1970-е–80-е годы оказались насыщенным для женской повестки десятилетием

ForbesРепортаж

Ясли и христианство: как в СССР уживались диссидентский и официальный феминизм

1970-е–80-е годы оказались насыщенным для женской повестки десятилетием: СССР принял участие в Международной декаде ООН по правам женщин, внутри страны остро встал вопрос решения проблемы двойной нагрузки, одновременно феминизм пришел в диссидентское движение. Как все эти факторы сказались на положении советских женщин?

Анастасия Андреева

Фото Белявого Сергея / Фотохроника ТАСС

Продолжаем наш цикл «История русского феминизма» интервью с докторанткой Центрально-Европейского университета Александрой Талавер и докторанткой Центра исторических исследований Sciences Po (Париж) Анной Сидоревич, исследования которых связанны с решение женского вопроса в позднем Советском Союзе. В 2020 году они переиздали самиздатский альманах ленинградских феминисток-диссиденток «Женщина и Россия» (он вышел с документами и пояснениями в книге «Феминистский самиздат: 40 лет спустя»).

— В 1979 году вышел альманах «Женщина и Россия». Что предшествовало его появлению?

Анна Сидоревич: Идея создания женского журнала впервые пришла к Татьяне Мамоновой — неофициальной ленинградской художнице и поэтессе — еще в конце 1960-х. В воспоминаниях она рассказывает, что обронила эту мысль на допросе в КГБ в 1968 году, куда ее вызвали из-за участия в протесте против введения советских войск в Чехословакию.

Мы можем предположить, что во многом доступ к иностранной, а именно западной феминистской прессе сыграл важную роль в появлении у Мамоновой интереса к вопросу феминизма. У нее были контакты с иностранными дипломатами, она говорила на иностранных языках и могла читать западные журналы, а 1960-е и начало 1970-х — это время подъема Движения за освобождение женщин — так называемой второй волны феминизма на Западе. Татьяна также разделяла идеи марксистского феминизма и считала, что эмансипация советских женщин после прихода к власти большевиков была верной и прогрессивной. По ее мнению, поворот случился в годы нахождения у власти Сталина. Она также пыталась выйти на контакт с Комитетом советских женщин — основной женской организацией в СССР, в которую она хотела вступить. Она писала редактору журнала «Советская женщина», а в 1970 году отправила для публикации свой текст о сексуальности и сексуальных ролях, в котором, помимо прочего, подчеркивала свое позитивное отношение к мастурбации и гомосексуальности — естественно, статья была возвращена.

Анна Сидоревич

Мамонова снова вернулась к идее создания независимого женского журнала в 1975-м, уже после рождения сына — и именно трудный опыт родов, который она описала в тексте «Роды человеческие», может быть тем фактором, который стимулировал возвращение к идее создания женского журнала. Она поделилась ей с Юлией Вознесенской, известной во «второй культуре» Ленинграда поэтессой и диссиденткой, но та участвовать в публикации журнала сначала отказалась. Она не видела необходимость отдельно обозначать вопрос положения женщин, когда ситуация с нарушением прав человека касалась одинаково всех в СССР. Как Вознесенская напишет в статье несколько лет спустя, ей понадобилось пройти через советские тюрьмы, чтобы понять, что женский вопрос в СССР требует отдельного разговора. Унижение женщин, насилие по отношению к женщинам в тюрьме, которые она описывает в своем тексте «Письмо из Новосибирска», — это то, что было несопоставимым с официальной пропагандой о решении «женского вопроса» в СССР и заботе социалистического государства о женщинах и детях.

