Стендаперы — о том, как юмор в России превращается в последнее прибежище свободы

СНОБРепортаж

Звезды стендапа Александр Незлобин и Елена Новикова — о Навальном и протестах, Путине и шутках о политике, женщинах и геях в юморе

5d2f8393923d92b0a47d94bd3bddd3ca6a679fb8341cbddc5e2b54aad2e69767.jpg
Фото: Владимир Яроцкий

Юмор в России превращается в последнее прибежище свободы. Стендап, пока что лишенный цензуры, говорит о проблемах, которые власть предпочитает игнорировать. Только там можно услышать фамилию Навальный, посмеяться над ним и над Путиным, а еще как над белыми цисгендерными мужчинами, так и над радикальными феминистками. Впрочем, юмор меняется вместе со временем, и то, что недавно казалось смешным, произносить со сцены становится неприлично. В честь премьеры сериала «Я не шучу», который выходит на платформе КиноПоиск HD, замглавреда «Сноба» Ренат Давлетгильдеев и специальная корреспондентка проекта Саша Чернякова встретились с авторами сериала и поговорили о границах шуток, женщинах и геях в стендапе, цензуре в юморе и новой этике.

Саша Чернякова — Елена Новикова

«Я женщина-стендапер в Кузьминках»

Ɔ. Еще в трейлере говорится, что сериал «основан на реальной жизни». Про что этот сериал и трудно ли играть саму себя?

В сериале — ситуации из моей жизни, которые мы довели до кинематографического языка. То есть события знакомые, но местами утрированные. При этом играть саму себя вообще не сложно. Входи в кадр и говори свой текст, что тут сложного? Для меня это история про женщину-автора, комика, и ее муза — ее собственная жизнь. Дети, мужчины, работа — это в определенном смысле источник ее вдохновения. Но у нее нет какой-то супер-цели, как в коммерческом кино, где герой непременно чего-то добивается, преодолевает препятствия и в конце получает надежду на лучшую жизнь. Также и у меня сегодня нет этой супер-цели. Такое мышление ближе тридцатилетним людям, которые только пытаются чего-то достичь. Моя же героиня смотрит на жизнь через призму своего опыта, и я скажу так: в пятидесятилетнем возрасте ты уже никому ничего не доказываешь. Тебе просто хочется, чтобы от тебя отстали. Ты уже все разложила по полочкам: если тебе хорошо, всем вокруг будет хорошо. Просто кайфуй, делай, что интересно и живи. А ей интересно лавировать на своем ковчеге в Кузьминках, с детьми, мужьями, свекровью и собакой, это ее идеальная среда, тут она счастлива. Не знаю, насколько это понятно будет зрителям, но лично мое кино вот об этом. Артхаус? Он самый.

Ɔ. Ты пришла в стендап в 15-м году. До этого ты очень долго работала актрисой. Твой уход как-то связан с фразой «Хочу, чтобы от меня все отстали»?

Да, наверное, это отчасти так. Я поняла, что в стендапе могу рефлексировать и рассказывать о себе. До этого я работала в театре пятнадцать лет, и у меня была очень активная актерская жизнь. Три «Аленьких цветочка» с утра, а вечером Шекспир. И так тридцать дней в месяц. В какой-то момент я задала себе вопрос: что я тут делаю вообще? Я в прямом смысле жила в театре: халат, зубная щетка, тапочки и букет ландышей, который приносил кто-то из тайных воздыхателей администрации театра. Это страшно, когда ты находишься пятнадцать лет на одном месте и ничего не меняется, а тебе уже не двадцать пять, становится стыдно, даже пошло. И я ушла из театра. После тридцати родила детей, и на какое-то время полностью посвятила себя им. Но я все-таки актриса. Мне нужны аплодисменты, нужно быть в кадре, находиться в центре внимания. Стендап для меня оказался таким возвращением в профессию, мне сразу стало это интересно: ты одновременно и актриса, и сценарист, и автор, и режиссер, и продюсер. А главное — лидер мнения, который через монолог протаскивает в массы лично свои убеждения. Мне кажется, этим и должен заниматься настоящий актер, чтобы прокачать свое мастерство.

