Президент «Кинотавра» Александр Роднянский о том, что стало с фестивалем

РБКРепортаж

Александр Роднянский — о «Кинотавре» и повторении чужих успехов

По просьбе «РБК Стиль» Ярослав Забалуев поговорил с продюсером и президентом «Кинотавра» Александром Роднянским о том, что было и что стало с фестивалем, обсудить качество кино и разобраться в чувствах по поводу юбилея киносмотра.

Ярослав Забалуев

755602395313555.png

Мы встречаемся с Александром Роднянским в офисе его компании Non-Stop Production. Именно в этом здании в момент разговора кипит работа над подготовкой юбилейного тридцатого фестиваля «Кинотавр» — многие годы главного российского национального киносмотра. Во многом этот статус — заслуга Роднянского, выкупившего фестиваль у Марка Рудинштейна пятнадцать лет назад, — в известном смысле у продюсера в этом году личный юбилей. Кроме того, он недавно вернулся из Канн, где представил спродюсированную им «Дылду» — второй фильм ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова. Картина получила два приза программы «Особый взгляд», а Роднянский доказал свой статус продюсера, умеющего выводить русских кинематографистов на мировой уровень. Впрочем, сейчас речь идет, прежде всего, о «Кинотавре».

— Я понимаю, насколько глупо звучит этот вопрос, но не могу не спросить о ваших ощущениях по поводу тридцатилетия фестиваля?

— Ой… (Улыбается.) Ну, у меня точно нет никаких празднично-юбилейных, ритуальных настроений — мол, жизнь прошла, фестиваль развился… Этот год, честно скажу, для меня лично не слишком отличается от прошлых. Это огромный проект, требующий больших усилий, который надо каждый год ставить на ноги. В нынешнем году это даже чуть сложнее: помимо обычной программы, есть несколько проектов, которые как-то отражают упомянутый вами юбилейный характер. И это лишь осложняет его реализацию (смеется). Я понимаю, наверное, надо было отрапортовать о глубоком подъеме, который мы все испытываем, но я лично его испытаю, наверное, только тогда, когда фестиваль закончится.

— Я помню, мы с вами несколько лет назад обсуждали идею сделать к тридцатилетию какую-то отчетную вещь — книгу, может быть, — чтобы оценить проделанный путь. До этого дело так и не дошло, но можете вкратце сформулировать состояние фестиваля и как он в нем оказался?

— «Кинотавр» сейчас в зрелом состоянии. У него есть твердая, не вызывающая сомнений репутация основного отечественного кинособытия, собирающего кинематограф с авторским лицом. Он занял эту позицию и не уступит ее никому — возможно, разве что в случае закрытия. Сюда стремятся кинематографисты, работающие в совершенно разных жанрах — от драм до куда более популярных хорроров и комедий. Объединяет же их попытка соотносить свои картины с социальным, политическим, человеческим состоянием мира вокруг. «Кинотавр» фактически конституировал появление нескольких поколений ныне работающих активно отечественных авторов. Я не очень люблю термин, придуманный Борисом Хлебниковым здесь же, на «Кинотавре» — «новые тихие» — но как ни называй, это действительно очень разные авторы, которые благодаря фильмам, представленным на фестивале, превратились в поколение и теперь возвращаются сюда уже в качестве членов жюри. Можно перечислить с двадцатку персонажей: Гай Германика, Попогребский, Сигарев… Заслуга фестиваля тут налицо.

Кроме того, «Кинотавр» многие годы вводит моду — простите за это слово — на какие-то обстоятельства, форматы и события, которые потом приживаются на других фестивалях. Например, конкурс короткого метра на «Кинотавре» разросся в огромное количество короткометражных фестивалей. Этих фильмов стало так много, что мы уже считаем необходимым обсудить их качество — чтобы количественный рост не превратился в поток графомании. С другой стороны, питчинг проектов, который мы у себя в свое время ввели, стал самой популярной формой презентации в государственной структуре. Теперь мы, чтобы не повторяться, отказались от питчингов, а ввели формат Work in Progress: уже полностью или частично снятые проекты представляют их продюсеры и авторы, чтобы обратить внимание дистрибьюторов или найти спонсоров для завершения. Кроме того, «Кинотавр» всегда стремился обсуждать самые существенные вызовы, стоящие перед отечественным кино — от содержания фильмов до финансирования. В этом году мы в этой связи проводим форум киношкол, чтобы обсудить стратегии кинообразования. Иными словами, все это вместе превращает «Кинотавр» в место, где индустрия солидаризируется. Профессионалы здесь чувствуют себя частью общности, претендующей на внимание многомиллионной русскоязычной аудитории, а если повезет — то и многомиллиардной международной. Хотя до этого, конечно, еще очень далеко…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как проверить и заменить катушку зажигания — инструкция Как проверить и заменить катушку зажигания — инструкция

Что такое катушка зажигания, что она делает и как ее заменить

РБК
В ожидании худшего. Как вера в глобальное потепление помогает показывать доходность выше, чем S&P В ожидании худшего. Как вера в глобальное потепление помогает показывать доходность выше, чем S&P

На какие активы делает ставку основатель хедж-фонда Роберт Гиббинс

Forbes
Банда «40 слонов»: женская преступная группировка, которая держала в страхе весь Лондон Банда «40 слонов»: женская преступная группировка, которая держала в страхе весь Лондон

Банда «40 слонов»: изящная и опасная группировка, состоящая только из женщин

ТехИнсайдер
Как программист с Урала зарабатывает сотни тысяч долларов в год на продаже советского БАДа в Калифорнии Как программист с Урала зарабатывает сотни тысяч долларов в год на продаже советского БАДа в Калифорнии

Как предприниматель подсадил американцев на алтайское мумие?