В 1979 году Татьяна Мамонова обратилась с предложением о создании женского журнала к Татьяне Горичевой — православному философу, соредактору самиздатского журнала «37» и создательнице подпольного религиозно-философского семинара в Ленинграде. Горичева предложение приняла, так как ей казалось, что среда ленинградского андеграунда была излишне элитарной и игнорировала вопросы, связанные с жизнью большинства людей, которая была наполнена страданием — и русская женщина страдала вдвойне. До обращения к Горичевой Мамонова и ее муж Геннадий Шикарев думали также о публикации этого журнала на Западе, так как отношение к феминизму в СССР, по их словам, было крайне негативным и в официальной среде, и в среде неофициального андеграунда. Горичева уверила их в том, что необходимость выпускать такой журнал в СССР есть, и также пригласила к сотрудничеству Наталию Малаховскую, неофициальную писательницу, какое-то время секретаря журнала «37», и дала ей прочесть тот самый текст Мамоновой «Роды человеческие». Этот текст произвел сильное впечатление на Наталию: он заставил ее вспомнить о своем собственном опыте родов в советском роддоме, где она чуть было не умерла от родильной горячки. Именно Малаховская принесла в редакцию «Письмо из Новосибирска» Юлии Вознесенской, которая присоединилась к группе после своего освобождения в 1979 году.

Александра Талавер: Альманах «Женщина и Россия» появляется, как реакция на замалчивание женских проблем внутри диссидентского круга и как реакция на сексизм внутри этого круга. Про это авторы альманаха, особенно Татьяна Мамонова, много пишут и говорят. Наталья Малаховская в своих воспоминаниях, которые опубликованы в нашей книге «Феминистский Самиздат 40 лет спустя», вспоминает, что для нее было главной похвалой, если ей говорили, что она пишет, как мужчина, что у нее мужская литература. Тогда слово «мужчина» было синонимом качества. Поэтому для нее признание своей женской идентичности или женского существа было большим шагом вперед. В этом смысле диссидентский феминизм будет очень сильно отличаться от западного феминизма второй волны, — для них будет важна рекламация порой очень традиционной женственности.

— Александра, в других интервью вы говорили об официальных журналах «Работница» и «Крестьянка» и о том, как в них рассматривались понятия сексизма и объективации (возможно, в другой терминологии). Правильно ли я понимаю, что они использовались исключительно для описания явлений из капиталистических стран, вне внутреннего контекста?

Александра Талавер: Да. Важно, что через официальное советское женское движение некоторые его участницы имели доступ к западной литературе. Они посещали международные собрания, где давали интервью и где их могли спросить, я находила в документах: «Что вы думаете о творчестве Бетти Фридан?». И им надо было что-то отвечать, чтобы показать, что Советский Союз в курсе текущей повестки. И мы видим, что этот критический, феминистский дискурс проникает и в официальные советские женские медиа, такие как «Работница». Там буквально используются термины «сексизм» и «предмет секса» (как перевод объективации). Там обсуждается феминизм, но с негативной коннотацией, разумеется. Все эти термины в 1975 году активно обсуждаются в «Работнице», тираж которой 13 млн копий в месяц. Непонятно, как их читали, конечно, но тираж был внушительный.

В альманахе «Женщина и Россия» особенность в том, что авторки берут эту феминистскую критическую лексику и направляют ее на сам Советский Союз, и, более того, на само диссидентское движение. Также важно, что если в «Работнице» мы видим при употреблении термина «сексизм» в скобках пояснения, что это значит, то в «Женщине и России» такие термины, как «мультивагинальная тирания», «патриархат», «фаллократия» используются совсем без пояснений. Для меня это является маркером того, что они говорили с аудиторией, которая гипотетически разделяла этот язык. Это не попытка разговаривать с широкой аудиторией, потому что такого рода формулировки без пояснений могут просто напугать. Можно попробовать представить советских женщин, которые читают что-то про мультивагинальную тиранию.

— То есть, основной целевой аудиторией альманаха были именно представители диссидентского движения?

Александра Талавер: Хождение альманаха совсем не изучено, но мы знаем, что в первой партии было 10 экземпляров. Соответственно, можно представить, насколько узкий круг людей имел к нему доступ.