Ɔ. Каково быть женщиной-стендапером в России?

Я скорее женщина-стендапер в Кузьминках. Поначалу было трудно. Писать шутки, проверять их каждый день в клубах, а это не всегда удачные выступления. Ты всегда готовишься к тому, что сегодня ты не зайдешь, не попадешь в зрительское настроение. Перестать волноваться невозможно. Опытные стендап-комики знают: надо общаться с залом, чтобы завоевать кредит доверия, а я еще этого не умею. Учусь, но пока выходит коряво, потому что я то сразу начинаю бомбить какими-то шутками, а зрители не въезжают, что происходит и кто я такая, либо я начинаю тонуть в этом общении, потому что кто-то в носу ковыряется, кто-то воздевает руки к небу, глаза закатывает: «Господи, какая старая баба, что она говорит вообще!» Конечно, это все в моей голове, они так не думают, просто я еще не уверена в себе.Сформулировать шутку коротко и понятно очень сложно. Прежде, чем этот бриллиант найдется, пройдут десятки выступлений. Этим надо постоянно заниматься, а у меня дети, у них школа, колледж, кружки. Мне сложно одновременно и проверять шутки, и отвести ребенка на сольфеджио, в бассейн, еще куда-то. Часто жертвую концертами, когда знаю, например, что у ребенка проблемы с математикой и нужно ему помочь. А надо бы выступать каждый день, но у меня не всегда из-за семейных дел получается. Короче, все, как в нашем с Леной Красильниковой сериале.

Ɔ. Ты когда-нибудь сталкивалась с мнением, что женский юмор — отстой?

Давным-давно, может быть. Я с детства не любила эти юмористические программы, которые смотрели мои родители по телеку. Все эти аншлаги, огоньки и прочее. Непонятные образы женщин в фартуках или шляпах, которые говорят о каких-то несуществующих вещах противными голосами — я не видела их в своей жизни, непонятно было, над чем родители смеются. И это очень бесило. Потому что они оккупировали телевизор на два часа, а по другой программе шел, допустим, фильм с Джонни Деппом.

Ɔ. Потом появился Comedy Woman с довольно стереотипными женскими образами и мизогинными шутками. Долгое время казалось, что женщина может быть смешной, только если будет себя стебать и унижать, используя для этого позитивный сексизм. Сейчас это изменилось?

Я телек вообще не смотрю и не знаю, что сейчас там напридумывали про женщин. И я совсем не фанатка Comedy Club. В стендапе я вижу совершенно других женщин. Возможно, они существуют только в андеграундном пространстве. То, что происходит по настоящему в клубе, вы не увидите по телевизору. Цензура в телеке говорит: нельзя про митинги, Крым, Путина. Про курение, секс и геев тоже не надо. Давай лучше про детишек, мужиков в офисе, баб за рулем или акции в «Пятерочке». На живых выступлениях можно все. Ходите на комиков в клуб.

Я дико симпатизирую юмору Зои Яровицыной. Нравятся темы у Вики Складчиковой, Иры Приходько и Натальи Гариповой, они настойчиво говорят о женской сексуальности. Об этом необходимо говорить, иначе мы так и будем обесценивать себя, обслуживать сексуальную потребность мужчин, типа, ему хорошо — и ладно, а я потом, сама.

По поводу того, кто смешной, кто не смешной — зачем это разделение, все на сцене в равных условиях и мужчины, и женщины? Не смешной тот, кто не смешной, вне гендерности, блин, это же очевидно.

Ɔ. Тебе важно бороться со стереотипами о женщинах с помощью шуток?

У меня нет такой цели. Мне, например, не нравится слово «телка» и не нравится, когда так говорят мужчины, но есть же реально «телки», истинные, они себя так и позиционируют в инсте. Мне не хочется, чтобы моя дочь оказалась среди них, про это можно написать шутку. Потому что это волнует меня, как мать. Так что мой метод — это, скорее, поиск того, что меня волнует, а не борьба.

