Сельхозтехника расширяет границы
Помогут ли дополнительные меры поддержки нарастить отгрузки за рубеж
Российское сельхозмашиностроение, несмотря на бурное развитие в последние годы, пока остается в основном ориентированным на внутренний рынок. Доля внешней торговли агротехникой и оборудованием, по оценкам экспертов, не превышает 10 % в общих продажах. С одной стороны, машинно-тракторный парк отечественных аграриев действительно еще нуждается в постоянном обновлении и пополнении современными техническими средствами. С другой — когда объемы реализации внутри страны падают (как в последние пару лет), более активный экспорт мог бы поддержать машиностроителей и обеспечить их предприятиям повышенную загрузку. Сами заводы по выпуску техники это понимают и в основном настроены наращивать объемы поставок за рубеж.
Первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу, Минсельхозу и Минфину совместно с Банком России проработать меры дополнительной поддержки экспорта российской сельскохозяйственной и специальной техники. Он отметил, что постоянный рост производства данных видов техники в предшествующие годы позволил в целом насытить рынок. И сейчас поддерживать баланс увеличившихся производственных мощностей и спроса необходимо не только за счет внутреннего потребления, но и с учетом возможностей расширения экспортных поставок.
Увеличение поддержки отрасли не помешает, так как за последние несколько лет вывоз отечественных агромашин и оборудования за рубеж несколько просел. Так, если в стоимостном выражении объем поставок в 2021 году составил 21,1 млрд руб., то по итогам 2024-го — 17,1 млрд руб. В то же время в прошлом году наметилась тенденция восстановления внешних продаж, так как по отношению к показателю за 2023-й экспорт сельхозтехники увеличился на 2 %. За восемь месяцев 2025-го по сравнению с аналогичным периодом 2024-го отгрузки выросли еще на 3 %, следует из данных ассоциации «Росспецмаш» (см. график).

Много или мало?
В последние годы экспорт российской сельхозтехники демонстрирует умеренный, но устойчивый рост, особенно в условиях сокращения внутреннего спроса, комментирует директор департамента управленческого консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «Деловой профиль» Владимир Поклад. «Если в 2020–2022 годах поставки за рубеж в данном сегменте развивались поступательно, то с 2023-го для многих отечественных производителей вывоз стал стратегическим приоритетом», — считает эксперт. По его оценке, в 2024 году объем экспорта увеличился сразу на 5,3 % и достиг 18 млрд руб. Сельхозтехника остается одним из ключевых сегментов в структуре вывоза российского машиностроения, ее долю в общих отгрузках специализированных машин и оборудования в другие страны Поклад оценивает в 5–10 %.
Председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов, напротив, полагает, что текущий уровень экспорта отечественной агротехники оставляет желать лучшего. Несмотря на наличие крепко стоящего на ногах отечественного машиностроения, объемы вывоза остаются небольшими, а география поставок — узкой. За границу уходят очень небольшие объемы сельхозмашин и оборудования, подчеркивает он.
В качестве примера значительных объемов поставок эксперт приводит опыт сотрудничества с зарубежными партнерами крупных европейских и американских производителей агротехники. В этих регионах считается обычным продавать за пределы страны 20, 30, а то и 50 % выпускаемого объема продукции. Для российских производителей этот показатель, по оценке Алтынова, не превышает 10 % даже у наиболее успешных брендов. «А ведь развитие экспортного потенциала каждого конкретного предприятия позволило бы не только нарастить прибыль и уверенно смотреть в завтрашний день, но и заложить основы географической диверсификации, — комментирует он. — Наш рынок сейчас находится в состоянии стагнации и даже падает (по объемам продаж сельхозтехники), поэтому было бы здорово открывать другие направления для реализации продукции — это отлично бы поддержало экономику предприятий».
Хотя в мире наблюдается общая экономическая нестабильность и существуют логистические сложности, российские производители все-таки успешно адаптировались к новым условиям, в том числе за счет локализации производства и адаптации техники под требования зарубежных рынков, настаивает Владимир Поклад. Экспорт стал важным амортизатором для отрасли в условиях внутреннего кризиса. По его наблюдениям, наиболее востребованными на внешних рынках являются отечественные зерноуборочные комбайны (благодаря надежности, адаптации к засушливому и жаркому климату), тракторы средней и повышенной мощности (особенно в странах с крупномасштабным растениеводством), почвообрабатывающая техника (дисковые бороны, культиваторы, посевные комплексы), а также опрыскиватели и машины для внесения удобрений. «Эти категории востребованы в странах с развивающимся АПК, где требуется надежная, простая в обслуживании и относительно недорогая техника», — отмечает эксперт.