Конечно, для Мамоновой было важно, что это альманах для всех женщин в России. Там специально был в конце помещен призыв присылать письма, — это такая практика работы с аудиторией, которая, к слову, была характерна для советских официальных женских журналов. Но надо помнить про небольшое количество экземпляров и про то, что существенная часть из них была переправлена сразу за границу. Кроме того, слова-маркеры без пояснений бессознательно создали некоторый раздел среди тех, кто мог бы читать и воспринимать то, что там написано.

Альманах делали хорошо образованные женщины. Татьяна Горячева переписывалась с [философом] Мартином Хайдеггером, читала Симону де Бовуар. Она является одной из ключевых православных философинь сегодня. Она действительно потрясающая, образованная, эрудированная и умная женщина. То же самое можно сказать и про всех остальных авторок альманаха, которые имели очень высокий уровень образования. И это, по-моему, из их текстов, особенно из горичевских, совершенно очевидно. Это другой уровень рефлексии о повседневности, который очень сильно контрастирует с тем языком, на котором говорила официальная женская советская пресса. С таким простым и понятным языком для широкой аудитории. Здесь прямо требуются иногда интеллектуальные усилия, чтобы понять, что написано, но это не отменяет того, что в альманахе также было много текстов о тяжелом положении в роддомах, о тяжелой судьбе матери-одиночки. Вообще о роли женщин в семье и о репродуктивном труде. Текст Юлии Вознесенской «Письмо из Новосибирска» — очень важный текст, который делает альманах принципиально отличным от официальной женской прессы.

Александра Талавер

Но мне кажется интересным, что Наталья Малаховская в воспоминаниях говорит, что эти тексты в диссидентском кругу называли нытьем. И когда мы периздавали альманах «Женщина и Россия», мы оказались вовлечены в конфликт, который существует между авторками. Проблема как раз в том, что для некоторых из них разговор о простых женских вопросах действительно виделся нытьем. Малаховскую, например, тексты которой сильно отличаются от текстов Горичевой и Мамоновой, как раз в этом обвиняют — в посредственности и нытье, — что, на мой взгляд, совершенно не так. Потому что ее текст «Материнская семья» крайне любопытен. Это очень важная рефлексия о роли женщины в меняющихся гендерных отношений, о роли мужчины, который, в принципе, не успевает подстраиваться под новые реалии.

— Часть авторов альманаха «Женщины и Россия» позже создали журнал и клуб «Мария», который относят к христианскому феминизму. Откуда берется эта связь борьбы за женские права и религии?

Анна Сидоревич: Журнал и клуб «Мария» были созданы в 1980 году, когда группы соосновательниц альманаха разделилась — Мамонова продолжила собирать материалы для дальнейшей их публикации на Западе уже после ее изгнания (позже в том же году все издательницы альманаха «Женщины и Россия» были высланы из страны, — Forbes Woman), а Горичева, Малаховская и Вознесенская создали клуб «Мария», к которому присоединились многие другие женщины. Я думаю, здесь большую роль сыграл и фактор среды, в которой участницы группы находились, и фактор личности — а именно роль Татьяны Горичевой в создании теории христианского феминизма.

1970-е — это время в среде андеграунда, которое иногда называют «религиозным возрождением». Многие участники и участницы «второй культуры» обращались к религии, часто через посредничество других (запрещенных) духовных практик, таких как йога, например. К 1980 году многие участницы группы пришли к религии, за исключением Татьяны Мамоновой, которая была атеисткой и настаивала на враждебности религии по отношению к правам женщин, на невозможности существования религиозного феминизма. Я думаю, мы можем сказать, что это было одним из факторов раскола редакции «Женщины и России».