Если же в общем говорить про сексизм, то я с ним сталкиваюсь, как водитель, в автосервисах. Как-то у меня сломалась машина, и мастер такой говорит: «Надо менять дроссельную заслонку». Я попросила рассказать, что это такое. И так его, видимо, этим шокировала, что он стал называть меня «эта женщина». «Эта женщина спросила» или «эта женщина пришла и стоит над душой». А я действительно хотела понять, за что плачу деньги, но в ответ только: «Долго объяснять, мы разберемся». Пока они разбирались, я все платила и платила, одной дроссельной заслонкой не обошлось. В итоге позвонила своему «другу из 90-х», как я его называю, он идеально решает проблемы, передала менеджеру телефон и они поговорили. И вот этот голос из 90-х сработал. Мне вернули машину, которая, оказывается, уже была в порядке. Неприятно, что для того, чтобы быть услышанной, я должна демонстрировать силу, становиться злым мужиком.

Ɔ. В стендапе ты сталкивалась с эйджизмом или сексизмом?

В стендапе ко мне все сразу хорошо отнеслись. Несмотря на свой возраст и гендер, я постоянно получала поддержку. После выступлений подходили молодые люди и говорили, какая я крутая.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Однорукий герой Однорукий герой

При атрибуции портретов иногда ключевым признаком является внешность персонажа

Дилетант
Е-коммерческий банк Е-коммерческий банк

Лев Хасис строит партнерства ради торговых и платежных сервисов «Сбера»

Forbes
Яркий цвет, супердлина и блестки: маникюр российских звезд крупным планом Яркий цвет, супердлина и блестки: маникюр российских звезд крупным планом

Наши звезды всегда отличались оригинальным вкусом и чувством стиля

Cosmopolitan
Рожден убивать: гены серийных убийц есть у каждого пятого Рожден убивать: гены серийных убийц есть у каждого пятого

В 2010 году итальянский суд принял неожиданное решение насчет серийного убийцы

Cosmopolitan
15 книг о психологии, которые стоит прочитать 15 книг о психологии, которые стоит прочитать

Список книг по психологии, которые помогут лучше общаться с окружающими

GQ
Не с вашей бригадой. Ответ на колонку Леонида Гозмана о том, как же построить Россию без Путина Не с вашей бригадой. Ответ на колонку Леонида Гозмана о том, как же построить Россию без Путина

Ключевая проблема отечественной либеральной оппозиции

СНОБ
Топ-10 важных витаминов и минералов Топ-10 важных витаминов и минералов

Эти полезные вещества нам необходимы в первую очередь

Лиза
Закрытый космос Закрытый космос

Виталий Егоров — о том, нужно ли человечеству покорять Вселенную

Robb Report
Мороз и засуха едины Мороз и засуха едины

Голод с большим количеством смертей в Европейской России 1891 года

Дилетант
Второй по популярности: что нужно знать о раке кишечника Второй по популярности: что нужно знать о раке кишечника

Рак кишечника – общее название онкологических заболеваний

Cosmopolitan
Доставай блендер! Фильмы, которые вдохновляют на готовку Доставай блендер! Фильмы, которые вдохновляют на готовку

Кулинарное вдохновение и правда существует! Не верите? Смотрите сами!

Cosmopolitan
10 животных с самыми мощными укусами 10 животных с самыми мощными укусами

Тем, кто использует челюсти для убийства добычи, лучше не класть палец в рот

Популярная механика
Самые опасные вулканы нашей планеты Самые опасные вулканы нашей планеты

На нашей планете ежегодно извергается множество вулканов

Популярная механика
Склады с собственным лицом Склады с собственным лицом

Кастомизация — один из главных трендов рынка складов

Эксперт
Надо ли ужесточать наказание за сексуальные преступления против несовершеннолетних Надо ли ужесточать наказание за сексуальные преступления против несовершеннолетних

Как бороться с педофилией?

