Альфред Адлер и его «наука жить»

PsychologiesПсихология

Альфред Адлер: почему цель так важна в жизни человека

Дмитрий Леонтьев, психолог

1920x1080_0xac120003_12600560581650030108.jpeg

Если Зигмунд Фрейд противопоставил свое учение всей остальной психологии, то его достойный ученик Альфред Адлер первым противопоставил себя Фрейду, создав собственное учение и став первым «еретиком» психоаналитического движения. Весь век, однако, он пребывал в тени своего великого учителя, и, хотя теория Адлера входит во все учебники, к концу ХХ столетия школу его последователей нельзя было назвать особенно влиятельной.

Но удивительное дело: влияние самого Адлера оказалось гораздо шире влияния его школы. Об огромном впечатлении, которое произвела на них личность Адлера, и о воздействии его лекций на свое научное мировоззрение вспоминали крупнейшие представители гуманистической и экзистенциальной психологии: Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Карл Роджерс, не говоря о еще более близких к нему Карен Хорни и Эрихе Фромме.

Школу Адлера прошел Виктор Франкл, и, хотя ему не нравилось, когда его называли учеником, именно он сравнил введение Адлером в психологию идеи цели с революцией Коперника.

Взгляды Адлера всегда отличались реалистичностью и заземленностью

В отличие от Фрейда, работавшего преимущественно с обеспеченным «праздным сословием», клиентура Адлера была из низших слоев: он основал в Вене первую систему медико-педагогических консультаций для бедных.

В 1930-е годы, стараясь уйти от академизма, он создал ясную и оптимистичную работу «Наука жить», в которой достижения научной психологии сочетаются с житейской мудростью и здравым смыслом и которая обращена гораздо больше к обычным людям, чем к собратьям-психологам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении