Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%

АгроинвесторБизнес

Вагоны догоняют машины

Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%

Елена Максимова

Урожай зерна прошлого года рекордным не был, хотя и оценивается как высокий. Тем не менее экспорт в сезоне-2020/21 шел стремительными темпа ми. Спрос на перевозки зерна тоже был хорошим, особенно по железной дороге. Доля же автомобилей в прошлом сельхозгоду снизилась сразу на 7% — сказалось принятие меморандума о перегрузах, вылившееся в рост тарифов на транспортировку.

По оценкам аналитического центра «Русагротранса », объем перевозок зерна на экспорт по железной дороге в России в сезоне-2020/21 составил 19 млн т. «Это исторический рекорд и в 1,4 раза больше, чем годом ранее, когда отгрузки по ж/д составили около 13,5 млн т, — отмечает руководитель центра Игорь Павенский. — Причем впервые шесть месяцев подряд перевозилось более 2 млн т зерна ежемесячно, на максимуме — 2,3 млн т». Более того, объемы транспортировки зерновых по железной дороге в ушедшем сельхозгоду превысили даже показатель сезона-2017/18 — 18,6 млн т, когда был собран рекордный урожай зерна в 135,5 млн т. В прошлом году, согласно данным Росстата, в стране было собрано 132,9 млн т.

Как шли отгрузки зерна на экспорт по железной дороге

По всем направлениям

Источник: аналитический центр «Русагротранса»

Стимуляция субсидией

Доля железнодорожных перевозок в экспорте зерна возросла с 33% до 40% — показатель по итогам сезона составил 19 млн т. «Это максимум с сезона-2011/12», — уточняет Павенский. По его мнению, росту объемов перевозок по железной дороге, во-первых, способствовало увеличение мощностей по выгрузке вагонов в глубоководных портах примерно на четверть в прошлом сельхозгоду. В этом сезоне данный показатель продолжит расти, в том числе за счет расширения практики формирования маршрутов.

Второй фактор — рекордные урожаи в 2020 году и исторически высокие объемы отгрузок на экспорт в двух регионах, откуда везут зерно преимущественно железной дорогой — в Центре и Поволжье. Так, в ЦФО вывоз увеличился в 1,8 раза до 8,5 млн т, в ПФО — в 2,9 раза до 5,2 млн т, сообщает эксперт. «В нашем регионе в сезоне-2020/21 объемы перевозок зерна как железнодорожным, так и автотранспортом выросли из-за высокого урожая», — подтверждает гендиректор компании «Елань» (Оренбургская область) Алексей Орлов. Однако свое зерно, на которое приходится 95% от всего объема перевозимого компанией урожая, предприятие в прошлом году в основном доставляло получателю по железной дороге, так как до ближайшего терминала более 2 тыс. км. Хотя раньше продукция нередко отправлялась и машинами до Волги, а оттуда — по воде к морским терминалам. Но теперь волжские порты в Оренбургской области не работают.

Компания «Грейнрус Агро» (Курская область) в июле прошлого года перевезла 60 тыс. т зерна железнодорожным транспортом — данный способ доставки предприятие использует как раз потому, что возит продукцию на дальние расстояния — из Курской области в Ростовскую на 800 км и в Новороссийск на 1,3 тыс. км. Доля ж/д в июле 2020 года составила 100%. «В июле текущего года мы пока не осуществляли отгрузок по железной дороге, так как урожай значительно меньше, чем годом ранее, из-за погодных условий, да и в целом в этом сезоне у нас зерна для перевозок будет немного», — сообщает гендиректор «Грейнрус Агро» Сергей Мирюк.

В то же время объемы поставок на экспорт с Юга и Северного Кавказа в прошлом сезоне из-за снижения урожая суммарно упали в 1,5 раза — до 3,5 млн т с 5,3 млн т годом ранее. Это минимум за последние пять лет, обращает внимание Павенский. Перевозки из Сибири, где урожай был ненамного выше 2019 года, незначительно превысили уровень прошлого года и достигли 1,5 млн т.

Увеличение объемов железнодорожных перевозок в первую очередь связано с субсидией на перевозку зерновых, действие которой, правда, уже закончено, комментирует президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. Возможность получить выплату у участников рынка была с 1 февраля по 31 августа 2020 года, а в направлении Дальнего Востока — с 1 января по 31 декабря. «Соответственно, теперь нет и предпосылок для дальнейшего роста спроса на доставку зерна по ж/д, — рассуждает эксперт. — Если же правительство примет решение о дальнейшем субсидировании железнодорожных перевозок, то, возможно, и далее будет наблюдаться увеличение интереса к ним со стороны сельхозпроизводителей».

В этом году субсидии работали при транспортировке зерна из Сибири и Урала в отдельные субъекты Центрального, Северо-Западного, Сибирского, Северо-Кавказского, Дальневосточного и Южного федеральных округов с января по август, а также круглогодично в направлении регионов Дальнего Востока, говорит Павенский. Также действует скидка на перевозку из южных регионов с марта по июль на короткие расстояния — до 400 км. Эксперту известно, что летом шло обсуждение возможности увеличить расстояния и сроки действия скидки.

Результатом действия выплат для ДФО стало увеличение потока зерна в направлении Монголии и Китая, а также на дальневосточные порты, добавляет руководитель аналитического центра «Русагротранса». В частности, из Сибири в Монголию объем поставок увеличился со 146 тыс. т до 312 тыс. т, в КНР, куда зерно (пшеница, ячмень, кукуруза) везется в основном по рельсам, отгрузки в прошлом сезоне выросли в 3,7 раза по сравнению с позапрошлым. А в порты Дальнего Востока железнодорожным транспортом стало доставляться в 6,2 раза больше зерна.

Объемы перевозок зерна ж/д-транспортом

В целом за сезон

Автоперевозки подорожали

В сентябре прошлого года в силу вступил меморандум о недопущении перегрузов на автотранспорте. После этого зерно перестали массово возить автомобилями на дальние расстояния, делится наблюдениями Павенский. «Ранее в сторону портов в основном Азовского и Черного морей отправляли продукцию не только из южных регионов (на расстояние до 400 км), но и из центра (до 800 км) и даже из Поволжья (до 1500 км)», — знает он. Впрочем, принятие меморандума о перегрузах повлияло и на внутренний рынок: так, по железной дороге внутри страны на короткие расстояния (до 400 км) в сезоне-2020/21 было перевезено в 1,2 раза больше зерна, чем год назад, подчеркивает эксперт. Более же полную картину влияния моратория на перегрузы рынок увидит только в этом сезоне, потому что в прошлом сельхозгоду было очень существенное снижение урожая и, соответственно, поставок зерна из основных производящих регионов — Краснодарского края и Ставрополья — как по железной дороге, так и автотранспортом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе

Технологии стелс у российских Су-57, китайских J-20 и американских NGAD

Популярная механика
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Переславская флотилия Переславская флотилия

Переславль-Залесский: город на Золотом кольце, где хочется остановиться

Отдых в России
Наследие императора Наследие императора

Гатчина — для тех, кто хочет увидеть величие императорской России без туристов

Отдых в России
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет 6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет

Некоторые из этих вещей вы совершаете ежедневно, а они влияют на запах в доме

ТехИнсайдер
Ламздорфы Ламздорфы

Род Ламздорфов по праву могут считать своим и Россия, и Германия

Дилетант
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Маленькая Трота Маленькая Трота

Существовала ли героическая дама Тротула на самом деле?

Дилетант
Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия

Как и когда хирургия стала щадящей?

ТехИнсайдер
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Открыть в приложении