СНОБ
Повторил судьбу Theranos: финтех-стартап Greensill Capital шёл к IPO на $7 млрд, но закрылся после скандалов с кредитами Повторил судьбу Theranos: финтех-стартап Greensill Capital шёл к IPO на $7 млрд, но закрылся после скандалов с кредитами

Сын фермеров хотел помочь малому бизнесу и придумал схему с «продажей» кредитов

VC.RU
Хуже, чем курение: 7 привычек, которые разрушают твое здоровье Хуже, чем курение: 7 привычек, которые разрушают твое здоровье

Что стоит поменять в своей жизни, чтобы подольше сохранить здоровье

Cosmopolitan
«Темнокожие Томасы Эдисоны»: как пекарь Джозеф Ли делал «хлебные машины» и опровергал расистские стереотипы «Темнокожие Томасы Эдисоны»: как пекарь Джозеф Ли делал «хлебные машины» и опровергал расистские стереотипы

Джозеф Ли изобрел устройства, изменившие промышленное производство хлеба

Forbes
Фотошоп не понадобится! Как добиться «голливудской» кожи за одну процедуру Фотошоп не понадобится! Как добиться «голливудской» кожи за одну процедуру

Что такое лазерная шлифовка кожи и стоит ли она своих денег?

Cosmopolitan
«Не забывай свою Валюшу»: история одной бриллиантовой свадьбы «Не забывай свою Валюшу»: история одной бриллиантовой свадьбы

Когда люди вместе проживают многие годы, их связывает большее, чем просто любовь

Psychologies
Нелюдь и нелюди. К истории о приглашении «скопинского маньяка» на телешоу Нелюдь и нелюди. К истории о приглашении «скопинского маньяка» на телешоу

История «скопинского маньяка» на телешоу породила скандал

СНОБ
Американцы создали универсальную станцию замены аккумуляторов электромобилей Американцы создали универсальную станцию замены аккумуляторов электромобилей

Ample разработала систему зарядки, совместимую с разными электромобилями

N+1
Был ли прототип у Воланда из «Мастера и Маргариты»? Был ли прототип у Воланда из «Мастера и Маргариты»?

Правда ли, что протатип Воланда из «Мастера и Маргариты» — Мефистофель?

Культура.РФ
Осьминоги чувствуют не только физическую, но и душевную боль Осьминоги чувствуют не только физическую, но и душевную боль

Осьминоги чувствуют боль и реагируют на нее так же, как и млекопитающие

Популярная механика
Продал две квартиры и борется с гигантами: с чем AppMagic Макса Саморукова идёт на рынок аналитики приложений Продал две квартиры и борется с гигантами: с чем AppMagic Макса Саморукова идёт на рынок аналитики приложений

Интервью с создателем AppMagic — зачем рынку альтернатива App Annie

VC.RU
Не только баскетбол и кроссовки: посмотрите, как Майкл Джордан играл в гольф и превосходно одевался для этого Не только баскетбол и кроссовки: посмотрите, как Майкл Джордан играл в гольф и превосходно одевался для этого

Как хобби может идти рука об руку с безупречным стилем

Esquire
Как фильм «Дом Пьера Кардена» раскрывает дизайнера с новых и неожиданных сторон Как фильм «Дом Пьера Кардена» раскрывает дизайнера с новых и неожиданных сторон

Документальный фильм «Дом Пьера Кардена» о легендарном модном дизайнере

Esquire
Физики подтвердили полиморфизм льда и открыли лед-XIX Физики подтвердили полиморфизм льда и открыли лед-XIX

Физики нашли новую кристаллическую фазу воды при высоком давлении

N+1
Из Константинополя в США: история производителя ударных тарелок Zildjian длиной 400 лет Из Константинополя в США: история производителя ударных тарелок Zildjian длиной 400 лет

Zildjan 15 поколений строила компанию и ее ударные покупают музыканты всего мира

VC.RU
«Без везения не обошлось. Но должно быть что-то больше, чем везение»: Юрий Мильнер о принципах, инвестициях и космосе «Без везения не обошлось. Но должно быть что-то больше, чем везение»: Юрий Мильнер о принципах, инвестициях и космосе

Главное из большого интервью Юрия Мильнера проекту «Русские норм»

VC.RU
Открыть в приложении