Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%

АгроинвесторБизнес

Вагоны догоняют машины

Доля отправки зерна к портам по ж/д выросла до 40%

Елена Максимова

Урожай зерна прошлого года рекордным не был, хотя и оценивается как высокий. Тем не менее экспорт в сезоне-2020/21 шел стремительными темпа ми. Спрос на перевозки зерна тоже был хорошим, особенно по железной дороге. Доля же автомобилей в прошлом сельхозгоду снизилась сразу на 7% — сказалось принятие меморандума о перегрузах, вылившееся в рост тарифов на транспортировку.

По оценкам аналитического центра «Русагротранса », объем перевозок зерна на экспорт по железной дороге в России в сезоне-2020/21 составил 19 млн т. «Это исторический рекорд и в 1,4 раза больше, чем годом ранее, когда отгрузки по ж/д составили около 13,5 млн т, — отмечает руководитель центра Игорь Павенский. — Причем впервые шесть месяцев подряд перевозилось более 2 млн т зерна ежемесячно, на максимуме — 2,3 млн т». Более того, объемы транспортировки зерновых по железной дороге в ушедшем сельхозгоду превысили даже показатель сезона-2017/18 — 18,6 млн т, когда был собран рекордный урожай зерна в 135,5 млн т. В прошлом году, согласно данным Росстата, в стране было собрано 132,9 млн т.

Как шли отгрузки зерна на экспорт по железной дороге

По всем направлениям

Источник: аналитический центр «Русагротранса»

Стимуляция субсидией

Доля железнодорожных перевозок в экспорте зерна возросла с 33% до 40% — показатель по итогам сезона составил 19 млн т. «Это максимум с сезона-2011/12», — уточняет Павенский. По его мнению, росту объемов перевозок по железной дороге, во-первых, способствовало увеличение мощностей по выгрузке вагонов в глубоководных портах примерно на четверть в прошлом сельхозгоду. В этом сезоне данный показатель продолжит расти, в том числе за счет расширения практики формирования маршрутов.

Второй фактор — рекордные урожаи в 2020 году и исторически высокие объемы отгрузок на экспорт в двух регионах, откуда везут зерно преимущественно железной дорогой — в Центре и Поволжье. Так, в ЦФО вывоз увеличился в 1,8 раза до 8,5 млн т, в ПФО — в 2,9 раза до 5,2 млн т, сообщает эксперт. «В нашем регионе в сезоне-2020/21 объемы перевозок зерна как железнодорожным, так и автотранспортом выросли из-за высокого урожая», — подтверждает гендиректор компании «Елань» (Оренбургская область) Алексей Орлов. Однако свое зерно, на которое приходится 95% от всего объема перевозимого компанией урожая, предприятие в прошлом году в основном доставляло получателю по железной дороге, так как до ближайшего терминала более 2 тыс. км. Хотя раньше продукция нередко отправлялась и машинами до Волги, а оттуда — по воде к морским терминалам. Но теперь волжские порты в Оренбургской области не работают.

Компания «Грейнрус Агро» (Курская область) в июле прошлого года перевезла 60 тыс. т зерна железнодорожным транспортом — данный способ доставки предприятие использует как раз потому, что возит продукцию на дальние расстояния — из Курской области в Ростовскую на 800 км и в Новороссийск на 1,3 тыс. км. Доля ж/д в июле 2020 года составила 100%. «В июле текущего года мы пока не осуществляли отгрузок по железной дороге, так как урожай значительно меньше, чем годом ранее, из-за погодных условий, да и в целом в этом сезоне у нас зерна для перевозок будет немного», — сообщает гендиректор «Грейнрус Агро» Сергей Мирюк.

В то же время объемы поставок на экспорт с Юга и Северного Кавказа в прошлом сезоне из-за снижения урожая суммарно упали в 1,5 раза — до 3,5 млн т с 5,3 млн т годом ранее. Это минимум за последние пять лет, обращает внимание Павенский. Перевозки из Сибири, где урожай был ненамного выше 2019 года, незначительно превысили уровень прошлого года и достигли 1,5 млн т.

