографической короны тоже пошел на жертвы.

GQ
Гости дорогие Гости дорогие

О том, как чиновники из «Росавтодора» ездили в Германию обмениваться опытом с Дорожной администрацией Баварии

АвтоМир
Выступление в защиту Выступление в защиту

Факты и цифры, которые помогут вам наслаждаться солнцем без вреда для здоровья

Glamour
Тяжело в мучении Тяжело в мучении

GQ отправился в Калининград, чтобы увидеть, как снимают новый фильм Кирилла Серебренникова «(М)ученик»

GQ
Борьба за педали Борьба за педали

Велосипед – самый модный тренажер и антидепрессант этого лета

Glamour
Экзамен на жизнь Экзамен на жизнь

Уже осенью получить водительские права станет значительно сложнее. Разбираемся в нововведениях!

АвтоМир
Дай пять! Дай пять!

Конкуренция среди относительно компактных и доступных автомобилей обостряется с каждым годом. Мы собрали вместе типичных представителей своего класса и представили, что выбираем...

АвтоМир
Polepole на Занзибаре Polepole на Занзибаре

Воды Индийского океана безумного бирюзового цвета, белый песок на берегу, пальмы… Какой любитель экзотических путешествий, живописных пляжей, теплой водички, в которую можно окунуться с разбега, как в фильмах, не мечтает побывать на Занзибаре?

АвтоМир
Право на смерть, часть 1: неизлечимо больные Право на смерть, часть 1: неизлечимо больные

Истории людей, выбравших смерть вместо неизлечимой болезни

Правила жизни
Шутки в сторону Шутки в сторону

Несмешные шутки про «натягивающийся автомобиль» теперь неуместны. smart fortwo нового поколения – далеко не игрушка, а самая настоящая и полноценная машина. Просто очень маленькая

АвтоМир
Сила света Сила света

Ставки в случае с новыми «Звездными войнами» высоки: четыре миллиарда долларов, за которые студия Disney купила у Джорджа Лукаса его компанию, и ожидания миллионов сумасшедших (включая нас), которые молятся на оригинальную трилогию. На случай, если вы отвлеклись – вышедшая на экраны между 1977 и 1983 годами трилогия перевернула историю кино – и как бизнеса, и как искусства. Но создатель фильмов Джордж Лукас затем снял три неочевидных фильма-приквела, по чьему-то удачному выражению, «изнасиловав» собственное детище. В результате классик уступил родительские права режиссеру Джей-Джею Абрамсу, который теперь должен спасти целую галактику.

GQ
Поговорим о высоком Поговорим о высоком

Юрия Колокольникова взяли на одну из заметных ролей в сериале «Игра престолов»

Glamour
WhatsApp, брат? WhatsApp, брат?

Мы знаем про Чечню разное. Но вот что Грозный внезапно оказался на пике медийных тенденций 2015 года - необычная для региона новость. Григорий Туманов ("ъ") выясняет, как WhatsApp стал главным СМИ в республике.

GQ
Рекламная пауза Рекламная пауза

Далеко не полный список знаменитостей, лишившихся рекламных денег из-за скандала

Playboy
Вас здесь не стояло Вас здесь не стояло

Вот уже давно нет Советского Союза, но очереди не исчезли

Playboy
Настоящая Эмманюэль Настоящая Эмманюэль

История героини классики эротического кино 70-х

Playboy
Открыть в приложении