В 2024 году самыми экспортируемыми товарами российского сельхозмашиностроения стали орудия для обработки почвы — бороны — с долей 65 % от общего объема поставок в натуральном выражении, уточняет партнер по развитию бизнеса консалтинговой компании Neo Альбина Корягина. На втором и третьем местах расположились пресс-подборщики (9,3 %) и рыхлители с культиваторами (8,6 %), сообщает она.
Готовы развиваться
Опрошенные «Агроинвестором» производители сельскохозяйственной техники и оборудования уже поставляют свою продукцию как минимум в ближнее зарубежье и в основном настроены на развитие внешних продаж. «Ростсельмаш» осуществляет экспорт широкой номенклатуры сельхозтехники, рассказывает директор департамента маркетинга компании Дмитрий Донцов. Ассортимент включает зерно и кормоуборочные комбайны, тракторы, самоходные косилки, а также прицепное и навесное оборудование. Приоритетное внимание уделяется продвижению техники, оснащенной цифровыми решениями «Ростсельмаша», направленными на повышение эффективности агробизнеса. «Вывоз осуществляется как в виде готовых машин, так и в виде комплектующих, агрегатов и машинокомплектов для сборки», — уточняет топ-менеджер. В странах с развитыми государственными инвестициями в сельское хозяйство высоким спросом пользуется мощная техника, такая как комбайны Torum и тракторы 2000 серии. В то же время на рынках, ориентированных на частные вложения, сохраняется востребованность более компактных и простых в эксплуатации моделей, включая комбайны Nova, Vector и Acros.
Краснокамский ремонтно-механический завод (КРМЗ, Пермский край) до пандемии коронавируса экспортировал кормозаготовительную технику KRMZ Innovation и навесные фронтальные погрузчики Frontlift в СНГ и даже на европейский рынок. Именно для продвижения в Европе был разработан бренд KRMZ Innovation, вспоминает директор предприятия Дмитрий Теплов. «Впервые линейка наших кормозаготовительных машин, которые мы производим с 2003 года, появилась под общим новым названием на международной выставке сельхозтехники Agritechnica-2019 в Германии, — рассказывает он. — После этого о нашей продукции даже рассказал английский журнал Farmers Weekly, то есть наши машины и кормозаготовительная технология, которую они обслуживают (“Технология КРМЗ: сенаж в линию”), привлекли тогда внимание западно-европейских фермеров».
Однако отгрузки в Европу из-за трудностей с логистикой прекратились еще во время пандемии, и сейчас компания поставляет сельхозмашины только в страны СНГ. Также предприятие отгружает на экспорт складскую технику STL и автоприцепы «Экспедиция» — в Беларусь, Казахстан и Узбекистан. «Самое широкое сотрудничество у нас развернуто с Казахстаном, — делится Теплов. — Кормозаготовительные машины KRMZ Innovation уже работают во многих областях соседней страны: от Западно-Казахстанской на севере до Туркестанской на юге». В целом доля экспорта в общих продажах КРМЗ пока невелика, но уже в ближайшие два года компания рассчитывает довести ее до 30 %.
«Пегас-Агро» (производит самоходные машины для внесения удобрений и средств защиты растений, а также самоходные опрыскиватели-разбрасыватели) начал развивать экспорт в 2015–2016 годах, тогда на международные рынки вышла модель самоходного опрыскивателя-разбрасывателя первого поколения «Туман-1М». Эти начальные поставки и заложили фундамент для дальнейшего развития бренда за пределами России, рассказывает начальник отдела экспорта компании Алексей Сверчков. «С 2019 года мы начали регулярно отгружать нашу продукцию за рубеж, что расширило географию присутствия», — говорит он. Сейчас самоходные опрыскиватели-разбрасыватели «Туман» продаются и эксплуатируются на территориях таких стран, как Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Молдова, а также Монголия.
«СиСорт» производит фотосепарационное оборудование на территории России и СНГ и развивает экспортное направление больше 10 лет, сообщает руководитель отдела по внешнеэкономической деятельности компании Александр Старков. На вывоз приходится около 20 % общего объема ежегодных продаж компании. «Мы реализуем индивидуальные машины, идеально подходящие под задачи клиента и производительность, поэтому процесс получается небыстрый и трудоемкий, — поясняет руководитель. — Сначала согласовываем проект, тестируем его на образцах сельхозпродукции клиента, потом индивидуально под клиента выпускаем оборудование, учим специалистов компании-заказчика, как на нем работать... Это не просто “купил — продал”, а более глубокий процесс, поэтому очень больших объемов экспортных продаж добиться трудно».