Forbes
В предчувствии конца. Алексей Поляринов: «Кадавры» В предчувствии конца. Алексей Поляринов: «Кадавры»

Отрывок из романа «Кадавры» о мучительном предчувствии конца света

СНОБ
Редкая птица Редкая птица

Паулина Андреева — из тех актрис, кто не стремится к бешеной популярности

Glamour
Санкционная политика Санкционная политика

Санкции за оставление места ДТП ужесточили. Как их избежать?

АвтоМир
Бургер без греха Бургер без греха

White Rabbit Family ввел в меню новый продукт — бургер из растительного сырья

Эксперт
Созданный россиянами сервис Grabr привлек $1 млн для выхода на новые рынки Созданный россиянами сервис Grabr привлек $1 млн для выхода на новые рынки

Сервис для доставки товаров Grabr получил $1 млн от фонда SDVentures

Forbes
Как искусственный интеллект и виртуальная реальность меняют кино Как искусственный интеллект и виртуальная реальность меняют кино

Роботы уже пишут сценарии, подбирают актеров и предсказывают успех в прокате

Vogue
Автопортрет Автопортрет

i30 N разработан в Южной Корее, и буква N в названии авто символизирует шикану

Playboy
Шутки кончились Шутки кончились

Solano на российском рынке обосновался давно

АвтоМир
Airbnb запустил сервис аренды вилл и островов миллиардеров Airbnb запустил сервис аренды вилл и островов миллиардеров

Airbnb запустил новый сервис Airbnb Luxe

Forbes
Почему ностальгия по советской эпохе — признак кризиса модели Путина Почему ностальгия по советской эпохе — признак кризиса модели Путина

Сегодня российское общество переживает период смены приоритетов

СНОБ
Вызов принят Вызов принят

6 июня выходит новый фильм из серии «Люди Икс» – «Темный Феникс»

Grazia
Роберт Дауни-младший собрался очистить планету от мусора с помощью роботов Роберт Дауни-младший собрался очистить планету от мусора с помощью роботов

Голливудский актер и продюсер Роберт Дауни-младший анонсировал новый проект

Forbes
Война в Африке Война в Африке

С огромным трудом британцам удалось остановить немецкие войска в Северной Африке

Дилетант
Возвращение по-итальянски Возвращение по-итальянски

После санкционного удара итальянский бизнес восстанавливает позиции в России

Эксперт
Как выбрать паяльник: советы для новичков Как выбрать паяльник: советы для новичков

Электрический паяльник — вещь действительно незаменимая в современном быту

CHIP
Принять себя: легко сказать, но что мешает? Принять себя: легко сказать, но что мешает?

Как принять, например, свое тело — такое несовершенное, небезупречное?

Psychologies
«Меня долго считали пустозвоном»: стиль Юргена Клоппа, который привел «Ливерпуль» к финалу Лиги чемпионов «Меня долго считали пустозвоном»: стиль Юргена Клоппа, который привел «Ливерпуль» к финалу Лиги чемпионов

Как Юрген Клопп стал одним из лучших футбольных тренеров мира

Forbes
Деревенский Пантеон Деревенский Пантеон

Как Алферьево стало скульптурным феноменом

Огонёк
Каркас будущего Каркас будущего

Почему высокоскоростные магистрали — нечто большее, чем просто удобный транспорт

Эксперт
Большие самолеты, большие данные Большие самолеты, большие данные

В этом году концерну Airbus исполнилось 50 лет

Популярная механика
Автоподставы вернулись: 3 популярные схемы мошенников Автоподставы вернулись: 3 популярные схемы мошенников

Злоумышленники научились ловить подходящие моменты

РБК
Самые большие зарплаты футболистов в России и мире на 2019 год Самые большие зарплаты футболистов в России и мире на 2019 год

Здесь и Дзюба, и Месси, и даже Кокорин

Playboy
Что не так с туберкулезом: почему он до сих пор губит нас Что не так с туберкулезом: почему он до сих пор губит нас

Туберкулез известен человеку очень давно

Популярная механика
Овеществляя интернет Овеществляя интернет

Концерн «Гудвин» поставляет решения связи для российской промышленности

Эксперт
Самые жуткие места на планете, где ты не захочешь оказаться ночью Самые жуткие места на планете, где ты не захочешь оказаться ночью

Добраться до этих мест нелегко, но зато пугающие пейзажи запомнятся навсегда

Cosmopolitan
В своей тарелке: какое спутниковое телевидение лучше выбрать? В своей тарелке: какое спутниковое телевидение лучше выбрать?

Спутниковое телевидение - идеальный вариант для коттеджей

CHIP
Открыть в приложении