Горичева описывает приход к религии клуба «Мария» как путь от Евы, которая воплощает самодовольство, к Марии, которая является воплощением послушания и сила которой — в смирении. Участницы группы противопоставляют свой феминизм, основанный на христианской добродетели смирения, феминизму протеста и отрицания, каким в их понимании является западный феминизм, воплощенный Мамоновой, с одной стороны, а с другой — советскому левому проекту женской эмансипации, который привел к тому положению женщины, которое мы находим в позднем СССР. Смирение противопоставляется пути разрушения и жестокости, а решение женского вопроса видится невозможным без духовной составляющей.

— Почему женская повестка была исключена из диссидентской борьбы за права человека?

Анна Сидоревич: Об этом есть интересная магистерская работа на английском языке Светланы Захаровой. Если коротко, то причины были и внешние, и внутренние. Что касается внутренних причин, то это патриархальное и мизогинное отношение мужчин-диссидентов по отношению к женщинам (свидетельства этому Захарова находит, например, в мемуарах некоторых участников движения). Кроме того, «женский вопрос» все-таки представлялся одним из приоритетов Советского Союза во внутренней политике, а его решение было одним из важнейших элементов пропаганды, важной частью «мягкой силы» советского социалистического проекта на международной арене. То есть гендерное равенство было частью советской политики, и именно поэтому могло быть исключено из диссидентской повестки. Что касается внешних причин, то Захарова указывает на то, что диссиденты использовали понятие «права человека» в том значении, в каком оно использовалось в то время в США — оно не включало в себя права женщин, оно характеризовалось «гендерно-нейтральным» универсализмом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Еда с колес Еда с колес

Как бывшие нефтяники построили производство фудтраков и домов на колесах

Forbes
Промывка двигателя — что это такое, составы, когда требуется Промывка двигателя — что это такое, составы, когда требуется

Загрязнения могут привести к поломке двигателя, поэтому необходима его промывка

РБК
И мы завидовали? Пусть эти тренды из нулевых никогда не возвращаются! И мы завидовали? Пусть эти тренды из нулевых никогда не возвращаются!

В последнее время мир сошел с ума по эстетике 2000-х, и это зашло слишком далеко

Cosmopolitan
Четвертый возраст: когда пора начать жить Четвертый возраст: когда пора начать жить

«В сорок лет жизнь только начинается» — утверждала героиня известного фильма

Psychologies
Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины Музыкальная эстетика заводов от саунд-дизайнеров: как записать чистый звук машины

Кто такие саунд-дизайнеры и что такое сонорные объекты?

Популярная механика
Певцы Средневековья Певцы Средневековья

Имена носителей «бродячего» искусства, до нас доходили не всегда

Дилетант
Кроме шуток: что поменяется в Twitter с приходом Маска и чего боятся его сотрудники Кроме шуток: что поменяется в Twitter с приходом Маска и чего боятся его сотрудники

К концу прошлой недели сотрудники Twitter стали высказывать свои опасения

Forbes
Что такое холодное отбеливание зубов Zoom 4 и кому оно подходит Что такое холодное отбеливание зубов Zoom 4 и кому оно подходит

Если природа не наделила тебя белоснежной улыбкой, это не проблема

Cosmopolitan
Вечный вклад: как эндаументы дореволюционной России меняли жизнь, медицину и науку Вечный вклад: как эндаументы дореволюционной России меняли жизнь, медицину и науку

Как работали эндаументы — вечные вклады — в дореволюционной России

Forbes
10 необычных лайфхаков с пищевой пленкой, о которых вы должны знать 10 необычных лайфхаков с пищевой пленкой, о которых вы должны знать

А вы знали, что в пищевой плёнке можно сварить яйцо пашот?

Популярная механика
7 фильмов с Джимом Керри, в которых он сам не свой 7 фильмов с Джимом Керри, в которых он сам не свой

Фильмы с Джимом Керри, которые удивили и шокировали зрителей

РБК
Родные пенаты: готовы ли регионы к внутреннему туризму Родные пенаты: готовы ли регионы к внутреннему туризму

Готовы ли Российские города к наплыву туристов?