Увеличение объемов железнодорожных перевозок в первую очередь связано с субсидией на перевозку зерновых, действие которой, правда, уже закончено, комментирует президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. Возможность получить выплату у участников рынка была с 1 февраля по 31 августа 2020 года, а в направлении Дальнего Востока — с 1 января по 31 декабря. «Соответственно, теперь нет и предпосылок для дальнейшего роста спроса на доставку зерна по ж/д, — рассуждает эксперт. — Если же правительство примет решение о дальнейшем субсидировании железнодорожных перевозок, то, возможно, и далее будет наблюдаться увеличение интереса к ним со стороны сельхозпроизводителей».

В этом году субсидии работали при транспортировке зерна из Сибири и Урала в отдельные субъекты Центрального, Северо-Западного, Сибирского, Северо-Кавказского, Дальневосточного и Южного федеральных округов с января по август, а также круглогодично в направлении регионов Дальнего Востока, говорит Павенский. Также действует скидка на перевозку из южных регионов с марта по июль на короткие расстояния — до 400 км. Эксперту известно, что летом шло обсуждение возможности увеличить расстояния и сроки действия скидки.

Результатом действия выплат для ДФО стало увеличение потока зерна в направлении Монголии и Китая, а также на дальневосточные порты, добавляет руководитель аналитического центра «Русагротранса». В частности, из Сибири в Монголию объем поставок увеличился со 146 тыс. т до 312 тыс. т, в КНР, куда зерно (пшеница, ячмень, кукуруза) везется в основном по рельсам, отгрузки в прошлом сезоне выросли в 3,7 раза по сравнению с позапрошлым. А в порты Дальнего Востока железнодорожным транспортом стало доставляться в 6,2 раза больше зерна.

Объемы перевозок зерна ж/д-транспортом

В целом за сезон

Автоперевозки подорожали

В сентябре прошлого года в силу вступил меморандум о недопущении перегрузов на автотранспорте. После этого зерно перестали массово возить автомобилями на дальние расстояния, делится наблюдениями Павенский. «Ранее в сторону портов в основном Азовского и Черного морей отправляли продукцию не только из южных регионов (на расстояние до 400 км), но и из центра (до 800 км) и даже из Поволжья (до 1500 км)», — знает он. Впрочем, принятие меморандума о перегрузах повлияло и на внутренний рынок: так, по железной дороге внутри страны на короткие расстояния (до 400 км) в сезоне-2020/21 было перевезено в 1,2 раза больше зерна, чем год назад, подчеркивает эксперт. Более же полную картину влияния моратория на перегрузы рынок увидит только в этом сезоне, потому что в прошлом сельхозгоду было очень существенное снижение урожая и, соответственно, поставок зерна из основных производящих регионов — Краснодарского края и Ставрополья — как по железной дороге, так и автотранспортом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как новенькая! Как новенькая!

Простые способы, которые запустят процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе

Технологии стелс у российских Су-57, китайских J-20 и американских NGAD

Популярная механика
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Ясухиро Михара: как японский дизайн кроссовок покорил мир

Правила жизни
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута

Куратор музея обнаружил в архивах черно-белые фотографии бандикута

N+1
Что такое DDoS-атака и как она работает Что такое DDoS-атака и как она работает

Объясняем, что такое DDoS и как оно работает

ТехИнсайдер
Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают

Как пишется расписка при ДТП и когда этого делать не стоит

РБК
«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Быстрые и буйные Быстрые и буйные

Как фристайл-мотокросс появился в России?

Men Today
«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича «Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

История успеха наследия художника Казимира Малевича

Forbes
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию Культ кумари: почему в Непале поклоняются девочкам и за что критикуют эту традицию

Почему правозащитники выступают за отказ от традиций культа кумари

Forbes
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Открыть в приложении