Forbes Life
Прекрати стареть сейчас: 7 секретов, чтобы выглядеть и чувствовать себя моложе Прекрати стареть сейчас: 7 секретов, чтобы выглядеть и чувствовать себя моложе

Старение — часть жизни, которую мы не можем остановить, но можем замедлить

Cosmopolitan
Способность хорошо ориентироваться в пространстве – не врожденная Способность хорошо ориентироваться в пространстве – не врожденная

Считается, что мужчины лучше, чем женщины, находят нужный путь. Но это не так

Здоровье
Из бомжей в миллионеры: реальные истории бездомных, добившихся успеха Из бомжей в миллионеры: реальные истории бездомных, добившихся успеха

Истории людей, которые сумели стать миллионерами сами, а не благодаря наследству

Cosmopolitan
Запузыривание: как делают корабли в бутылках Запузыривание: как делают корабли в бутылках

Как модель парусника попадает в бутылку?

TechInsider
Фуллерен увеличил каталитическую активность меди в реакции гидрирования Фуллерен увеличил каталитическую активность меди в реакции гидрирования

Выход синтеза этиленгликоля вырос в девять раз

N+1
Извилистая биография: почему древние искали источник разума в сердце Извилистая биография: почему древние искали источник разума в сердце

Как менялись наши представления о мозге

Вокруг света
Кризис среднего возраста: инструкция по применению Кризис среднего возраста: инструкция по применению

Главные страхи и переживания мужчин среднего возраста

Men’s Health
Здоровое питание и секреты похудения: советы от врачей Здоровое питание и секреты похудения: советы от врачей

В похудении самое главное — никуда не спешить и твердо стоять на своем!

Популярная механика
Допинг: как он появился и почему с ним борется WADA Допинг: как он появился и почему с ним борется WADA

Что такое допинг и почему он запрещен?

Популярная механика
Худшие способы утешить человека в беде: 4 фразы Худшие способы утешить человека в беде: 4 фразы

Что нельзя говорить человеку, которому плохо?

Psychologies
Изменить отношение к бодипозитиву: Мария Федорова о моде plus size и бренде Divno Изменить отношение к бодипозитиву: Мария Федорова о моде plus size и бренде Divno

Основательница бренда Divno — о создании собственного бренда

Forbes
Сериал «Постучись в мою дверь»: четыре мужских психотипа Сериал «Постучись в мою дверь»: четыре мужских психотипа

Разбираем персонажей из турецкого сериала «Постучись в мою дверь»

Psychologies
Любимые упражнения долгожителей: простые тренировки на каждый день Любимые упражнения долгожителей: простые тренировки на каждый день

Каким именно спортом лучше заниматься, чтобы продлить жизнь?

Вокруг света
Пикнофибры тупандактиля указали на разноцветное оперение предка птерозавров и динозавров Пикнофибры тупандактиля указали на разноцветное оперение предка птерозавров и динозавров

Палеонтологи изучили окаменевшие покровы птерозавра

N+1
Красота и политика: чему учат современных лидеров Кир Великий и Александр Македонский Красота и политика: чему учат современных лидеров Кир Великий и Александр Македонский

Красота всегда была символом власти и, в то же время, — проводником перемен

Вокруг света
Дофаминовое голодание: панацея от повседневных зависимостей или упорная работа над собой Дофаминовое голодание: панацея от повседневных зависимостей или упорная работа над собой

Сейчас люди нередко обращаются к дофаминовому голоданию

Популярная механика
Как вывести лишнюю жидкость из организма и справиться с отеками Как вывести лишнюю жидкость из организма и справиться с отеками

Когда вода не приносит пользы, нужно ли ее выводить и как правильно это делать

РБК
Как выжить, если вам угрожает медведь, акула или волк: порядок действий Как выжить, если вам угрожает медведь, акула или волк: порядок действий

Советы, которые могут спасти вам жизнь при встречи с диким животным

Популярная механика
Открыть в приложении